ТРАДИЦИИ В НАУКЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТРАДИЦИИ В НАУКЕ
знания, передающиеся от одного поколения ученых к другому, и сохраняющиеся в научных сообществах. Основателем учения о традициях в науке является  Т.  Кун, который назвал традиционной науку, опирающуюся на одно или несколько прошлых достижений, которые лежат в основе научной парадигмы и признаются научным сообществом на протяжении определенного времени. Традиционную науку Кун называл нормальной. Кун доказывал, что традиция – это условие быстрого  накопления научных знаний, т.к. ученые воспроизводят одно и то же действие в разных условиях по определенному стандарту, но поразному осмысливают ее в различных ситуациях. Такой подход организует научное сообщество, создавая условие для понимания и сопоставимости результатов исследования. Т. Кун критиковал тех ученых, которые рассматривали традиции как тормоз в науке. Он доказывал, что нормальная наука быстро развивается и накапливает огромную информацию именно в силу своей традиционности. Традиции создают возможность выбора новому поколению ученых. Но они могут быть не только положительными, но и отрицательными для развития науки (отношение к генетике, к кибернетике и т.д.).  По способу получения знаний традиции бывают: 1) вербализованными (явными) – когда знания передаются на основе методологии и существующих в науке традиционных способов решения  задач;  2)  невербализованными (неявными)  –  когда  знания  передаются от учителя к ученику путем непосредственной демонстрации образцов. На основе принципов организации знаний традиции различают: 1) сформировавшиеся знания,  когда уже  созданы  соответствующие образцы знаний и  учебных курсов, когда новое развивается на основе старого (принцип соответствия, сформулированный Н. Бором: смена одной частнонаучной теории другой обнаруживает не только различие, но и связь, преемственность между ними, а новая теория приходит на смену старой в качестве предельного случая, при этом новая теория характеризует как достоинства, так и ограничения старой теории); 2) несформировавшиеся знания – знания единичные, не опирающиеся на научную парадигму, и не принятые  еще научным сообществом, в роли которых могут выступать или совершенно новые идеи или концепции, еще недостаточно проверенные опытными наблюдениями, но которые в будущем могут стать основой формирования новой научной парадигмы, или же знания ненаучные, только претендующие на этот статус.

