ТРАВМА

Найдено 1 определение
ТРАВМА (психическая)
понятие психоанализа, которое переносит на психологический уровень медицинское (хирургическое) понятие травмы (греч. trauma: повреждение с нарушением кожного покрова, возникшее в результате внешнего насилия). В результате травмы, нарушающей работу психики, субъект вступает в порочный круг навязчивых повторений (слов, поступков, сновидений и др.) или страдает от паралича воли и действия. Сама трактовка травмы в психоанализе подвергалась значительным изменениям. Сначала Фрейд считал травму (как правило, сексуальную) реальным событием жизни пациентов, пережитым ими в раннем возрасте в результате домогательств взрослых (теория соблазнения) и вытесненным из сознания; соответственно работа с пациентом предполагала воспоминание под гипнозом и осознание травматического события, что само по себе уже должно было иметь лечебное воздействие. Затем (с 1897) он построил другую картину травмы: дело не в реальных фактах, а в фантазиях пациентов, принимаемых ими за факты. Это изменение имеет два главных следствия. Во-первых, вопрос о событиях и фантазиях по их поводу оказался достаточно сложным: возникло и укрепилось понятие «психической реальности», которая может быть более действенной, чем те или иные «материальные» и «объективные» события. Во-вторых, отказ от объясняющего значения «внешней» травмы подтолкнул к построению теории детской сексуальности: сексуальность не привносится в мир детства взрослыми, она опирается на ранние бессознательные побуждения, развитие которых проходит различные стадии.
Травма приобретает новое значение в психоанализе в 1920-е гг, когда после 1-й мировой войны умножаются случаи травматических неврозов (навязчивые сны и воспоминания о тяжелых насильственных сценах). В объяснении этого явления приходилось выбирать одно из двух: либо сон не является выполнением скрытых желаний (что лишало бы психоаналитика этого опорного клинического материала), либо человеческие влечения не ограничиваются поиском удовольствий и должны включать в себя и «влечение к смерти». К тому же оставались неясными более конкретные вопросы. Почему сходные обстоятельства порождают разные психические реакции у разных людей, почему переживание катастрофы становится травмой только для данного человека? Как увязать понятие травмы (резкого вторжения) с механизмом повторения травматических событий (будь то реальных или вымышленных)?
Для философии имеет значение не собственно травма как отдельный вид человеческого опыта, но скорее травма как условие становления человека вообще и как предпосылка формирования познавательного интереса в частности. В послефрейдовском психоанализе, и прежде всего у Ж. Лакана, трагический опыт лишения, нехватки, символической «кастрации» является основоположным для человека в мире, изначально предполагая расщепленность субъекта и недоступность для него объектов его желания, опосредованных языком. Проблема травмы как предпосылки формирования познавательного интереса обсуждается, напр., современными французскими психоаналитиками и философами, близкими к психоанализу (М. Шнейдер, М. Бертран). У истоков обсуждаемой ими проблемы травматического генезиса мысли («эпистемофилическое влечение»), родившейся на периферии ортодоксального фрейдизма, стоял Ш. Ференци. Примеры детского психоанализа у Ференци дают яркую картину генезиса интеллектуальных абстракций в ситуации травмы. Рождение особой инстанции, напоминающей Бога или абсолютного наблюдателя, принадлежит не логике философа-профессионала, а психике тяжело больного ребенка, который изо всех сил держится за жизнь. Но и здоровый ребенок впервые начинает строить свои «теории» (прежде всего — насчет того, «откуда берутся дети») в обстоятельствах, которые грозят ему лишением (напр., уменьшением родительской любви в ситуации ожидания в семье рождения другого ребенка), превращая тем самым претерпевание в активное действие.
У взрослого человека ответом на травму нередко становится создание защитного фантазма всевластия вообще (некий аналог идеала детского совершенства, возврат к состоянию, когда ребенок был «пупом земли» и все казалось ему доступным) или же всевластия мысли (с психоаналитической точки зрения обе формы стремления к всевластию — это превращенные формы чувства бессилия). Один из способов такого ответа на травму — построение социальных идеалов (осознанных или неосознанных): они порождаются человеком в замену родительской критики и предполагают напряженное соотношение между сущим и должным. В основе построения идеала — вынесение вовне такого образа самого себя, который приносит нам удовлетворение. Парадоксальным образом именно неосуществимость идеалов поддерживает служение и преданность им: принося жертву, мы верим в ответную любовь, компенсируя этим неуверенность в себе. Динамика «спасительных идеализации» — это мучительные колебания между надеждами на лучшее будущее и меланхолическим надрывом психики, между душевными подъемами и подавленностью.
Хотя в основе познавательных процессов лежат эротические, в широком смысле, побуждения (страх перед утерей любви и стремление защититься от этой утраты), теоретическая деятельность не сводится к идеалостроению при отказе от мнимого обладания полнотой и целостностью. Человеческий ум продвигается вперед путем разрешения загадок, а загадка, т. е. постановка проблемы, — это уже начало преодоления травмы. Сам Фрейд прямо не связывает травму и генезис мысли, однако изучение этой связи не противоречит фрейдовским интуициям. Сама идея травматического генезиса мысли побуждает человека, столкнувшегося с лишениями, к познавательной работе: во всяком случае оправдывать неумение или нежелание мыслить трудной жизнью, нехватками и потрясениями становится, с этой точки зрения, невозможным.
Лит.: ЛапланшЖ., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996; Психоанализ и науки о человеке. М., 1995; FerencziS. Thalassa. Psychanalyse des origines de la vie sexuelle. P., (без года изд.); Lacan J.Ecrits. P., 1966; Bertrand M. La pensee et le trauma. Entre psychanalyse et philosophie. P., 1990; Eadem. Pour une clinique de la douleur psychique. P., 1996; Eadem (в соавт.) Ferenczi — patient et psychanalyste. P., 1994; Schneider M. La parole et linceste. De lenclos linguistique a la liturgie psychanalytique? P., 1980; Eadem. Le trauma et la filiation paradoxale. P., 1988; Kaufman P. (dir.) LApport freudien. Elements pour une encyclopedie de la psychanalyse. P., 1993; ChemamaR. (dir.) Dictionnaire de la psychanalyse, 1993.
H. С. Автономова

