род. 1 янв. 1655, Лейпциг - ум. 23 сент. 1728, Галле) - нем. философ. Испытал влияние Пуфендорфа; с 1681 жил в Лейпциге, откуда был изгнан теологами за свою просветительскую философию; с 1690 жил в Галле. В 1688 первым среди философов начал читать лекции на нем. языке. Для его теоретических философских построений характерен скорее критический, выражаемый в точных понятиях стиль, чем наличие собственных оригинальных мыслей. Считал, что нравственность стоит выше, чем право, и что вне общества нет никакого права.
ТОМАЗИЙ ХРИСТИАН
Источник: Философский энциклопедический словарь
M. Fleischmann. С. T. — Leben und Lebenswerk, 1931; W. Bienert. Der Anbruch der Christi, dt. Neuzeit bei С. T., 1934;
Bloch. С. T, 1953; H. Herrmann. Das Verhältnis von Recht und pietist. Theologie bei С. T, 1971; W. Schneiders (Hg.). С. T, 1989 (mit Bibi.).
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Соч.: Ausubung der Vernunftlehre. Halle, 1691; Ausubung der Sittenlehre. Halle, 1696; Grund-Lehren des Natur- und Volker-Rechts. Halle, 1705.
Лит.: ДеборинА, М. Из истории раннего немецкого просвещения.— «Вестник истории мировой культуры», 1960, № 6, с. 32—43;Деев Н. Н. Разграничение права и морали в естественно-правовом учении Христиана Томазия.— «Проблемы государства и права на современном этапе», 1974, вып. 8, с. 55—63; Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989, с. 51—59; Bienert W. Die Philosophie des Chr. Tomasius. Halle, 1934; Lieberwirth K. Chr. Tomasius. Sein wissenschaftliches Lebenswerk. Weimar, 1955; Schneiders W. Naturrecht und Lebensethik: Zur Geschichte der praktischen Philosophie im Hinblick auf Chr. Tomasius. Hildesheim—N. Y, 1971.
В. А. Жучков
Источник: Новая философская энциклопедия
(1 янв. 1655 – 23 сент. 1728) – нем. философ и юрист. Изучал философию и юриспруденцию под руководством отца, Якоба Т., учителя Лейбница. Испытал влияние Гроция и Пуфендорфа. С 1687 читал лекции в Лейпцигском ун-те, с 1694 – профессор, затем ректор ун-та в Галле. Убежденный просветитель, Т. основал первый в Германии науч. журнал "Teutsche Monate", а также рецензионный орган "Monatsgespr?che", способствовал высвобождению науки от пут схоластики, боролся с пережитками средневековья. Гл. науч. интересы Т. лежали в области философии гос-ва и права. Сторонник теории естественного права, Т. впервые разграничил нравственность (охватывающую внутр. мир человека и определяемую его сознанием, убеждениями) и право (нормы к-рого регулируют внешние отношения между людьми и имеют принудит. характер). Т. открыто выступал за освобождение философии и права из-под влияния теологии. Предметом философии должен стать человек, а ее орудием служит здравый смысл, разум. Философия должна способствовать просвещению, приносить людям пользу. Ее важнейшая задача состоит в том, чтобы сделать человека способным отличать истину от лжи, добро от зла, научить людей правильно жить. Т. первый из нем. философов начал писать и выступать с лекциями на нем. яз. Он заложил основы нем. филос. терминологии. Не чужд был Т. и идей утопического социализма, к-рые были у него окрашены в религ. тона. Христ. любовь к ближнему, считал он, должна привести к общности имущества, являющейся залогом всеобщего благоденствия. Соч.: Introductio ad philosophiam aulicam, Lpz., 1688; Einleitung zu der Vernunftlehre, Halle, 1691; Aus?bung der Vernunftlehre, Halle, 1691; Einleitung zur Sittenlehre, Halle, 1692; Historie der Weisheit und Torheit, Bd 1–13, Halle, 1693; Aus?bung der Sittenlehre, Halle, 1696; Versuch von Wesen des Geistes, Halle, 1699; Institutiones Jurisprudentiae divinae, Halle, 1702; Fundamenta juris naturae et gentium, Halle–Lpz., 1705; Aus der Fr?hzeit der deutschen Aufkl?rung, 2 Aufl., Lpz., 1938 (COBM. с Ch. Weise). Лит.: Деборин А. М., Из истории раннего немецкого просвещения. X. Т., "ВИМК", 1960, No 6; Wоlf E., Grotius, Puf?ndorf, Thomasius. T?bingen, 1927; Fleischmann M. (Hrsg.), Chr. Thomasius. Leben und Lebenswerk, Halle, 1931; Вieber G., Staat und Gesellschaft bei Thomasius, Giessen, 1931 (Diss.); Bloch E., Chr. Thomasius, В., 1953; Schubart-Fikentscher G., Unbekannter Thomasius, Weimar, 1954; Lieberwirth R., Chr. Thomasius, Weimar, 1955; Schneiders W., Moral und Liebe. Untersuchungen zur Entwicklung der Moralphilosophie und Naturrechtslehre des 17. Jahrhunderts bei Chr. Thomasius, M?nster, 1960; Wolff H. M., Die Weltanschauung der deutschen Aufkl?rung in geschichtlicher Entwicklung, 2 Aufl., Bern–M?nch., 1963. Б. Мееровский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.