ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Апперцепции единство трансцендентальное

(Transzendentale Einheit des Apperzeption - нем.)
Понятие кантовской философии, играющее важнейшую роль как в теории
познавательных способностей, так и в системе трансцендентальной
философии Канта в целом. Трансцендентальное единство апперцепции
может быть приравнено к Я, но в совершенно определенном аспекте.
Апперцепцией вообще Кант называет самосознание, разделяя
эмпирическую и первоначальную (чистую) апперцепцию. Эмпирическая
апперцепция имеет временной характер, это взгляд на самого себя глазами
внутреннего чувства. Объект эмпирической апперцепции - душа как
явление, поток переживаний, в котором нет ничего устойчивого.
Эмпирическая апперцепция оказывается поэтому, скорее, не
самосознанием, а темпорально окрашенным сознанием конкретных
состояний субъекта, в числе которых присутствуют и восприятия внешних
объектов (ни одно представление, в том числе внешнее, не может миновать
внутреннего чувства). Однако условием всякого эмпирического сознания
представлений является отнесение этих представлений к тождественному Я.
Таким образом, сознавая представления (эмпирическая апперцепция), мы
одновременно осознаем себя сознающими эти представления
(первоначальная апперцепция). Осознавая себя, мы вместе с тем осознаем,
что от представления о себе неотделимо численное тождество. Это означает,
что Я мыслится нами сохраняющимся в потоке перцепций (само оно при
этом находится вне времени), стало быть, единичным, а, следовательно,
задающим единство всего многообразия наших состояний. Данное единство
Кант и называет трансцендентальным единством апперцепции. Слово
"трансцендентальное" указывает на то, что выявленная структура Я может
быть использована для объяснения возможности априорных синтетических
познаний. Объединение представлений в Я предполагает синтез (именно
поэтому Кант называет трансцендентальное единство апперцепции также
первоначально-синтетическим единством), который, так же как и само
чистое Я, должен иметь априорный характер. Зная чистые формы этого
синтеза (Кант убежден, что ими являются категории), мы сможем
антиципировать законы, которым неизбежно должны подчиняться явления
как предметы возможного опыта, так как в противном случае они просто не
дойдут до эмпирического сознания, т.е. не будут восприняты. Это высшее
основоположение синтетического знания само носит аналитический
характер, так как понятие Я уже включает представление о синтезе в нем
всех возможных представлений. Однако само аналитическое единство
апперцепции возможно лишь благодаря ее первоначально-синтетической
природе. Поскольку трансцендентальное единство апперцепции связано с
объективными категориальными синтезами (категории - понятия,
благодаря которым представления получают отношение к
трансцендентальному объекту), Кант именует его также объективным
единством самосознания и отличает от субъективного единства сознания,
основывающегося на случайных ассоциативных связях. Самосознание
трактуется Кантом как акт чистой спонтанности, указывающий на
принадлежность чистой апперцепции к высшим познавательным
способностям. Не удивительно поэтому, что Кант иногда отождествляет
первоначальное единство апперцепции и рассудок. Трансцендентальное
единство апперцепции нельзя смешивать с его носителем -
трансцендентальным субъектом, о котором нам почти ничего не известно.
На ошибочном отождествлении этих двух инстанций основана целая наука
- рациональная психология, опровергаемая Кантом в разделе "Критики" о
паралогизмах чистого разума. Само по себе трансцендентальное единство
апперцепции есть лишь форма мышления, отличающаяся от
трансцендентального субъекта так же, как мысль отличается от вещи.
Между тем, как показывает анализ рукописного наследия и лекций Канта,
еще буквально накануне выхода в свет "Критики чистого разума" сам он
трактовал Я именно в духе рациональной психологии: как вещь в себе,
доступную непосредственному интеллектуальному созерцанию -
апперцепции. Отказ от этой позиции привел к нестыковкам в
аргументативной структуре центрального исследования "Критики" -
трансцендентальной дедукции категорий, первоначальный вариант которой
(созданный за шесть лет до появления "Критики") базировался на старой
концепции Я. Понятие трансцендентального единства апперцепции
послужило отправным пунктом наукоучения Г.Фихте.

Источник: Термины кантовской философии

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
в философии Канта - единство самосознания, производящее чистое наглядное представление "я мыслю", данное до всякого мышления и в то же время не принадлежащее чувственности; представление, которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть тождественным во всяком сознании. Иначе говоря, это единство сознания мыслящего субъекта, в отношении которого только и возможно представление о предметах. После того как в "Аналитике понятий" был дан перечень всех первоначальных чистых понятий синтеза, "которые рассудок соединяет в себе a priori и с помощью которых он только и может понимать что-либо в многообразии наглядного представления", Кант осуществляет свою знаменитую трансцендентальную дедукцию категорий. Целью этой дедукции становится показать конституирование доступных познанию объектов как результат применения категорий к созерцаниям. В параграфах 15-20 этой дедукции он осуществляет попытку отыскать в самом рассудке первоисточник всех возможных видов связей и синтезов. Тем изначальным единством, без которого, согласно Канту, вообще не было бы возможно любое синтезирующее действие, а также высшим объективным условием возможности всех синтезов рассудка и высшим условием "объективности знания" (в кантовском смысле) становится у него единство человеческого "Я", единство сознания мыслящего субъекта. Исследуя это единство "со стороны" сознания субъекта, Кант называет его "трансцендентальным единством самосознания", которое является констатируемой априорной данностью. Это означает, что оно не может быть результатом познания или опыта; оно предшествует последнему, т.е. априорно. Оно является условием возможности подведения многообразия чувственно наглядного представления под априорные понятия единства. Таким образом, именно принадлежность этого чувственного многообразия к единому сознанию субъекта, в котором это многообразие находится, и становится высшим условием возможности всех синтезов. Проявления и функции этого невидимого единства Кант описывает через картезианское cogito, но не совсем в том ключе, как это делал сам Декарт. Он считает, что это cogito (я мыслю) должно сопровождать все мои представления, в противном случае во мне представлялось бы нечто такое, что вовсе нельзя было бы мыслить; иными словами, "представление или было бы невозможно или, по крайней мере, для меня не существовало бы". Представление, которое может быть дано до всякого мышления, называется у Канта созерцанием. Все многообразное в созерцании имеет, следовательно, необходимое отношение к (представлению) я мыслю в том самом субъекте, в котором это многообразие находится". Но это представление, по Канту, и есть акт спонтанности; т.е. нечто, не принадлежащее чувственности. Это и есть чистая апперцепция, самосознание, порождающее представление "я мыслю", которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть одним и тем же во всяком сознании. Единство апперцепции, по Канту, есть, дано изначально в качестве внутреннего неотъемлемого человеческого свойства. Вопрос о том, каким образом оно могло бы быть выведено, Кантом не затрагивается, хотя он явно против рассуждений о какой-то "вложенности" его в человеческое сознание Богом. Т.Е.А. делает возможным, таким образом, применение категорий рассудка к чувственным созерцаниям, т.к. "объект и есть то, в понятии чего объединено многообразное, схватываемое данным созерцанием". Это так называемое объективное единство самосознания (в отличие от ранее описанного "субъективного единства сознания"), благодаря которому все данное в созерцании многообразие объединяется в понятие об объекте и благодаря чему для человека и его сознания конституируется весь познаваемый им предметный мир (в гносеологическом смысле). Опыт, а следовательно и естествознание оказываются, таким образом, возможны благодаря наличию в рассудке априорных категорий и их применению к чувственным данным. Впоследствии именно из идеи Т.Е.А. Фихте выстроит всю систему своей философии, первым основоположением которой и станет тезис: "Я полагает первоначально свое собственное бытие" или "Я полагает Я". При этом Фихте даст совершенно иное толкование этому понятию, да и роль его в учении последнего будет существенным образом отличаться от той, которую оно имело у Канта в "Критике чистого разума". Толкуя Т.Е.А. в качестве самосознания, сопровождающего все представления в сознании, Кант не пытался вывести все содержание сознания из этого первоначального единства самосознания, как это сделал Фихте, и резко выступал против этого положения Фихте, совершенно недвусмысленно разъясняя недопустимость использования понятия Т.Е.А. в таких целях. Он подчеркивал, что оно есть акт, в котором мне открывается только то, что я существую и ничего более относительно меня самого: как я существую сам по себе и т.п. Только синтез мышления и чувственности дает это знание, как и познание вообще. Кант полагал то, что формула "я мыслю" выражает акт моего существования, этим мое существование уже дано. Но тот способ, каким я должен его определять, этим еще мне не дан. По Канту, я не могу определить свое существование как самодеятельного существа, а могу лишь представлять самодеятельность моего мышления. У Канта, таким образом, появляется его знаменитая идея "вещи в себе". Подобно тому, как явления внешнего мира мы познаем через синтез рассудком многообразия, данного аффицированием нашей чувственности "вещью в себе", так же мы познаем и себя. Наше внутреннее Я есть результат воздействия на наше внутреннее чувство "вещи в себе". Мы для себя сами тоже являемся "вещью в себе" и познаем себя лишь постольку, поскольку сами себе являемся. Таким образом, о себе как о "вещи в себе" мы знаем лишь то, что Я есть и ничего более: из этого "Я есмь" вывести, по Канту, невозможно, никакого содержания нашего Я. По Фихте же, акт трансцендентальной апперцепции является актом созерцания с помощью рассудка, актом, в котором рассудок выступает как интуитивный или, согласно Фихте, в акте апперцепции и порождается впервые само наше Я и таким образом сознание становится тождественным у Фихте самосознанию, оно порождается нами самими в акте интеллектуальной интуиции. В любом акте восприятия, мышления и т.д., по Фихте, я обязательно примысливаю свое Я как сознающее само себя. И хотя у Канта "Я мыслю" тоже сопровождало все мои представления, это осуществлялось как бы само собой, без особого усилия. Поэтому и самосознание у Канта было не более чем фактом, данностью и т.п. Более того, принцип самосознания был в философии Канта ограничен принципом сознания или "вещью в себе", указывающей на изначальную данность другого, в принципе не выводимого из самосознания и данного наряду с ним. Элиминируя дуализм Канта и признавая первичность самосознания, Фихте затем выведет из него и все остальное, отличное от Я, т.е. не-Я.

Источник: История Философии: Энциклопедия