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
99.09 кб

«Ослабленное мышление» — метафизическая травма современной культуры: по мотивам Джанни Ваттимо

Белова Ирина Сергеевна
В статье анализируется одна из версий травмирующего влияния культурной ситуации постмодерна на различные сферы человеческого мышления и исторической деятельности, перспективы и возможности человеческой свободы в данных обстоятельс
Читать PDF
424.48 кб

(не) напрасные жертвы: травма как точка сборки биополитического коллективного тела

Корецкая Марина Александровна
В статье предпринимается попытка описатьспецифику фигуры жертвы в современной культу-ре.
Читать PDF
278.82 кб

Как боль становится общей? Культурная травма как процесс

Головашина Оксана Владимировна
В статье рассматривается процесс и особенности перехода личной травмы в культурную. Источниками послужили дневники жителей блокадного Ленинграда.
Читать PDF
475.75 кб

Сердце тьмы: травматическая инклюзия

Неклесса Александр Иванович
Определена закономерность генезиса квазисуверенных территорий как постколониальных «травматических инклюзий», неспособных конструктивно вписаться в глобальный цивилизационный текст; выявлена социокультурная тенденция формирования
Читать PDF
83.63 кб

К вопросу о визуализации травматичного и деструктивного опыта в европейском искусстве

Гиниятова Елена Владимировна, Ройз Екатерина Евгеньевна
На основании разведения понятий травматичного и деструктивного опытов производится анализ конкретных произведений искусства.
Читать PDF
274.35 кб

