ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ

Найдено 1 определение
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ
одно из основных понятий послекантовской метафизической логики. Введено в философский обиход Кантом, обозначает у него "высшее основоположение" априорных синтетических суждений. При расссмотрении чистого "я" как "высшего основоположения" синтетического знания, можно было бы предположить, что Т.С. существует до объекта, как это и делали впоследствии многие интерпретаторы критической философии. Однако если следовать самому Канту, это оказывается бессмысленным, поскольку в этом случае нельзя было бы судить о применении удостоверяющего "синтетического единства" как единственной функции субъекта, - следовательно, мы ничего не знали бы не только об объекте, но и о субъекте. Отсюда осознание синтеза представлений в априорном синтетическом суждении, или "единство рефлексии о явлениях" есть не просто самодовлеющее единство, а "объективное единство самосознания". Такая особенность Т.С., его чисто логическая сущность и несамостоятельность, определяются тем, что он представляет, по Канту, "высшее основоположение", действующий логический принцип и не более того. С позиции критической философии, Т.С. предшествует объективному миру только в гносеологическом, точнее - логическом, отношении. Мыслительная деятельность, которая применяет на практике чистое "я" как принцип, удостоверяющий синтез, называется у Канта "рассудком". Эту деятельность "рассудок" проводит, используя "понятия", составляющие "единство чистого синтеза". В понятиях рассудок выражает, во-первых, синтез многообразия в чистом созерцании, т.е. единство в одном созерцании; во-вторых, синтез этого многообразия через способность воображения, иначе говоря, единство в одном суждении. Отсюда в понятии фиксируется достоверность синтеза как на уровне чувственности, так и на уровне мышления. Так что именно в "рассудке" заключается, по мысли Канта, вся полнота априорного синтеза. Вследствие этого, "рассудок", обладая способностью мыслить предмет как трансцендентальный объект, т.е. как объект достоверный, а не просто истинный, представляет собой Т.С. В послекантовской метафизической логике Т.С. трактуется уже не в виде логической формы априорных синтетических суждений, а как форма синтетических умозаключений (они всегда априорны). У Гегеля, например, в его диалектической логике, трансцендентальное сознание, т.е. "логический" субъект, понимается как форма диалектического сорита (форма многозвенной дефиниционной спецификации), определяющая его направленность, - другими словами, как форма всякого мыслительного опосредствования. "Сущностно человек есть как дух не непосредственно, а как возвращение в себя", "непокой и есть самость" - одни из немногих высказываний Гегеля на этот счет. Т.С., таким образом, суть "не некая абстракция от человеческой природы", а само движение дефиниционной спецификации к полной и окончательной индивидуальности, единичности, т.е. деятельность по логической обработке всего содержательного знания. Итак, в гегелевской метафизической логике начинает выделяться такой аспект "сознания", как его историчность. Это уже не "трансцендентальное единство апперцепции", как высшая логическая форма априорных синтетических суждений, а некий дух, определяющий общую направленность своих синтетических умозаключений, т.е. имеющий особую логическую историю. Логическая же история Т.С. ("абсолютного духа") совпадает с природными процессами вплоть до изоморфизма. Поэтому в системе тождества полагается единство логики и онтологии. Понятие "Т.С." широко применялось и в послегегелевской трансцендентальной философии, при этом под ним понималась инстанция, позволяющая проводить логическую обработку всякого эмпирического содержания до потенциально бесконечных пределов. К примеру, в критической философии Виндельбанда "нормальное сознание" должно так сопоставлять "представления" с "ценностями" (особой формой априорного синтетического знания), что в этот процесс могут оказаться вовлечены буквально все мыслимые "представления". В феноменологии Гуссерля "трансцендентальное сознание", "ego"
способно преобразовать абсолютно любую предметность в поток феноменов и определить принципы их протекания. В философской герменевтике Гадамера "действенно-историческое сознание", по определению, вбирает в себя всю конкретику герменевтического опыта. В любой модели трансцендентальной философии и ее модификацииях можно найти свои аналоги понятию "Т.С.". Единственное течение трансцендентализма, не приемлющее ни в каком виде логический принцип Т.С., - это трансцендентальная прагматика. Ее представители (Апель, Хабермас) в качестве общей метатеории философского дискурса перестали использовать метафизическую логику, предложив вместо нее современные методы неформальной логики, поэтому необходимость в понятии "Т.С.", с их точки зрения, отпадает сама собой.