Источник: Философия науки и техники: словарь

ТРАДИЦИИ в науке
от лат. traditio — передача) — механизм накопления, сохранения и трансляции научного опыта, специфических норм и ценностей науки, образцов постановки и решения проблем. Понятие «традиции» используется в философии науки для интегрального рассмотрения научных направлений и контекста, в которых они возникают и развиваются, для реконструкции развития науки как истории социокультурных ценностей.
Данное понятие заимствовано исторически ориентированной философией науки из социологии науки, истории и теории культуры и социальной антропологии. С нач. 1960-х гг. оно применяется к структурным единицам научного знания, получающим название как собственно «традиции» (С. Тулмин, Л. Лаудан, П. Фейерабенд), так и «школы», «парадигмы» (Т. Кун), «темы» (Дж. Холтон), «исследовательские программы» (И. Лакатос), «социальные образности» (Д. Блур), «неявное знание» (М. Полани). Отход от односторонне логических моделей научной теории привел к формированию более сложного образа научного знания. Он включает отныне не только логико-математический аппарат, набор идеальных объектов и предложения наблюдения, но и научную картину мира, нормы и идеалы научного знания, философские и общекультурные предпосылки. Такое научное образование обладает высокой степенью автономии и устойчивости к логическим парадоксам и эмпирическим опровержениям (аномалиям). Тем самым теория понимается не только как индивидуальное и законченное изобретение гения, но скорее как целостный и интерсубъективный способ видения мира, форма научной культуры и идеологии, развиваемая поколениями ученых на основе исторического прототипа. Основания типологии традиций многообразны: их различают по цели, объему, структуре, предмету, методу, теории, авторитету (консервативные и революционные, локальные и интегральные, исторические и абстрактные); выделяют, напр., субстратную и полевую (физика), аналитическую и синтетическую (математика, химия), креационистскую и эволюционистскую (биология, геология), прецедентную и каноническую (право) традиции; аристотелизм и платонизм, ньютонианство и дарвинизм.
В целом специфику традиций в науке образует не привязанность к конкретной предметности, но способность переходить от одного содержания к другому при сохранении или незначительной трансформации собственной структуры. Благодаря этому традиции распространяются за дисциплинарные границы отдельных наук, объединяют науку с иными типами познания и сознания. Структуру традиции составляют, если использовать терминологию И. Лакатоса, жесткое ядро (практические схемы, нормы и идеалы исследовательской деятельности и общения) и защитный пояс (набор частично институциализированных социокультурных конвенций и предпосылок, официальный этос и идеология науки).
Традиция в науке не противоположна развитию, рациональности и рефлексии, хотя и предполагает стремление к сохранению признанных достижений, веру в истинность теоретических постулатов и нередкое игнорирование критики. Наука в целом не может быть понята как традиция, коль скоро важную роль в ней играют не интегрированные в традицию, маргинальные индивиды, от которых традиция получает как критический, так и позитивный творческий импульс. Поэтому описание истории науки как процесса смены научных традиций характеризуется существенной неполнотой. Вместе с тем понятие «традиции в науке» вносит вклад в теоретическое разрешение методологических дилемм (кумулятивизма — несоизмеримости и интернализма — экстернализма), позволяя понять элементы этих оппозиций как моменты развития научного знания и его исторической реконструкции.
Лит.: Косовин И. Т. Познание в мире традиций. М., 1990; Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988; Традиции и революции в истории науки. М., 1991; Розов Теория социальных эстафет и проблемы анализа знания.— В кн.: Теория социальных эстафет. Новосибирск, 1997; Юдин Б. Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М., 1986; Heisenberg W. Tradition in Science. N. Y., 1983; Laudan L. Science and Values. Berkeley ets., 1984.
И. Т. Касавин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
366.14 кб

Исследование традиции абхидхармы в отечественной науке

Хабдаева Аюна Константиновна
Статья посвящена изучению концепции абхидхармы в российской науке; рассматриваются работы отечественных буддологов, посвященные данной проблеме. Акцентируется внимание на абхидхарме в системе китайского буддизма.
Читать PDF
123.44 кб

Плюрализм в современной науке о коммуникации: диалог подходов и традиций

Матьяш Ольга Ивановна
В современных социальных науках коммуникация (Communication) известна как отдельная научно-дисциплинарная область, характеризуемая сложным разнообразием и многоаспектностью, или плюралистичностью.
Читать PDF
125.75 кб

Традиции в науке: теоретико-методологические, институциональные и культурологические аспекты

Павельева Татьяна Юрьевна
Статья посвящена исследованию теоретических, методологических, институциональных и культурологических аспектов феномена традиции в науке.
Читать PDF
259.87 кб

Проблемы соотношения традиций и инноваций в современной науке семейного права Российской Федерации (

Рабец Анна Максимовна
Статья посвящена комплексу наиболее актуальных в современной России проблем инновационного развития общества в аспекте соотношения традиций и инноваций в науке семейного права.
Читать PDF
398.14 кб

Аскетизм в науке. (Белов В. Н. Аскетика в русской духовной традиции. — Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та,

Антонов Константин Михайлович
Рецензия написана для готовящегося к печати очередного выпуска журнала «Религиоведческие исследования» и любезно предоставлена К.М. Антоновым и главным редактором «РИ» П.Н. Костылевым.

Похожие термины:

  • ТРАДИЦИЯ В НАУКЕ

    это способ перевода индивидуальной познавательной деятельности в социально заданную форму. Науку и традицию часто противопоставляют, рассматривая традицию как то, что навязывает человеку предр