ТРЕТИЙ РИМ

Найдено 1 определение
«ТРЕТИЙ РИМ»
историософская концештия, возникшая в общественно-политической мысли России в период формирования централизованного государства в конце 15 — 1-й пол. 16 в. Мотивы концепции «Москва — Третий Рим» звучали уже в сочинениях апокрифического характера («Сказание о князьях Владимирских», «Повесть о белом клобуке» и т. д.). Окончательный вариант концепции был сформулирован в посланиях инока псковского Елиазарова монастыря Филофея к московским вел. князьям Василию III и Ивану IV Грозному Филофей обращался к Василию III и Ивану IV как к единственным православным государям: «вся христианская царства снидошася в твое едино», и далее наиболее известная фраза из этих посланий: «два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быта».
В историософской концепции «Третий Рим» выделяется несколько аспектов ее становления и бытования. Прежде всего концепция была реакцией на изменение геополитической ситуации, в которой оказалось молодое Российское государство, и моральный кризис, связанный с потерей государственной самостоятельности мировым центром православия — Византийской империей. Падение Константинополя и завоевание Польшей, Литвой и Турцией всех территорий, являвшихся традиционным ареалом распространения православия, при одновременном свержении в северо-восточной Руси почти 300летнего татаро-монгольского ига способствовали утверждению представления о перемещении мирового центра православия и соответственно политического центра из Византии в Москву, превратившуюся в представлении современников в «новый Иерусалим», «Третий Рим» и т. д. С другой стороны, постоянно испытываемое Российским государством военно-политическое давление как со стороны кочевых степных народов, так и со стороны Запада приводило к возникновению синдрома «осажденной крепости», необходимости сохранения последнего оплота православия в противостоянии с неблагоприятным внешнеполитическим окружением. При этом идеи концепции «Третьего Рима», государственного единства всех русских земель способствовали ускоренному формированию русского этноса, складыванию национального самосознания.
В концепции «Москва — Третий Рим» существовал и политический аспект, способствовавший ее оформлению в подобие полуофициальной государственно-правовой теории — через символику мировой державы (имперский Рим) Москва предстает естественным средоточием, центром объединения всех «истинно христианских» православных земель и народов под скипетром московского государя. Приобретшая в ? вв. статус полуофициальной политической доктрины, эта теория стала своеобразным ответом молодого Русского государства на универсалистские притязания католической Европы (проекты церковной унии во главе с римским первосвященником и т. п.). Одновременно эта доктрина явилась идеологическим основанием «воссоединительной» политики московских царей, направленной на присоединение к России районов Смоленска, восточной Белоруссии и Украины в 16—17 вв. Однако попытки экстраполяции ее положений на более поздние этапы истории Российского государства, экспликации с ее помощью политики царизма времен империи, предпринятые в т. ч. видными отечественными мыслителями (Н. А. Бердяевым, напр.) представляются не вполне обоснованными. Эта доктрина не играла практически никакой роли в стремительном расширении территории Русского государства на юг и восток уже в 17 в. Противоречия между вселенскими политическими притязаниями православного царя, из чисто политических соображений настаивавшего на приведении русского церковного чина в соответствие с греческими канонами, и значительной части мирян и церковного клира, отстаивавшими цельность своей веры и проявлявшими недовольство засильем чужаков в институтах церкви под знаком этой же теории, вылились в весьма болезненный для русского общества и имевший глубокие последствия церковный раскол. Больше того, в середине 17 в. в процессе осуществления церковной реформы выявились спорные моменты в толковании идеи «Третьего Рима» различными группировками элит российского общества, приведшие страну к глубокому политическому кризису и вылившиеся в конфликт между царем Алексеем Михайловичем и московским патриархом Никоном. В полной мере проявившая ограниченность и противоречивость концепция «Москва — Третий Рим» обусловила постепенный отказ от нее официальных кругов Российского государства на протяжении последней трети 17 в. Уже на рубеже 17—18 вв. эта концепция не играла никакой роли в определении внутренней и внешней политики самодержавия. В 19—20 вв. она окончательно стала фактом истории отечественной философской мысли и политической публицистики.
Лит.: Кудрявцев М. П. Москва — Третий Рим. Историко-градостроительное исследование. М., 1994; Малинин В. Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. К-, 1901; Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (15— 16 вв.). М., 1998; Lidea di Roma a Mosca. Secoli 15—16. Fondi per la storia del pensiero sociale msso. Roma, 1993; PoliakovL. Moscow, Troisieme Rome. Les intermittences de la memoire historique. Hachette, 1989; SchaederH. Moskau des Dritte Rome. Darmstsdt, 1957.
Э. Г. Соловьев

