ТОЛАНДТОЛЕРАНТНОСТЬ

ТОЛАНД Джон

Найдено 8 определений термина ТОЛАНД Джон

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТОЛАНД (Toland) Джон

род. 30 нояб. 1670, Редкастель, Ирландия - ум. 11 марта 1722, Патни, близ Лондона) - англ, философ; в одном из своих писем к Локку (1697) Молино называл его первым "свободным мыслителем". Написал книгу "Christianity not mysterious" ("Христианство без тайн"), название которой выражало его осн. тезис, и издал ее анонимно в 1696. В ней он выступил против христ. религии и церкви. В философском соч. "Письма к Серене" (1704) развивал учение о единстве движения и материи, отстаивал идею материальности вечной и бесконечной Вселенной.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТОЛАНД Джон

1670-1722) - англ. философ-материалист. Развивал учение о движении как существ, свойстве материи, одном из ее атрибутов, о неразрывной связи пространства и времени с материей и движением. В соч. «Хрио тианство без тайн» (1696) и др. критиковал с позиций деизма религию и церковь, стремился раскрыть «человеч. происхождение богов», земные корни представлений о бессмертии души, загробной жизни и т. п. В «Пантеиста-коне» (1720) пропагандировал идеи натур алистнч. пантеизма, отстаивал положение о материальности мира, бесконечности и вечности Вселенной.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ТОЛАНД Джон (1670—1722)

англ. философ-материалист, борец за свободомыслие. Начав с деистической критики религии (Деизм). Т. стал на позиции атеизма: он отрицал бессмертие души, загробное воздаяние, сотворение мира, доказывал небожественное происхождение “священных” книг, отрицал чудеса, делал попытки объяснить происхождение религии земными условиями и т. д. Книга Т. “Христианство без тайн” (1696) вызвала ярость духовенства и была предана сожжению, сам Т. бежал. Гл. заслуга Т. заключается в его учении о единстве материи и движения; движение — существенное и неотъемлемое свойство материи. С этих позиций Т. критиковал Спинозу, к-рый не считал движение осн. свойством материи, а также Ньютона и Декарта, видевших источник движения в боге. Материя, по Т., вечна и неуничтожима, вселенная бесконечна. Т., однако, оставался в рамках механистического материализма: он отрицал случайность, видел в мышлении чисто физическое движение мозгового вещества; движение материи не связывал с ее качественным изменением. По своим социально-политическим взглядам Т. был представителем буржуазно-демократических кругов Англии. Осн. соч.— “Письма к Серене” (1704).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТОЛАНД Джон

30.11.1670, близ Лондондерри, Сев. Ирландия -11.3.1722, Патни, близ Лондона), англ. философ-материалист. В несохранившемся соч. «Племя левитов» («Tribe of Levi», 1691) и книге «Христианство без тайн» («Christianity not mysterious», 1696) выступил против христианской религии и церкви. По обвинению в нападках на религию и нравственность книга была осуждена на сожжение (1697), Т, был приговорен к тюремному заключению, но бежал. В дальнейшем Т. издал политич. соч. англ. республиканцев Дж. Мильтона (1699) и Дж. Гаррингтона (1700). В своем гл. филос. соч. «Письма к Серене» («Letters to Serena», 1704) Т. развивал учение о единстве движения и материи, согласно к-рому движение есть существенное и неотъемлемое свойство материи. Подвергнув критике учение Спинозы о субстанции и концепцию Ньютона об абс. пространстве, Т. выдвинул положение о неразрывной связи пространства и времени с движущейся материей. Значит. вкладом в развитие филос. материализма явилась отстаиваемая Т. идея материальности бесконечной и вечной Вселенной. Элементы диалектики содержались в учении Т. о присущей материи изначальной активности, о ее самодвижении. Вместе с тем Т. оставался в рамках механистич. материализма: отрицал развитие природы, не связывал движение материи с ее качеств. изменениями. Выступив с деистич. критикой религ. мировоззрения, Т. приближался к позициям атеизма. В последнем произв. «Пантеистикон» (1720) пропагандировал материализм и натуралистич. пантеизм. Идеи Т. оказали большое влияние на развитие англ. и франц. материализма 18 в.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Толанд, Джон

(Toland, John, 16701722). Английский деист. Родился близ Лондондерри (Ирландия). Получил образование в диссентерской школе Редкастла в Глазго, Эдинбурге (степень магистра словесности, 1690) и Лейдене, являвшихся центрами Просвещения. Завершил образование в Оксфордском университете. Начало репутации Толанда как яркого и острого мыслителя было положено в 1696 г., когда он опубликовал книгу "Христианство без тайн". Работа подверглась нападкам со стороны английских клириков, а также членов палаты общин. Толанд вернулся в Ирландию, где в его защиту публично выступили У. Молино и Дж. Локк. Толанд отстаивал свои взгляды, издавая других авторов (Мильтон, Харрингтон) и публикуя трактаты в защиту вигов.

Яростная полемика, вызванная выходом книги Толанда, сделала его жизнь весьма неспокойной. Он объездил Ганновер, Голландию, Пруссию, Австрию в поисках богатых покровителей, но без особого успеха. Огромное значение для Толанда имели его трактаты против английских якобитов и "высокоцерковников ", благодаря чему он получил финансовую поддержку от Харли, графа Оксфордского. Судьба Толанда изменилась с приходом к власти вигов при короле Георге I; он даже занялся спекулятивными сделками в ЮжноМорской компании. Умер Толанд в Патни после недолгой болезни.

Толанд стал одним из наиболее известных английских деистов и был популярен среди авторов континентальной Европы. Отвергая христианские таинства и чудеса, не поддающиеся рациональному обоснованию, он придал английскому деизму новую острую направленность. Соответственно, Толанд критиковал ортодоксальные идеи о Троице и воплощении и проложил путь рациональной критики Св. Писания. По мнению Толанда, христианство следовало очистить от всего, что внесли в него обращенные евреи и "суеверные" язычники; тогда мы имели бы первоначальное, простое, чистое христианство, вполне согласующееся с современным рационализмом. Толанд не отрицал откровение, но отводил ему вспомогательную роль. В этом смысле идеи Толанда расходились с концепциями Локка и английских церковных деятелей, но именно они стали определять деистское мировоззрение. Толанд популяризировал деистские идеи, но одновременно вызвал широкую оппозицию в рамках Англиканской церкви. Однако в конечном счете возобладал подход Дж. Локка, отвергавшего скептицизм и опиравшегося на откровение; деизм Толанда остался уделом немногих интеллектуалов.

R. J. VanderMolen (пер. Ю.Т.) Библиография: J.C. Biddlе, "Lockes Critique of Innate Principles and Tolands Deism", JHI 37:41123; G. R. Cragg, Reason and Authority in the Eighteenth Century; DNB, XIX; P. Gay, The Enlightenment: An Interpretation; J. Orr, English Deism: Its Roots and Fruits; L. Stephen, History of English Thought in the Eighteenth Century; R. Stromberg, Religious Liberalism in EighteenthCentury England. См. также: Деизм; Просвещение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ТОЛАНД Джон (1670-1722)

английский философ, один из первых представителей свободомыслия в интеллектуальной традиции Нового времени. Обучался в университетах Глазго (1687-1690), Эдинбурга (1690, магистр свободных искусств), Лейдена (Голландия, 1691-1692), в Оксфорде (1693-1695). Основные сочинения: "Племя левитов" (1691, не сохранилось), "Христианство без тайн" (издано анонимно в 1696), "Свободная Англия" (1701), "Письма к Серене" (1704),

"Адеисидемон" (1708), "Письма против духовенства" (1712), "Назарянин" (1718), "Тетрадимус" (1720), "Пантеистикон" (1720) и др. Осуществил системную критику христианства на рационалистически-атеистических основаниях. Считал абсурдным поклонение тому, чего мы не в состоянии понять. По мысли Т., "кто бы ни раскрывал нам что-нибудь, т.е. кто бы ни сообщал нам нечто, чего мы раньше не знали, его слова должны быть понятны, а дело - возможно. Это правило имеет силу независимо от того, кто сообщает, Бог или человек". Усматривал процесс целенаправленного формирования у людей религиозных предрассудков "на всех ступенях нашей жизни" и у людей "всех званий". Духовенство именовал особым сословием оплачиваемых лиц, задача деятельности которых - "не просвещать остальных людей, а удерживать их в заблуждениях". Придерживаясь идеи о возможности адекватного постижения людьми таинств мира, Т. подчеркивал: "У Божественного творца не может быть больше оснований считаться непостижимым, чем у самого презренного из его творений". Вера, согласно Т., есть знание. Разум более важен, чем откровение. Разум - способность души обнаруживать "несомненность чего-либо сомнительного или неясного, сравнивая его с чем-нибудь достоверно известным". Сформулировал постулаты о единстве материи и движения, трактуя последнее (правда, вне его качественного "измерения") как атрибут (наряду с протяжением и плотностью) материи, об изначальной активности ("...материя по необходимости столь же активна, как и протяженна") и самодвижении материи ("...всякая вещь претерпевает бесконечные изменения, т.е. находится... в непрестанном движении"; "...движение есть существенное свойство всей материи в целом"). Разделяя воззрения о материальности и бесконечности Вселенной, Т. отрицал случайность, оставаясь в рамках механистического материализма. Отвергая постулаты гилозоизма, Т. представлял мышление как чисто физическое движение мозгового вещества ("мышление... есть особенное движение мозга, специального органа этой способности"). Мозг, по мнению Т., будучи очень сложным, но телесным органом, "может производить только телесное". Будучи сторонником тезиса о необходимости двух философий: экзотерической (открытой, публичной) и эзотерической (тайной, для посвященных), Т. тем самым рассуждал в русле традиционного английского материализма 17-18 вв., утверждавшего материалистическое миропонимание уделом элиты, а религию - пригодной для утешения масс.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История Философии: Энциклопедия

ТОЛАНД (Toland) Джон (1670-1722)

английский философ, один из первых представителей свободомыслия в интеллектуальной традиции Нового времени. Обучался в университетах Глазго (1687-1690), Эдинбурга (1690, магистр свободных искусств), Лейдена (Голландия, 1691-1692), в Оксфорде (1693-1695). Основные сочинения: "Племя левитов" (1691, не сохранилось), "Христианство без тайн" (издано анонимно в 1696), "Свободная Англия" (1701), "Письма к Серене" (1704), "Адеисидемон" (1708), "Письма против духовенства" (1712), "Назарянин" (1718), "Тетрадимус" (1720), "Пантеистикон" (1720) и др. Осуществил системную критику христианства на рационалистически-атеистических основаниях. Считал абсурдным поклонение тому, чего мы не в состоянии понять. "Кто бы ни раскрывал нам что-нибудь, т.е. кто бы ни сообщал нам нечто, чего мы раньше не знали, его слова должны быть понятны, а дело - возможно. Это правило имеет силу независимо от того, кто сообщает, Бог или человек". Усматривал процесс целенаправленного формирования у людей религиозных предрассудков "на всех ступенях нашей жизни" и у людей "всех званий". Духовенство именовал особым сословием оплачиваемых лиц, задача деятельности которых - "не просвещать остальных людей, а удерживать их в заблуждениях". Придерживаясь идеи о возможности адекватного постижения людьми таинств мира, Т. подчеркивал: "У Божественного творца не может быть больше оснований считаться непостижимым, чем у самого презренного из его творений". Вера, согласно Т., есть знание. Разум более важен, чем откровение. Разум - способность души обнаруживать "несомненность чего-либо сомнительного или неясного, сравнивая его с чем-нибудь достоверно известным". Сформулировал постулаты о единстве материи и движения, трактуя последнее (правда, вне его качественного "измерения") как атрибут (наряду с протяжением и плотностью) материи, об изначальной активности ("...материя по необходимости столь же активна, как и протяженна") и самодвижении материи ("...всякая вещь претерпевает бесконечные изменения, т.е. находится... в непрестанном движении"; "...движение есть существенное свойство всей материи в целом"). Разделяя воззрения о материальности и бесконечности Вселенной, Т. отрицал случайность, оставаясь в рамках механистического материализма. Отвергая постулаты гилозоизма, Т. представлял мышление как чисто физическое движение мозгового вещества ("мышление... есть особенное движение мозга, специального органа этой способности"). Мозг, по мнению Т., будучи очень сложным, но телесным органом, "может производить только телесное". Будучи сторонником тезиса о необходимости двух философий: экзотерической (открытой, публичной) и эзотерической (тайной, для посвященных), Т. тем самым рассуждал в русле традиционного английского материализма 17-18 вв., утверждавшего материалистическое миропонимание уделом элиты, а религию - пригодной для утешения масс.

А.А. Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ТОЛАНД Джон

30 ноября 1670, близ Лондондерри, Северная Ирландия — 11 марта 1722, Путней близ Лондона) — английский философ, представитель раннего философского Просвещения в Англии. Родился в католической семье, но уже к 20 годам перешел в англиканскую веру. В 1687— 95 обучался философии, теологии и европейским языкам в университетах Глазго, Эдинбурга, Лейдена и Оксфорда. Первую книгу — «Племя левитов» — Толанд издал в 1691. В ней он уподобил священнослужителей страшной язве, разъедающей человеческое тело. Принесшее Толанду широкую известность «Христианство без тайн» вышло в 1696. В течение нескольких лет эта книга была предметом острых дискуссий, многие требовали привлечь Толанда к суду Книга была осуждена на сожжение, а автору удалось избежать тюремного заключения лишь бегством. В ней Толанд открыто отвергает все, что объявляется священнослужителями непостижимым, недоступным разуму. «...Все явления, — писал он, — сообщаемые в откровении богом или человеком, должны быть в равной мере понятны и возможны» (Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз. М., 1981, с. 116).

В 1701—02 Толанд совершает путешествие в Германию по приглашению прусской королевы Софии-Шарлотты. Философские беседы, а затем и переписка с королевой Пруссии послужили основой для его главного философского сочинения «Письма к Серене» (1704). В 1707—10 Толанд снова путешествует по Европейскому континенту. Он посещает Германию, Вену, Прагу, Голландию. Возвратившись в Англию, Толанд поселяется в местечке Ипсом, где живет до 1718, занимаясь литературной деятельностью. В эти годы выходят работы «Адеисидемон» (1708), «Соображения по натурализации евреев» (1713), «Назарянин» (1718). Оказавшись в тяжелом материальном положении, Толанд продает дом и поселяется в семье сельского плотника в местечке Путней. Свои последние работы «Тетрадимус» и «Пантеистикон» Толанд публикует в 1720. Наиболее важные философские идеи Толанда содержат «Письмах к Серене», в которых он развивает учение о единстве движения и материи. Его никак не удовлетворяло учение Спинозы о субстанции и концепция Ньютона об абсолютном пространстве. Толанд сделал следующее заключение: «...движение столь же присуще материи, как и протяжение, и материя не есть и отнюдь не может быть неподвижной, мертвой и бездейственной глыбой, иначе говоря, пребывать в состоянии абсолютного покоя... если движение — существенное свойство материи, то оно должно быть существенно для ее определения» (Английские материалисты 18 в., т. l. M., 1967, с. 69, 156). По мнению Толанда, от движения «мировой материи» зависят всевозможные качественные определения вещей и тел, оно создает бесконечный круговорот природы и разнообразные формы всех телесных существ, возникающих и уничтожающихся в результате бесчисленных и естественных сочетаний, перестановок частиц материи. Однако Толанд в духе механистического материализма считал, что «изменения в частях не влекут за собой никакого изменения Вселенной, ибо ясно, что постоянные перемены, переходы и превращения материи не могут вызвать ни увеличения, ни уменьшения ее общего количества...» (там же, с. 169). В религиозных вопросах был деистом.

В «Пантеистиконе» Толанд пропагандирует позицию натуралистического пантеизма. «Все возникло из целого, и целое из всего». Вселенная бесконечна по протяжению, неподвижна в целом, одновременно неразрушима и необходима — и в смысле вечного существования в прошлом и вечного пребывания в будущем (там же, с. 357). Философские идеи Толанда оказали большое влияние на развитие философии в Европе и Северной Америке.

Соч.: The Miscellaneous Works, v. 1—2. L., 1747; Christianity Not Mysterious, 1696; Избр. соч. М.—Л., 1927; Английские материалисты 18 в., т. 1. M., 1967.

Лит.: Кузнецов В. ff., Мееровский Б. В., Грязное А. Ф. Западноевропейская философия 18 века. М., 1986.

В. Ф. Коровин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ТОЛАНД Джон — 0

Найдено научныех статей по теме ТОЛАНД Джон — 0

Найдено книг по теме ТОЛАНД Джон — 0

Найдено презентаций по теме ТОЛАНД Джон — 0

Найдено рефератов по теме ТОЛАНД Джон — 0