Источник: История Философии: Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
105.76 кб

Был ли у И. Канта трансцендентальный субъект?

Круглов Алексей Николаевич
Читать PDF
605.20 кб

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ

Калиниченко Владимир
Читать PDF
176.94 кб

Трансцендентальный субъект управления обществом

Григоренко Дмитрий Евгеньевич
В статье исследован трансцендентальный субъект управления обществом.
Читать PDF
156.78 кб

Экзистенциальная функция понятия «Трансцендентальный субъект»

Н. А. Суркова
Статья посвящена исследованию экзистенции как до конца необъективируемой первоосновы разума.
Читать PDF
331.51 кб

Границы трансцендентального субъекта феноменологического проекта

Смирнова Анастасия Алексеевна
Статья посвящена одной из основных тем поздней феноменологии, проблеме интерсубъективности и условий ее возможности.
Читать PDF
238.80 кб

Отношение понятий "субъект права" и "трансцендентальный субъект" в теории права

Поскачина Марина Никитична
Рассматривается отношение между двумя основными понятиями теории права и трансцендентальной феноменологии. Каждое понятие имеет самостоятельное значение, которое при известных условиях выполняет свою функцию.
Читать PDF
202.60 кб

Апория трансцендентальных оснований субъект-объектного дуализма теоретического знания

Антаков Сергей Мирославович
Термин «апория» служит далее для обозначения парадоксов и антиномий, природа которых находится в непосредственной связи с проблемой отношения бытия и мышления и лежит в трансцендентальных основаниях субъект-объектного дуализма тео
Читать PDF
90.27 кб

Декарт и Гуссерль: методология исследования и сущность трансцендентальной субъективности

Куров Игорь Геннадьевич
Статья посвящена рассмотрению радикального методического сомнения и учения о cogito Декарта в контексте концепции феноменологической редукции и трансцендентальной субъективности Э. Гуссерля.
Читать PDF
502.17 кб

О трансцендентальном и эмпирическом субъекте в политическом и социальном знании и познании

Коротина Ольга Александровна, Кирсанова Лидия Игнатьевна
Рассматриваются понятия политического в современной формулировке французского постмодерна, соотношение трансцендентального и эмпирического субъекта в социальном знании, содержание протестного сознания в современной России.
Читать PDF
256.23 кб

Интеллектуальный синтез трансцендентального субъекта в единстве географической и социальной сред

Полатайко Сергей Васильевич, Мачкарина Ольга Дмитриевна
В статье предлагается авторская позиция на выяснение механизмов интеллектуального синтеза субъектности и субъекта.
Читать PDF
228.76 кб

Критика кантовского трансцендентального субъекта и новый вариант трансцендентальной аксиологии Н. Га

Кушнаренко Я. В.
В статье анализируется критика Н. Гартманом кантовской модели трансцендентального субъекта, а так же новый вариант аксиологии и антропологии, построенный самим Н. Гартманом.
Читать PDF
181.28 кб

Антропологические основания трансцендентального субъективизма психоаналитической темпорологии Ж. Лак

Гарбузов Дмитрий Викторович
Статья посвящена анализу темпорологической концепции известного французского философа и психоаналитика Ж. Лакана, который разрабатывает критику субъекта психических феноменов с позиции трансцендентализма и интерсубъективизма
Читать PDF
347.60 кб

Роль экзистенциализма и диалогизма в деструкции трансцендентального субъекта классической феноменоло

Мащитько Сергей Михайлович
В статье рассматривается роль экзистенциализма Ж.-П. Сартра и диалогизма Э. Левинаса в преодолении идеи трансцендентального субъекта в рамках феноменологии Э. Гуссерля.
Читать PDF
231.78 кб

Конец метафизики «Трансцендентального» субъекта: границы репрезентации информационного пространства

Газизов Раиль Робертович
Анализируется субъективность человека как культурное событие. Выявлены границы репрезентации информационного пространства и времени духовного «я».
Читать PDF
340.87 кб

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ СУБЪЕКТА КАК ОСНОВАНИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ТЕМАТИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО В УЧЕНИЯХ АВГУСТ

Полетаева Юлия Геннадьевна
Осмысление понятия времени связано с выработкой новых духовных ориентиров развития человечества, заложенных ведущим представителем раннехристианской теологической традиции, Августином Аврелием.