ТРАЙРУПЬЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТРАЙРУПЬЯ
санскр.) — правило трехаспектности для среднего термина в выводе, в формулировке Дигнаги гласящее, что правильный средний термин должен: 1) быть распределен в полном объеме меньшего термина; 2) присутствовать во всех похожих случаях; 3) отсутствовать во всех непохожих случаях. Дхармакирти считал третье условие излишним. Правило Т. было одной из самых дискутируемых проблем в ср.-век. инд. логике. Н. А. Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ТРАЙРУПЬЯ
санскр. trairupya — трехаспекгное) — в индийской логике правило, введенное, как считают, буддийским философом Дигнагой, призванное отделить подлинный выводной знак (линга) от мнимого (алинга). Согласно правилу трайрупья, выводной знак должен 1) содержаться в пакше, локусе или субстрате вывода (в классическом примере индийского силлогизма с огнем, выводимым по признаку дыма, поднимающегося из-за горы, пакшей является гора), 2) следовать принципу анвая (неизменного сопугствия) — во всех случаях, когда он наблюдается, неизменно сопровождаться свойствами, принадлежность которых пакше доказывается посредством вывода (дьм должен сопровождаться огнем, где бы он ни наблюдался), 3) следовать принципу вьятирека (неизменного несопутствия), т. е. не встречаться там, где нет этих свойств (там, где нет огня, не может быть и дыма). Если одно или два из этих условий не выполнены, то выводной знак будет или 1) вирудаха (противоречивым), или 2) асидпха (непризнанным, неизвестным, или неустановленным), или 3) сандигдха (сомнительным). Иными словами, он будет алинга, или не-знаком. Важно заметить, что линга — это объективно реальный факт, а не наше понятие о нем. В этом смысле линга следует отличать от высказывания о линга, составляющего второй член силлогизма ападешу, или основание вывода (см. Аваява). См. также Анвая-вьятирека, Анумана, Хету, Хетвабхаса.
В. Г. Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия