ТОЛСТОЙТолстой, Д. А., граф

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич

Найдено 10 определений термина ТОЛСТОЙ Лев Николаевич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Толстой Лев Николаевич

1928- 1910) - русский писатель, автор философско-религиозных, эстетических, публицистических работ, в чьем творчестве отразился социальный критицизм и христианско- морализаторские тенденции. Создатель религиозно-философского учения о, в центре которого поиски смысла жизни , разработка новой “истинной религии” всеобщей любви, добра, ненасилия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич

род. 9 сент. 1828, Ясная Поляна - ум. 20 нояб. 1910, Астапово, Рязан. губ.) - рус. писатель и мыслитель. В автобиографической трилогии "Детство", "Отрочество" и "Юность" (1852 - 1857), исследуя "диалектику души", выразил стремление личности к постижению своей внутренней сущности, к нравственному совершенствованию. Через все творчество Толстого проходит тема мучительных поисков нравственного идеала в приобщении к естественной жизни народа, к природе. Испытал влияние Шопенгауэра и Руссо; проповедовал коммунизм раннего христианства. Вся цивилизация, по его мнению, является злом, принося людям только одни несчастья; поэтому долой все "культурные блага", ортодоксальную церковь, государство с его принуждением, вообще всякое насилие, даже сопротивление ему. Простой крестьянский образ жизни и труд (земля является общей), самоотречение во имя служения Богу и ближнему, установление царства Божьего на земле - таковы его идеалы. Написал (кроме романов, повестей и пьес) "Исповедь" (1880 - 1882) и "В чем моя вера?" (1883).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич

1828-1910) - рус. писатель, творчество к-рого оказало огромное влияние на мир. лит-ру, отразило противоречия целой эпохи рус. общества (1861-1905). В. И. Ленин назвал его «зеркалом русской революции». Т. - автор романов «Война и мир», «Анна Каренина»; «Воскресение», множества повестей, пьес и рассказов. В то же время он был религ.-утопич. мыслителем, стремившимся преобразовать об-во при помощи морально-религ. самосовершенствования. Т. - автор ряда филос.-религ. и религ.-этич. работ. Религиозно-этическое учение Т. было глубоко противоречиво, отражало как сильные, так и слабые стороны обществ, настроений пореформенного крестьянства. С одной стороны, он дал глубокую критику правосл. церкви как носителя лицемерия, «посредством которого одни люди хотят властвовать над другими», показал пресмыкательство церкви перед царской властью. С др. стороны, он проповедовал всеобщую любаяъ, непротивление злу насилием/ аскетизм. Несмотря на утопизм моралыю-ре-лиг. учения, критика православня и царизма Т. была столь острой, что Л.Н. Подвергался гонениям со стороны властей и церкви. В 1901 Синод принял решение об «отпадении графа Толстого» от правосл. церкви.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

Толстой, Лев Николаевич

1828 - 1910) - знаменитый русский писатель и моралист. В своих произведениях, частью написанных еще при крепостном праве, Толстой яркими красками изображал крепостническую Россию. Россия помещика и крестьянина нашла свое полное отражение в литературных произведениях Толстого. Толстого-художника нужно отличать от Толстого-проповедника и моралиста. Идеи "непротивления злу", нравственного самоусовершенствования, аскетизма и т. д. - все то, что получило название "толстовства", "приносит, - по словам Ленина, - самый непосредственный и самый глубокий вред". В сентябре 1908 г., в день восьмидесятилетия Толстого, В. И. Ленин в статье "Лев Толстой, как зеркало русской революции", дал следующую характеристику Толстого:

"С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны, помещик, юродствующий во Христе. С одной стороны, замечательно сильный, непосредственный и искренний протест против общественной лжи и фальши, с другой стороны, "толстовец", т.-е. истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским интеллигентом, который, публично бия себя в грудь, говорит: "я скверный, я гадкий, но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием, я не кушаю больше мяса и питаюсь теперь рисовыми котлетками". С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплоатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс, с другой стороны - юродивая проповедь "непротивления злу" насилием".

Смерть Толстого, наступившая в 1910 г., вызвала большое общественное движение, главным образом, среди интеллигенции и студенчества. /Т. 4/

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910)

русский писатель и мыслитель. Автор произведений - идейных манифестов "Исповедь" (1880-1882) и "В чем моя вера? "(1883), а также художественных сочинений "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение" и мн. др. Избрав основным предметом творчества "диалектику человеческой души", Т. обосновал возможность мучительного обретения человеком полной гармонии со своей подлинной сущностью, достижения им высочайшего градуса нравственного самосовершенствования посредством приобщения к естественной, общинной, трудовой жизни народа, посредством органичного слияния с природой, ее музыкой и ритмами. Будучи во многом синхронными и созвучными с теоретическими разработками коммунистического толка Маркса, искания Т. оказались полярно противопоставленными им. Убежденность Т. в неизбывном зле, приносимом людям современной цивилизацией; пагубности любых форм общественного насилия (как государственного, так и радикально-освободительного); лицемерии современной культуры и ортодоксальной церкви, умножающих личные несчастья, духовное порабощение и взаимную отчужденность людей, - привела его к идеалам коммунизма раннего христианства. Установление царства Божьего на Земле, полное отречение от себя и своих близких ради служения Богу и ближнему - составили индивидуальный жизненный пафос личной судьбы Т. Творчество Т. оказалось не только созвучным, но и во многом предвосхитило наиболее типичные тенденции европейской философской рефлексии и мировой ментальности 20 в. Иррационализм действий значительных масс людей, сопряженный с абсурдом индивидуальных умонастроений так называемых лидеров; трагизм противостояния мятущейся человеческой индивидуальности "общепринятым" (а, следовательно, лично никому не пригодным) нормам морали; пафос прощения ближнего и лишь таким образом обретения индивидуального личного спасения - оказались гениальными "опережающими отражениями" идей экзистенциализма, гандизма, неофрейдизма и мн. др.

А.А. Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828—1910)

рус. писатель и мыслитель. В своем творчестве и учении Т. отразил гл. обр. эпоху пореформенного развития России (с 1861 по 1905), историческое своеобразие “всей первой русской революции, ее силу и ее слабость” именно как “крестьянской буржуазной революции” (Ленин В. И. Т. 20. С. 20). Отсюда “кричащие” противоречия в его воззрениях: с одной стороны, беспощадная критика капитализма, официальной церкви, антинародной сущности государства, с др.— проповедь смирения, непротивления злу насилием, утонченной формы религии. На религиозно-философские взгляды Т. (сложившиеся окончательно после духовного кризиса в конце 70-х гг.) помимо христианства оказали влияние идеи буддизма, др. вост. религиозных систем, а также Руссо, Шопенгауэра и славянофилов. В основе учения Т.— понятие веры, к-рую он во многом толкует этико-рационалистически: вера — знание того, что такое человек и в чем смысл его жизни. Последний Т. видит в преодолении отчуждения и свободном объединении людей на основе любви, в слиянии их с богом путем осознания каждым в себе разумно-божественного начала. В этом, с его т. зр., состоит достигаемый через личное самосовершенствование идеал “истинного”, освобожденного от исторических искажений вероучения Христа, включающего и бессмертие духовно-разумной жизни. Согласно Т., государство как форма насилия, частная собственность, церковь, вся чуждая народу цивилизация препятствуют воплощению этого идеала, порождая социальные недуги. В итоге он приходит к отрицанию государственности (анархизм), ценности науки и культуры, призывает к опрощению, идеализирует крестьянский труд, общину. Человек, по Т., свободен лишь в сфере личностно-духовной, в служении богу (добру, или безусловному. “всемирному невидимому началу”). Социально-исторический процесс направляется божественной волей (провиденциализм) и осуществляется через деятельность масс, отдельная же личность, даже царь, является орудием истории (фатализм). В работах по эстетике (“Что такое искусство?”, 1897— 98, и др.) он выступил против декадентства и официальной, “господской”, культуры. Т. понимает искусство как одно из средств общения индивидов (передача чувств друг другу), как деятельность, призванную объединять людей, помогать им побеждать зло, улучшать себя. Поскольку высшую цель человечества Т. видел в реализации “царства божьего” на земле, он приходит к выводу, что руководящей для искусства должна быть идея нравственно-религиозная, а не эстетическая. Глубоко ошибочна т. зр. буржуазных историков философии, согласно к-рой заслуга Т. состоит в том, что он сделал попытку преодолеть секуляризм, т. е. обосновать социально-культурные идеалы с помощью религии. Т. велик как художник-реалист (“Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение” и др.), как мыслитель-гуманист, выразивший протест масс против несправедливости, социального неравенства и угнетения. Всестороннюю научную оценку творчеству Т. дали Ленин и др. марксисты. Осн. философско-религиозные соч. Т.: “Исследование догматического богословия” (1880), “Исповедь” (1880— 84), “В чем моя вера?” (1882—84), “Царство божие внутри нас” (1891). “Путь жизни” (1910).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич

28 августа (9 сентября) 1828, имение Ясная Поляна Тульской губ. — 7(20) ноября 1910, станция Астапово Рязано-Уральской ж. д.] — русский писатель, публицист, философ. В 1844—47 учился в Казанском университете на философском, затем на юридическом факультетах (не закончил). В университете изучал философию права, взял для разработки тему — сопоставление «Духа законов» Монтескье и «Наказа» Екатерины II. Испытал влияние Ж.-Ж. Руссо, которого считал своим учителем. Из мыслителей Запада выделял также Канта, Шопенгауэра, Спинозу, из русских — славянофилов. Художественное творчество Толстого в значительной своей части философично. Помимо размышлений о сущности жизни и предназначении человека, выраженных в художественной форме, его произведения содержат множество философем — в виде афоризмов, вставных фрагментов. В 1863—69 создает свое величайшее произведение — роман «Войну и мир», целые главы которого посвящены проблемам философии истории — о причинах исторических событий, движущих силах истории, ее законах, роли народных масс, свободе и необходимости. Толстой критикует современных ему историков за попытки приписать исторической личности всемогущество в историческом процессе.

В 1870—80-х гг. пережил глубокий духовный кризис, в ходе которого окончательно обозначились те взгляды на мир, которые давно уже вызревали у него исподволь. О результатах, к которым он пришел. Толстой рассказывает в «Исповеди» (1881), не пропущенной в печать, но получившей широкое хождение в рукописном виде. Толстой пишет здесь, что жизнь привилегированных слоев опротивела ему, потеряла для него всякий смысл. Действия же трудящегося народа представились ему единым настоящим делом. Себя Толстой стал считать адвокатом 100-миллионного земледельческого народа. С этого времени в его творчестве философия и публицистика выходят на первый план. Он пишет ряд значительных по объему и содержанию работ — «Исследование догматического богословия», «В чем моя вера?», «О жизни» и др. Работы эти запрещались, но становились известными по копиям и зарубежным изданиям. Толстой осуждает мир насилия, угнетения и несправедливости, который исторически обречен и должен быть коренным образом преобразован в ближайшее время, чего можно добиться мирными методами. Насилие же должно быть исключено из социального обихода, т. к. оно не способно порождать ничего, кроме нового насилия. Насилию противопоставлялось непротивление, которое не понималось, однако, как исключительно пассивное отношение к насилию. Предполагалась целая система мер, нейтрализующая насилие государственной масти; неучастие в том, что поддерживает существующий строй — в армии, судах, податях, ложном учении и т. п. Толстой критикует догматы христианства, его конфессиональной разновидности — православия. Различные исторические религии, в т. ч. православную, Толстой называет суеверием. Под истинным же христианством он понимает сумму нравственных заповедей, свойственных и другим религиям, и признает не того Бога, который сотворил мир, а такого, который живет в сознании людей. Он считает, что знать Бога и нравственно жить — одно и то же. В 1901 Синод отлучил Толстого от Церкви. Соч.: Поли. собр. соч., т. 1-90. М.-Л., 1928-58. Лит.: Гусев ff. fi. Л. Н. Толстой. Материалы к биографии, кн. 1—4. M., 1954—70; Розанов В. В. Л. Н. Толстой и Русская Церковь.— Соч., т. 1. М., 1990, с. 355—68; Ильин И. А. О сопротивлении злу силою.— В кн.: Он же. Путь к очевидности. М., 1993, с. 5—132; Толстой и ненасилие. М., 1995; Гусейнов A.A. Великие моралисты. М., 1995, с. 196—231; Суме А. Д. Философ ли Л. Н. Толстой?— «История философии», 1999, №4. Архивы: ГМ Толстого; РГАЛИ, ф. 508.

А. Д. Сухов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич

28.8(9.9) 1828, усадьба Ясная Поляна (ныне Тульской обл.),- 7(20).И.1910, ст. Астапово (ныне ст. Лев Толстой) Рязано-Уральской жел. дор. Рус. писатель, мыслитель. На мировоззрение Т. оказали влияние, в частн., субъективно интерпретированные вост. религиозно-филос. учения. Характер их истолкования Т. обусловлен гл. обр. содержанием, вложенным им в понятия "Бог" и "вера". Бог для Т.- безличная высшая духовная и разумная сила. Ее выражение - "закон любви", или "закон добра", способен скорее проявиться в человеке при его отказе от веры в "чудеса", от авторитета священных писаний и преданий ("Письмо к индусу", 1908). "Воля Бога" тождественна "золотому правилу" морали: "чтобы люди любили друг друга и вследствие этого поступали бы с другими так, как они хотят, чтобы поступали с ними". Вера для Т.- рационально подтверждаемая убежденность в разумности бытия. Смысл жизни сводится к нравств. самосовершенствованию посредством выявления в себе с помощью добрых дел "закона добра". Воплощение смысла жизни - созидание "царства Божьего на земле", т.е. об-ва "свободного согласия, правды и братской любви". Поиск истины бесплоден в выродившихся вероучениях, религ. институциях, науке и культуре. Но он возможен благодаря лучшим представителям человечества: Христу, Конфуцию, Будде, создателям Вед и др. Истина, единая для всех великих религий, - "людям свойственно помогать и любить, а не мучить и убивать друг друга",. Отсюда учение Т. о "непротивлении злу насилием", допускающее лишь ненасильств. сопротивление как индивидуальный нравств. акт. В вост. мысли Т. обнаруживал подтверждение универсальности своих религиозно-нравств. предписаний. Представления об учениях кит. мыслителей он почерпнул из переводов и комментариев Ст. Жюльена, В.Ф. фон Штрауса, Дж. Легга, М.Г. Потье, М. Мюллера, Д.Л. Копией, а также из имеющих косвенное отношение к синологии рус. и зап. соч. Наибольшее влияние на Т., по его признанию, оказала философия Лао-цзы. Гл. его идея в формулировке Т.- "жить не для тела, а для духа". Дао, по Т.,- аналог христианской любви; сущность учений Лао-цзы и Христа - "в проявлении посредством воздержания от всего телесного, того духовного божеств, начала, к-рое составляет основу жизни человека". Эта основа - живущая во всем сущем "сила Неба", толкуемого как синоним понятия "Бог" (см. Тянь). Антиномика противоположностей в "Дао дэ цзине" ("Крепость и сила - спутники смерти" и т.п.) для Т.- подтверждение победоносности "непротивления злу насилием". В 1909 и 1913 вышел пер. "Дао дэ цзина" Д.П. Копией под ред. Т. Цитаты из "Дао дэ цзина" в пер. Т. с зап. языков включались им в сб. изречений "Мысли мудрых людей на каждый день" (1903), "Круг чтения" (1904 - 8) и др., отд. изданием вышли в 1910. В конфуцианстве Т. акцентировал "учение о середине" (см. "Чжун юн"), толкуя "середину" как "состояние равновесия и согласия в людях" - источник добрых деяний и мирового порядка, а также учение о нравств. самосовершенствовании. Т. подчеркивал и антимилитаристский аспект учения Конфуция. При его участии и под ред. вышли популярные соч. П.А. Буланже о Конфуции (1903, 1910). В свои сб. изречений Т. поместил 60 высказываний Конфуция в пер. Д.П. Кониси. Со взглядами Мэн-цзы Т. знакомился гл. обр. в пер. Легга, особо выделяя учение о доброй природе человека, подкреплявшее толстовскую трактовку самосовершенствования. Толкование Т. учения Мо Ди, акцентировавшее безрелигиозность его философии и положение о братстве между людьми, отражает брошюра П.А. Буланже "Ми-ти, кит. философ" (1910) под ред. Т. Т. усматривал в Китае образцовую постановку школьного дела, добровольный и нар. характер образования. В "Письме к китайцу" (1906) он выражал надежду на то, что в Китае и впредь сохранится аграрное об-во, члены к-рого следуют "основам" конфуцианства, даосизма и буддизма. Основу первого он видел в "освобождении от всякой человеч. власти" (т.е. в повиновении только "закону добра"); второго - в апофатич. формуле "золотого правила" морали ("неделание другому того..."); третьего - в "самоотречении и смирении и любви ко всем людям и ко всем существам". Эти высказывания отражали мнение Т. о пагубности зап. форм "прогресса" для мирового развития и видение обществ, идеала в патриархальном аграрном об-ве, избавленном от религ. атрибутики и политич. ин-тов принуждения. Отношение Т. к вост. мысли, обществ, установлениям традиц. Востока как выражению универсальных истин осталось в идеологии толстовства и способствовало укреплению позиций квазирелиг. универсализма 20 в. (антропософия, рерихианство, вестернизированные направления неоиндуизма и т.п.). «Поли. собр. соч. Т. 8, 26, 34, 36, 40 - 42, 44, 47, 52, 54, 56, 57, 63, 66, 70, 84, 85, 87, 88. М., 1935 - 64; Изречения кит. мудреца Лао-Тзе, избранные Л.Н.Т. М., 1910; **Асмус В.Ф. Мировоззрение Т. // Избр. филос. труды. Т. 1. М., 1969; Шифман А.И. Лев Т. и Восток. 2-е изд. М., 1971; Аникин Г.В. Л.Т. и Г. Торо. Совр. значение проблемы // Филол. науки. 1978. №3; Bodde D. Tolstoy and China. Ann Arbor (Mich.)-L., 1960; Kaufman W. Religion from Tolstoy to Camus. N.Y., 1961. А.Г. Юркевич

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич

1828— 1910) — рус. писатель, мыслитель, публицист. Эстетические воззрения Т., хотя и претерпели изменения, отразив сложный путь его духовного развития, сохранили определенное единство, связанное с неизменным приоритетом этически-философской направленности его духовных исканий — стремлением строить жизнь на основе осознанного нравственно достойного смысла человеческого бытия. Отсюда творческое осуществление Т. именно как писателя-реалиста, провозгласившего гл. и подлинным героем своих произв. правду-Этот принцип стал определяющим в эстетике Т., потому что отвечает его этическому прежде всего подходу к иск-ву: только правда в иск-ве обладает нравственным достоинством, может служить нравственным оправданием его существования в человеческом об-ве. На раннем этапе духовного и творческого развития Т. его этический запрос к иск-ву еще не выводит писателя за пределы традиционного (в духе гегелевской эстетики) понимания истины, добра и красоты как триады, обладающей внутренним онтологическим единством, где красота предстает как форма образно-чувственного инобытия истины и добра. Потому для Т. в тот период иск-во может быть нравственно только через утверждаемый в худож. произв. идеал прекрасного. Это ставит Т. в определенную оппозицию к т. наз, утилитарной эстетике революционно-демократического просветительства 60-х гг. (Революционно-демократическая эстетика). Т. упрекает ее приверженцев в одностороннем подчинении иск-ва принципу ближайшей практической общественной пользы и настаивает на том,..что «литература народа есть полное всестороннее сознание его, в котором одинаково должны отразиться как народная любовь к добру и правде, так и народное созерцание красоты в известную эпоху развития». Однако в процессе духовной эволюции Т. эта оппозиция постепенно теряет свою принципиальную напряженность. В результате пережитого в конце 70-х гг. мировоззренческого кризиса Т. переходит, согласно его собственному утверждению, на сторону «трудового народа», к-рый «делает жизнь». Писатель занимает позицию критического отвержения социальных институтов, основанных на эксплуатации трудящихся масс,— государства, официальной церкви, армии, системы образования. Т. отвергает весь образ жизни «паразитических» «образованных классов», в т. ч. их науку и культуру, критика к-рых приобретает у него даже черты общекультурного нигилизма. Все это повлекло за собой решительный пересмотр и эстетических воззрений Т., результаты к-рого нашли отражение в трактате «Что такое искусство?» (1897—98) и в ряде др. работ. Рассматривая иск-во как одно из важнейших «средств общения людей между собой», он видит его природу в том, что «посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами», художник «заражает» воспринимающих иск-во людей испытанными им самим чувствами. Достоинство такого «заражения» (достоинство иск-ва) Т. ставит в зависимость от трех условий: новизны содержания произв. («новый взгляд на мир», «новые стороны жизни»), совершенства худож. формы (Содержание и форма в искусстве) и искренности отношения художника к изображаемому предмету, подлинности выражаемых им чувств. Причем эти условия обеспечивают достоинство худож. произв. только тогда, когда духовное сопряжение художника и воспринимающей иск-во публики происходит в том, что «важно и нужно для людей», для народа, живущего подлинной жизнью труда и добра. В соответствии с этой новой народнической шкалой ценностей Т. решительно отвергает не только новейшее «декадентское» иск-во «образованных классов», превратившееся из «серьезного дела жизни» в праздную «забаву», но даже творчество таких художников, как Еврипид, Шекспир, Данте, Бетховен, Рафаэль, Микеланджело и др. По мнению Т., их иск-во «дико» и «бессмысленно», поскольку не нужно и непонятно народу. Не щадит Т. и собственных худож. произв., осваивая новые, более близкие народным традициям жанры притчи, сказки, бывальщины и т. .п. формы «рассказов для народа», к-рые должны соответствовать критериям обязательной «доступности» и «понятности». Нарушается в худож. сознании Т. и былое равновесие этики и эстетики. Теперь эстетическое и этическое, для него нетождественны в своей онтологической основе, а предстают как «два плеча одного рычага: насколько удлиняется и облегчается одна сторона, настолько укорачивается и тяжелеет другая сторона». Предпочтение Т. отдает теперь этике, считая, что, «как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствительным к эстетическому». Критика эстетизма антинародной культуры оборачивается у него принципиальным противоположением добра и красоты. Так происходит отмеченное в конце жизни и самим Т. парадоксальное его сближение с былыми противниками, «разрушителями эстетики». В основе этого парадокса лежат, однако, не причуды субъективной мысли Т., а осознание им действительной антиномии совр. ему культуры. Эстетические воззрения Т. наиболее развернуто (помимо упомянутой работы) выражены в статье «О Шекспире и о драме» (1904), в «Предисловии к сочинениям Гюи де Мопассана» (1894), «Предисловии к роману В. фон Поленца «Крестьянин» (1901), «Речи в Обществе любителей российской словесности» (1859). Высказывания на эстетические тейы содержатся также в «Дневниках», письмах, худ. произв., религиозно-философской публицистике и др. его соч.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Эстетика: Словарь

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич

28.08(9.09).1828, Ясная Поляна Тульской губ. - 7(20).11.1910, ст. Астапово Рязано-Уральской ж. д., ныне ст. Лев Толстой Липецкой обл.) - писатель, создатель религиозно-философского учения, в центре к-рого поиски смысла жизни, разработка новой "истинной религии" всеобщей любви, добра, ненасилия. Учился на вост. отд. по разряду арабо-турецкой словесности (1844-1845), затем юридическом ф-те (1845-1847) Казанского ун-та. Не закончив курса, поставил перед собой обширную программу самообразования, реализацией к-рой занимался в течение всей жизни. В 1851-1855 гг. служба в артиллерии на Кавказе, участие в обороне Севастополя, затем выход в отставку. С кон. 50-х гг. Т. целиком посвящает себя литературному творчеству. Духовное развитие Т. отличалось сложностью, сопровождалось постоянными сомнениями, рано выработавшимся скептицизмом. К 40-60-м гг. относится становление его мировоззрения. В дневниках, заметках "О цели философии" (1847) им поставлены вопросы, к-рые станут главными в его творчестве: сущность и смысл жизни, ее обусловленность природой и общественной средой, единство божественного и человеческого в любом из индивидов, идеал и средства его достижения, сущность искусства и др. В "Эпилоге" к роману "Война и мир" Т. сформулировал философско-историческую концепцию, основанную на критическом переосмыслении т. зр., признающих решающее значение в истории действий выдающихся личностей, факторов сознания, культуры, просвещения и т. д. История - это жизнь народов и человечества в целом, столкновение свободы и необходимости, сложное переплетение людских интересов ("дифференциалов истории"). В стихийных "роевых" действиях народных масс, по Т., реализуется провиденциальный ход исторических событий (напр., война 1812 г.). В кон. 70-х - 80-е гг. Т. создал ряд религиозно-философских соч.: "Исповедь", "В чем моя вера?", "Царство Божие внутри вас", "О жизни", "Так что же нам делать?" и др. Это время духовного переворота, к-рый произошел в результате переосмысления зап. и вост. философии, а также христианства и др. мировых религий. При этом влияние идей Ж. Ж. Руссо на Т. было едва ли не самым главным (по его собственному признанию, еще в 15 лет он носил на шее медальон с портретом Руссо вместо нательного креста). Учение И. Канта о морали как особом духовном мире руководствующегося долгом человека, стало одним из источников этики любви Т. Под влиянием идей А. Шопенгауэра он пришел к пониманию природы как наполненного духом и волением Бога целостного образования, существующего в безграничном пространстве. В конфуцианстве Т. привлекли идеи о важной роли морали в об-ве, о человеке как частице рода, общественного целого. Идея Лао-Цзы о недеянии как способе предвидения будущего и избегании зла, буддийское представление о нирване - эти и др. достижения вост. мудрости также оказали воздействие на Т. Мир стал представляться Т. как гармоническая цельность, единое, или Бог. Он подверг критике всевозможные разновидности гедонизма и утилитаризма в этике, призывал осуществить переход от морали эгоизма к морали добра или блага для всех. Особый акцент Т. делает на евангельские заповеди, обращенные ко всем людям, - "братьям между собой и детям перед бесконечностью, или Богом". Последний период жизни и творчества Т. можно определить как "проповеднический" (с кон. 80-х гг.). В эти годы формируется толстовство как религиозно-общественное движение. В публицистических статьях Т. остро критикует государство и церковь как органы насилия над людьми, подавляющие личностные и творческие начала. В философско-энциклопедических работах "Круг чтения", "Путь жизни" он приходит к представлению о едином мире, в к-ром выражаются идеи добра, истины и красоты, а природное, разумное и нравственное образуют прочную гармонию. Для Т. было характерно неортодоксальное, рациональное и внеконфессиональное понимание Бога. Бог для него есть любовь к жизни, гармоническое единство материи и духа, универсальная и вечная целостность ("Критика догматического богословия", "Соединение и перевод четырех евангелий"). Т. отрицает троичность Бога, как противоречие здравому смыслу. Учение о Троице воспринимается им как вариант языческого многобожия в христианстве. Образ Христа для Т. есть образ не бессмертного Богочеловека, а смертного человека с божественными свойствами. Христос - это герой человечества, взявший на себя вину за его грехи, показавший тот истинный путь, по к-рому оно должно пойти: от хаотичного состояния к гармоническому разумному устроению, при к-ром высшим мерилом человечности будет нравственность. Стержнем учения Т. является, по определению Зеньковского, "панморализм", т. е. подчинение всего морали. Через космическую любовь, соединяющую единичное и общее, случайное и необходимое, религиозная связь человека с Богом становится его нравственным отношением к бесконечному миру, человеческому роду, др. человеку. Религия и нравственность, т. обр., означают одно и то же. Своеобразной квинтэссенцией мировоззрения Т. является учение о ненасилии. Его предпосылки -  в мировоззренческих основах таких религий, как даосизм, буддизм, индуизм и др. Христианская мораль для Т. есть осознанное человеком средство приближения к идеалу единого, или блага. Ненасилие и служит непременным условием любви, дающей благо жизни. Отсюда моральный аспект ненасилия означает реализацию человеком идеи самосовершенствования об-ва, к-рое происходит благодаря любви. В религиозном смысле ненасилие есть освобождение людей от ложных вер и идеалов, непризнание ими святости церковной иерархии. В целом учение о ненасилии можно квалифицировать как гуманистическую религиозную утопию, обращенную в будущее. В измененном виде (ахимса) оно было использовано лидерами индийской национально-освободительной борьбы (М. Ганди, Д. Неру и др.). Учение Т. не утратило своей актуальности и в наши дни. В отношении к государству у Т. прослеживаются анархистские настроения, т. к. этот ин-т рассматривается как орган подавления личности, возникший по необходимости, но ставший в дальнейшим орудием обмана и насилия. Отказ от участия в государственном насилии -  военном, судебном, идеологическом, экономическом и др. - является, по Т., мощным средством улучшения об-ва. В своих эстетических трактатах ("Что такое искусство", "Об искусстве" и др.) Т. отстаивал активную социальную роль искусства, критиковал "непонятный народу" формализм. Главным критерием художественности он считал "заразительность" искусства, т. е. его нравственно-эмоциональное содержание и степень воздействия на людей. Т. оказал значительное влияние на рус. философию кон. XIX-XX вв. Ее осн. представители так или иначе высказали свое отношение к учению Т., что породило широкий спектр оценок - от горячего одобрения его идей (Страхов) до столь же горячего неприятия их (Флоровский и др.). Последний считал Т. сторонником "моралистической робинзонады" в духе Просвещения XVIII в. и "последовательным нигилистом". Михайловский положил начало традиции, согласно к-рой Т. оценивался как "из ряда вон выходящий беллетрист и как плохой мыслитель". Несмотря на известную идейную близость Т. к народничеству (Зеньковский писал даже о "религиозном народничестве" Т.), учение писателя не получило широкого распространения в этой среде. Критическое отношение к нему стали разделять также рус. марксисты, начиная с Плеханова ("гениальный художник и крайне слабый мыслитель"). Ленин критиковал религиозную философию Т., высоко оценивая толстовскую критику государства, частной собственности на землю, судопроизводство и т. п. и посвятил писателю цикл из пяти статей. Федоров, искавший у Т. поддержки своему учению о всеобщем воскрешении и отчасти получивший ее, был вместе с тем шокирован резкими выпадами Т. против науки. Нетрадиционная религия Т. оказалась созвучной религиозным поискам представителей "нового религиозного сознания", в т. ч. Розанову и Мережковскому. Однако участники сб. "Вехи" выступили против толстовского "опрощения", основанного на идеализации крестьянской культуры. Апогеем критики Т. явилась работа И. А. Ильина "О сопротивлении злу силою", в к-рой борьба с "моралью бегства" Т. была объявлена центральной задачей рус. философии XX в. Коренным недостатком этики Т. Ильин считал перенесение борьбы со злом во внутренний мир человека и уклонение от борьбы со злом внешним, что оборачивается по его мнению, "религиозным безволием" и "духовным безразличием". Мн. мыслители рус. зарубежья, характеризуя идейную атмосферу "серебряного века", отдавали должное духовному вкладу Т., считали его мыслителем характерного рус. склада (Бердяев), соединяющего "религиозную страстность" с недооценкой "бесстрастного теоретического понимания мира" (Франк). В советский период глубокие исследования философии Т. принадлежали перу Асмуса.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

Найдено схем по теме ТОЛСТОЙ Лев Николаевич — 0

Найдено научныех статей по теме ТОЛСТОЙ Лев Николаевич — 0

Найдено книг по теме ТОЛСТОЙ Лев Николаевич — 0

Найдено презентаций по теме ТОЛСТОЙ Лев Николаевич — 0

Найдено рефератов по теме ТОЛСТОЙ Лев Николаевич — 0