Субъективность и травматичный другой

Мартынова Светлана Александровна
В статье рассмотрена проблема отчуждения людей друг от друга в ситуации современности, что ведет к формированию субъективности за границами экзистенциального взаимодействия.
Читать PDF
103.20 кб

Феноменология коллективной памяти: от работы воспоминаний к травме забвения

Аникин Даниил Александрович
В статье рассматривается феноменологический подход к коллективной памяти, анализируются предпосылки перехода от индивидуального к социальному сознанию.
Читать PDF
16.42 мб

О «Травме» в культурной памяти: фигура свидетеля

Молчанова Оксана
Статья посвящена анализу роли свидетеля в легализации «архива» культурной памяти общества. Автор акцентирует внимание на отношении к тоталитарной власти свидетеля-соучастника и свидетеля-жертвы.
Читать PDF
93.09 кб

"эффект зеркала" и травмированная мысль. Часть первая: Парадокс рефлексии: мыслящий субъект и его дв

Сухно Алексей
В статье рассматривается фрагмент полемики Декарта и Гоббса с точки зрения его влияния на философскую мысль модерна.
Читать PDF
759.57 кб

Религиозные движения «New age» как проявление культурной травмы

Ларина Татьяна Игоревна
В статье рассматривается явление новых религиозных движений направления «New Age» и, в частности, неоязычества, как способ преодоления культурной травмы, вызванной «инновационным беспределом».
Читать PDF
400.24 кб

Культурология сквозь призму методологической травмы культуролога

Антонова Елена Леонидовна, Антонов Евгений Алексеевич, Таранова Александра Евгеньевна, Туркина Виктория Григорьевна
В статье рассматривается проблема «культурологического поворота» в отечественной гуманитарной науке.
Читать PDF
383.26 кб

Концепция культурной травмы и возможность ее применения к интерпретации исторических событий

Кучева Анастасия Викторовна
В статье анализируется современная социологическая теория культурной травмы, возникшая в результате переноса понятия «психическая травма» в социальные науки; формулируются основные признаки, составляющие дефиницию термина; рассмат
Читать PDF
364.04 кб

Исторические интервью как источник интерпретации культурной травмы (на примере воспоминаний о Велико

Кучева Анастасия Викторовна
В статье рассматриваются устные исторические источники в контексте актуальной в настоящее время проблематики коллективной памяти, культурной травмы и способов ее преодоления.
Читать PDF
0.00 байт

ТРИ ТРАВМЫ (К ГЕРМЕНЕВТИКЕ СОВЕТСКОГО ОПЫТА)

Махлин В.Л.
В статье анализируются три «травмы», две советские и одна постсоветская, последствия которых сказываются в современной духовно-идеологической и научно-гуманитарной ситуации.
Читать PDF
0.00 байт

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРАВМЫ: ОПЫТ ОДНОГО АНАЛИЗА

Сыров Василий Николаевич
Предпринят анализ потенциала философского подхода, осуществленного П. Брейкеном, к изучению причин возникновения и способов проработки травмы, а именно к концепции посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Похожие термины:

  • ТРАВМА РОЖДЕНИЯ

    греч. trauma - повреждение организма) - понятие и психоаналитическая концепция Ранка, обозначающие процесс и результат патогенного эмоционального воздействия на психику человека процедуры его появл
  • ТРАВМА ПОСТМОДЕРНА

    (trauma of the postmodern). Представление о связи постмодерна с травматическим опытом, обусловленным информационным взрывом либо идеологическим воздействием. Теория травмы – один из самых динамичных разде
  • ТРАВМАТИЗМ

    комплекс отклонений, связанных с ранением или болезнью (изменения уравновешенности личности) или же с эмоциональным шоком (потеря памяти, неприспособленность и т.д.). См. Эмоция (эмоциональный шок).
  • ТРАВМАТИЧЕСКИЙ

    от греч. trauma повреждение) - появляющийся в результате повреждения или глубоких переживаний; травматические неврозы, или психоневрозы, - тяжелые нервные расстройства, наступающие в результате теле