ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ
(Transzendentalismus) — исходный пункт трансцендентальной философии Канта, а также «неоидеализма» Эмерсона.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ
от лат. transcendere — переступать) — концепция, ставящая во главу угла трансцендентное или трансцендентальное. Первоначально термин использовался применительно к «трансцендентальной философии» И. Канта и Ф.В.И. Шеллинга, затем для обозначения послекантовского идеализма и любой идеалистической философии, предполагающей непременное наличие идеального или духовного в чувственном опыте. В широком и уничижительном смысле Т. называется всякая позиция, являющаяся «энтузиастической», «мистической», экстравагантной, непрактичной, порывающей со здравым смыслом и т.п.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ

- американское религиозно-философское течение XIX в. (Г.Торо и Р.Эмерсон). Приняв, что "Бог ближе к людям в лесах и горах, чем в городах", трансценденталисты искали нравственную правду за пределами провинциального консерватизма и стали в активную оппозицию государству, урбанизации и индустриализации, а также церквам как социальным институтам, которые больше мешают чем помогают сближению человека с Богом. Природа была романтически истолкована как нечто мистическое, обладающее скрытой духовной жизнью и раскрывающееся навстречу тому, кто удаляется от суеты цивилизации и очищает душу простотой жизни. Глубокое единство с природой у Торо - источник этики участия человека во всецелой жизни природы.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Трансцендентализм
(Transcendentalism).
Идеалистическая философия, провозгласившая примат духовного над материальным. В силу его природы это направление трудно описать, а воззрения  определить. Его крупнейший представитель в Новой Англии, Р.У.Эмерсон, называл его "сатурналией или преизбытком веры". Он писал: "То, что у нас принято называть трансцендентализмом, на самом деле  идеализм; идеализм, как он сложился к 1842 году ". Эта характеристика подчеркивает два основных элемента направления  обостренное духовное сознание и интерес к разным формам философского идеализма,  именно поэтому трансцендентализм так трудно описать.
Трансцендентализм нельзя назвать хорошо организованным и четко очерченным движением. Скорее это было свободное объединение писателей, проповедников и профессоров, связанных друг с другом взаимной неприязнью к унитарианской ортодоксии, стремлением освободить американскую культуру и духовную жизнь от засилия прошлого и общей верой в неограниченные возможности американской демократии. Между 1835 и 1860гг. неподалеку от Конкорда (шт. Массачусетс) трансценденталисты создали некое свободное объединение, а не сплоченную группу.
Трудно назвать одного определенного лидера движения. Считается, что крупнейшим представителем трансцендентализма был Эмерсон (180382), а само движение возникло вместе с появлением его книги "Природа" (1836). В течение двух следующих десятилетий появились новые труды Эмерсона, а также стихи, эссе и книги других представителей движения  Г. Торо (181762), О. Браунсона (180376), А.Б. Олкотта (17991888), М. Фуллер (181050), Дж. Рипли (180280) и Т. Паркера (181060). Эти люди и их сподвижники не создали официальной организации, но объединились в неформальную дискуссионную группу и назвали ее "Трансцендентальным клубом ". Они издавали свой литературный и философский жл The Dial ("Циферблат") и организовали экспериментальную утопическую коммуну БрукФарм.
Для всех участников этого движения характерна одна общая черта: почти все они  наследники унитарианства. Это, вероятно, больше, чем все остальное, объясняет становление трансцендентализма и его возрастающее значение для американской культуры. Трансценденталисты порвали с унитарианством по двум причинам. Вопервых, они возражали против приверженности унитариев к некрым особенностям христианской истории и догматики. Эмерсон называл эту приверженность "пагубным" преувеличением "личного, утвердительного, обрядового" и противопоставлял ему прямое богообщение без посредничества Св. Писания и традиции. Вовторых, трансценденталистов удручало бесплодие веры и культа в унитарианских церквях. Торо утверждал, что не грех человека, а скука и усталость "стары, как Адам". Американский Адам, скованный узами предания, должен сменить их на свободный поиск  "старые дела для старых людей, а новые дела  для новых ".
Трансцендентализм пытался вновь привить американскому сознанию пламенный пуританский дух. К кон. XVIII в. этот энтузиазм, с присущими ему радостями и борьбой, затих или осел на задворках американской духовной жизни. Трансценденталисты первыми выступили с протестом против гражданской религии в Америке. Их надежды не сбылись  многие из них ожидали полного перерождения американской общественной и духовной жизни на основе принципов идеализма. Тем не менее трансцендентализм еще долго влиял на умы. Перед Гражданской войной многие трансценденталисты активно участвовали в аболиционистском движении, а в последующие десятилетия их протест против современного общества воодушевлял различные движения и отдельных людей. К примеру, Г. Форд, полагавший, что "история это кормушка для скота ", говорил, что его любимое чтение  эссе Эмерсона, и находил поддержку в презрении трансценденталистов к условностям и почтении к полагающейся лишь на себя силе. Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг черпали силы из знаменитого эссе Торо " Гражданское неповиновение".
Вероятно, еще важнее то, что трансцендентализм ознаменовал первую серьезную попытку в американской истории сохранить духовный опыт и богатство веры без опоры на ее базисные верования. Утверждая коренную невиновность человека, заменяя всякую форму откровения непосредственной интуицией о Боге или истине и предсказывая человечеству бесспорную славу, трансцендентализм прокладывал путь многим романтическим представлениям о природе и судьбе человека, определившим американскую духовную жизнь в последние сто лет.
R.Lundin (пер.А.К.) Библиография: P. Miller, "From Edwards to Emerson", NEQ 13:587617, and (ed.) The Transcendentalists: An Anthology; O.B. Frothingham, Transcendentalism in New England: A History; F.O. MMhiessen, American Renaissance: Art and Expression in the Age of Emerson and Whitman; L. Buell, Literary Transcendentalism: Style and Vision in the American Renaissance; 3. Myerson, The New England Transcendentalists and The Dial.
См. также: Эмерсон, Ральф Уолдо.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
214.80 кб