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
309.73 кб

ТРИ РИМА В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ

Красиков Анатолий Андреевич
Читать PDF
894.09 кб

Третий путь третьего Рима: Россия и Восток

Ходаковский Евгений Андреевич
В очередной фазе противостояния Запада и Востока все возрастающую роль играют «наиболее опасный союзник столетия» и «сетевая цивилизация», которые в будущем окажут решающие воздействие на определение основных направлений глобальны
Читать PDF
78.16 кб

Томаш Ходана была ли Москва "третьим Римом"?

Гудимова С. А.
Ходана Т. Была ли Москва "третьим Римом"? // Новая Польша. Варшава, 2003. № 5 (42). С.6264.
Читать PDF
282.34 кб

Образ Третьего Рима в сочинениях Н. Ф. Федорова

Гордиенко Николай Семенович, Шушпанов Евгений Сергеевич
Концепция старца Филофея «Москва третий Рим» неоднократно интерпретировалась русскими философами с разных точек зрения. В настоящей статье рассматривается образ Третьего Рима в философских сочинениях Николая Федоровича Федорова.
Читать PDF
865.36 кб

Третий путь третьего Рима: Стратегия России в XXI веке

Ходаковский Евгений Андреевич
В русле разрабатываемой автором геоцивилизационной концепции рассматриваются перспективы реализации социально-политических проектов III Рима, IV Рейха и V Интернационала.
Читать PDF
741.10 кб

Третий путь третьего Рима: стратегия России в XXI веке

Ходаковский Евгений Андреевич
Содержание Стратегии России XXI века определяется результатами слияния времени Третьего Рима и пространства Третьего мира.
Читать PDF
1,022.16 кб

Третья Отечественная Третьего Рима: битва за Новороссию

Ходаковский Евгений Андреевич
Возвращение Крыма является важнейшим первым шагом очередного воссоединения Русских Земель Третьего имперского периода, закладывающим основу евразийской интеграции и создания региональной системы сотрудничества и безопасности Росси
Читать PDF
94.65 кб

Об истории бытования идеи «Третьего Рима» в России xvi в

Усачев Андрей Сергеевич
В статье на основе анализа записей на Годуновских Псалтирях рассматривается вопрос о распространении идеи «Третьего Рима» в России в конце XVI в.
Читать PDF
456.57 кб

Мифоистория России: от третьего Рима к открытому обществу

Гарбузов Дмитрий Викторович
В статье в широком историко-культурном контексте анализируются идеологические мифы постсоветских преобразований.
Читать PDF
2.94 мб

Третья «Римская» поэма Полежаева (новое о творчестве поэта-земляка)

Н. Л. Васильев
Читать PDF
505.49 кб

Зачем еще раз убивать Бога? Он все равно воскреснет заметки о крушении "третьего Рима"

Крахмальникова З. А.
З.А.
Читать PDF
287.17 кб

Натуралистический реванш в «Третьем Риме» (философия истории М. О. Геншерзова) статья вторая

Ивонин Юрий Перфильевич, Ивонина Ольга Ивановна
Философско-историческая концепция М.О.Гершензона обосновала его политическую программу, заявленную в «Вехах». М.О.
Читать PDF
372.53 кб

Натуралистический реванш в «Третьем Риме» (философия истории М. О. Гершензона). Статья первая

Ивонин Юрий Перфильевич, Ивонина Ольга Ивановна
Философско-историческая концепция М.О.Гершензона обосновала его политическую программу, заявленную в «Вехах». М.О.
Читать PDF
298.52 кб

Третья Македонская война и её место в Восточной политике Рима в «Классической» советской историограф

Тарасова А. А.
В статье анализируются изменения в освещении событий Третьей Македонской войны в советской историографии конца 1940-1960-х гг.
Читать PDF
758.77 кб

Третья македонская война 171-168 гг. До Н. Э. Как завершающий этап борьбы Рима и Македонии за Элладу

Калмыков Виталий Сергеевич
В статье рассматриваются причины Третьей Македонской войны Римской державы с Македонией, дипломатическая подготовка этой войны, роль македонского царя Персея в конфликте.