Трансцендентализм традиционной философии истории

Алферов А. А.
Читать PDF
138.53 кб

Социокультурные основания познания и современный трансцендентализм

Коротков Вадим Евгеньевич
Статья посвящена изучению проблемы оснований познания в современной философии.
Читать PDF
268.66 кб

Концепция творчества в философии Живой Этики: синтез восточной и западной традиций трансцендентализм

Жигота Виктор Эдуардович
Генезис понятия «творчество» в европейской традиции. Связь русской философии с традицией восточного трансцендентализма; поиск аксиологических аналогов понятию «творчество» в восточной культуре.
Читать PDF
369.83 кб

Трансцендентализм Канта как трансцендентальная парадигма философствования

Катречко Сергей Леонидович
Предпринята попытка рассмотрения трансцендентальной философии Канта в качестве особой трансцендентальной парадигмы (resp.
Читать PDF
79.73 кб

Трансцендентализм Канта и вольфианская психология

Васильев Вадим Валерьевич
Читать PDF
661.37 кб

Публичный диспут онтология сознания: натурализм/трансцендентализм 27 марта 2015 г. , СПбГУ, Институт

Паткуль Андрей, Артёменко Наталья
Данная публикация представляет собой расшифровку стенограммы публичного диспута «Онтология сознания: натурализм vs трансцендентализм», состоявшегося 27 марта 2015 г. в Институте философии СПбГУ.
Читать PDF
164.38 кб

Феноменологический трансцендентализм и поэтическое видение: концепция поэтического элемента марка Ри

Соколов Роман
Данная публикация представляет собой перевод на русский язык статьи Марка Ришира Феноменология поэтического элемента, сопровождаемый предисловием переводчика.
Читать PDF
199.58 кб

Немецкий трансцендентализм и «Цельное знание» русской мысли: точки схождения

Серкова Вера Анатольевна, Трофимова Елена Александровна
Анализируются принципы феноменологической философии, с одной стороны, и идеалы знания русской религиозной философии с другой. В феноменологии Э.
Читать PDF
334.13 кб

К вопросу о статусе и интерпретации решения в онтологиях «Социального порядка» (трансцендентализм М.

Мальцев К.Г., Зайцева Е.А.
Проводится сопоставительный анализ методологических принципов теорий социального познания М. Вебера и К.
Читать PDF
334.13 кб

К вопросу о статусе и интерпретации решения в онтологиях «Социального порядка» (трансцендентализм М.

Мальцев К.Г., Зайцева Е.А.
Проводится сопоставительный анализ методологических принципов теорий социального познания М. Вебера и К.
Читать PDF
937.24 кб

Трансцендентализм и интуитивизм в оценке мифа: диалог Н. О. Лосского и Э. Кассирера

Суханов Роман Евгеньевич
Выявляются единства и различия позиций Н. О. Лосского и Э. Кассирера в понимании сущности мифа как способа мышления и конституирования культурно-антропологического опыта.
Читать PDF
346.30 кб

Трансцендентализм и архи-ископаемое: возможна ли феноменология «Не-данного»?

Мирошниченко Максим Дмитриевич
В статье рассматривается проблема архи-ископаемого как ключевого элемента критики трансцендентальной философии, в частности феноменологии в качестве разновидности «корреляционизма» в спекулятивно-материалистическом проекте К.
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентализм в теории познания: И. Кант и неокантианство

Тетюев Леонид Иванович
В статье дается анализ исходных оснований методологии гуманитарных наук, выразившейся наиболее полно в системе обоснования критериев научности в философии И. Канта и неокантианстве.
Читать PDF
181.02 кб

От docta ignorantia к критическому трансцендентализму

Ойттинен Веса
Читать PDF
171.24 кб

Фанатики мечты (Вл. Соловьёв в отношении к американским трансценденталистам и романтикам)

Кузин Ю. Д.

Похожие термины:

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ

    см. БОГ, ТЕОЛОГИЯ  
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

    соотношения философии и науки) — исторически первая, прошедшая длительную эволюцию от Античности до нашего времени, занимавшая до середины XIX в. монопольное положение в культуре, концепция соотно
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ

    группа философов-идеалистов и писателей в США, основавшая в 1836 Трансцендентальный клуб. Т. издавали журнал «Циферблат» (1840—44). В группу входили Эмерсон, Дж. Рипли (1802—80), М. Фуллер (1810—50), Тор о и др
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА

    часть трансцендентальной логики Канта, в которой излагается учение о рассудочном знании. ТА., по Канту, является трансцендентальной потому, что осуществляет не обычный анализ такой познавательно
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ

    одна из основных категорий теории познания И. Канта, которой он обозначал формы и категории мышления (рассудка и разума), являющихся предпосылками любого внешнего опыта, делающих его вообще возмож
  • Трансцендентальная дедукция категорий

    (Transzendentale Deduktion der Kategorien - нем.) Ключевой раздел "Критики чистого разума" И.Канта. Главная задача дедукции - обосновать правомерность априорного применения категорий (элементарных понятий чистого ра
  • ДЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    нем. transzendentale Deduktion) — ключевой раздел «Критики чистого разума» И. Канта. Главная задача дедукции—обосновать правомерность априорного применения категорий (элементарных понятий чистого рассудка
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА

    второй отдел трансцендентальной логики Канта, представляющий собой (в отличии от трансцендентальной эстетики и трансцендентальной аналитики, исследовавших чувственность и рассудок) собственно
  • ЭСТЕТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    У Канта, если употреблять понятие "эстетика" в его первоначальном значении, есть учение о чувственности, т.е. о чувственном восприятии и его роли в понятийном познании. По Канту, к трансцендентально
  • КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКИХ НАУК И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

    Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie. Eine Einleitung in die phanomenologische Philosophie) — последнее, незаконченное сочинение Э. Гуссерля.
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

    неклассическое направление трансцендентально-критической философии, основоположником которого является Гуссерль. Данный вид трансцендентального анализа Гуссерль оценивает как неокартезианст
  • РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    Нередко ошибочно называется трансцендентально-феноменологической редукцией. Это совершенно разные мировоззренческие операции. Первая операция (феноменологическая) действительно значима и пре
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    по Канту, с точки зрения его критицизма, это система всех рассудочных понятий и принципов, поскольку они связаны с предметами, которые даны нам чувственно и благодаря этому могут быть подтверждены
  • ИДЕЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    по Канту, понятие, которое имеет свой источник лишь в рассудке и превышает возможность опыта, но является необходимым для систематического упорядочения понятий и знаний в совершенную науку. В кач
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА

    вторая часть трансцендентального учения о началах в "Критике чистого разума" Канта - "наука о правилах рассудка вообще", исследующая этот рассудок под углом зрения его априорных форм и структур. До
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ

    ТМ (Transcendental M editation) - новое религиозное движение на основе индуизма. ТМ первой завоевала успех среди новых религиозных движений 1960-х. ТМ возникла из индуизма, приняв форму терапевтических групп, пре
  • Трансцендентальная реальность

    синонимы: дух, трансценденция, абсолют,целое в 4-м смысле этого слова) вид бытия или способ существования сущего, который задается его самотождественностью. В отличие от традиционных взглядов Т.р. в
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ СЕМИОТИКА

    понятие, введенное Апелем. В Т.С. Апелем определена двоякая тенденция: развитие трансцендентальной прагматики и трансцендентальной герменевтики. Такое подразделение вызвано его стремлением к си
  • Субъективность трансцендентальная

    смыслообразующий центр интенциональной жизни сознания, "универсум возможных смыслов" (Гуссерль)
  • СВОБОДА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ

    по Канту, условие самоопределения воли своим собственным законом, благодаря чему начинается новый каузальный род в мире явлений. Трансцендентальная свобода делает возможной практическую свобод