ТКАЧЁВТкачев, Петр Никитович

ТКАЧЕВ Петр Никитич

Найдено 4 определения термина ТКАЧЕВ Петр Никитич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТКАЧЕВ Петр Никитич

29 июня (11 июля) 1844, с. Сивцово Великолуцкого у. Псковской губ. — 23 декабря 1885 (4 января 1886), Париж] — русский социальный философ, публицист, революционер. В 1861 поступил на юридический факультет Петербургского университета, после исключения в 1868 экстерном сдал экзамены за полный курс и защитил диссертацию на степень кандидата права. В 1860-х гг. участвовал в деятельности различных подпольных организаций. Сотрудник журн. «Русское слово», «Дело» и др. За участие в противоправительственной деятельности был арестован, после четырехлетнего заключения направлен в ссылку, откуда в 1873 бежал за границу. В Париже сблизился с французскими бланкистами.

Свое философское мировоззрение, в котором сочетались ориентация на научное познание действительности и радикальный социальный критицизм, называл реализмом. Противопоставлял его вненаучной идеалистической метафизике, служащей защите существующего социального порядка. Фундаментом философского реализма Ткачева был материализм. Истолковывал природу на основе «механического закона органической природы». Социально-философские воззрения Ткачева сформировались под влиянием идей Н. Г. Чернышевского и К. Маркса. Явления общественной жизни объяснял на основе принципа экономического детерминизма. В программных произведениях Ткачева теоретически обоснована тактика немедленных революционных действий, фактически — тактика террористических актов как средства подготовки и осуществления социальной революции. Соч.: Соч., т. 1-2. M., 1975-76.

Лит.: Шахматов Б. М. П. Н. Ткачев. Этюды к творческому портрету. М.,1981.

С. И. Бажов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ТКАЧЕВ Петр Никитич (1844—86)

один из теоретиков революционного народничества, публицист и литературный критик. С 1873 — в эмиграции, где издавал журнал и газету “Набат” (1875—81). Взгляды Т. сложились под воздействием идей революционных демократов 60-х гг. Он полагал, в отличие, напр., от Лаврова, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедленно, пока в стране не сложились буржуазные отношения, к-рые могут надолго отсрочить революционный переворот. Подобно Бакунину, Т. видел в рус. народе, прежде всего в крестьянстве с его еще сохранившимся общинным землевладением, социалиста “по инстинкту, по традиции”. Причем, с т. зр. Т., революционность народа проявляется гл. обр. в разрушении старого, созидательные же задачи решает обладающее “силой, властью и авторитетом” “революционное меньшинство”, государство. Поэтому необходимым условием осуществления общественно-экономических и духовных идеалов социализма Т. считал (и здесь он, расходясь с бакунистами, переходил на позиции бланкизма) “захват политической власти” группой хорошо организованных революционеров (“партией действия”) посредством заговора, предполагающего террор и дезорганизацию существующего государства, к-рое в России якобы не выражает интересов к.-л. класса и не имеет корней в экономике страны. Эти его идеи во многом были восприняты партией “Народная воля”. Хотя Т. и признавал нек-рые положения исторического материализма (напр., говорил об определяющей роли “экономического быта” в общественных отношениях), преодолеть идеалистический, волюнтаристский взгляд на историю он не смог. Критику социально-политических идей Т. дал Энгельс в работе “Эмигрантская литература” (1874—75). Отстаивая реализм, Т. боролся с консервативными литературно-эстетическими направлениями; с позиций механистического материализма и материалистически толкуемого позитивизма критиковал рус. религиозных философов (неославянофилов, Соловьева и др.). Соч.: “Закон общественного самосохранения” (1870), “3адачи революционной пропаганды в России” (1874), “Открытое письмо господину Фридриху Энгельсу” (1874), “Набат” (1875), “Революция и государство” (1876) и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТКАЧЁВ Петр Никитич

29.6(11.7).1844, с. Сивцово Псковской губ. -23.12.1885 (4.1.1886), Париж], рус. революционер и мыслитель, идеолог революц. народничества, публицист и лит. критик. Лит. работу начал в журн. «Время» (1862), с 1865 постоянный сотрудник демократич. журн. «Рус. слово» и «Дело». В 1869 опубликовал рус. перевод Врем. устава 1-го Интернационала. За революц. и лит. деятельность неоднократно подвергался адм., суд. и цензурным преследованиям, ок. 6 лет провел в тюрьмах и ссылке. В 1873 бежал за границу, сотрудничал в журн. «Вперед!» Лаврова, а затем издавал в Женеве журн. и газ. «Набат» (1875- 1881), в к-рых обосновывал бланкистскую программу политикосоциальной революции в России, противопоставляя ее концепциям Лаврова и Бакунина.

Свои филос. воззрения, равно как и материализм своих учителей - революц. демократов, Т. называл «реализмом» или «рационализмом», понимая под этим «...строго реальное, разумно научное, а потому самому и в высшей степени человеческое миросозерцание» (Избр. соч., т. 4, 1933, с. 27). По Т., реалист берет факты действительности как они есть, «в науке - он из них строит свои принципы, выводит законы, в жизни - он приспособляется к ним, стараясь изменить их и обратить их в свою пользу» (Соч., т. 1, М., 1975, с. 160). Реализм Т. противопоставлял идеализму, к-рый он отождествлял в онтологич. и гносеологич. планах с «метафизикой», а в социальном - с идеологич. апологетикой существующего строя. Эта позиция вела к определ. теоретич. потерям, напр. к отрицанию философии Гегеля как «чепухи». В 1860-х гг. Т. выступал против увлечения позитивизмом, а в 1870-х гг. был первым критиком неокантианства и эмпириокритицизма (полемика с В. В. Лесевичем в ст. «О пользе философии», 1877, «Кладези мудрости росс. философов», 1878, и др.).

Социологич. взгляды Т.- концепция «экономич. материализма», построенная им под влиянием нек-рых работ Н. Г. Чернышевского и К. Маркса. «Я полагаю - писал Т. - что все явления политического, нравственного и интеллектуального мира в последнем анализе сводятся к явлениям экономического мира и "экономической структуре" общества..., как выражается Маркс» (там же, т. 1, 1932, с. 445). Пропагандируя этот тезис и отстаивая объективный характер законов истории, Т. критиковал фатализм, провиденциализм, органицизм, социал-дарвинизм и особенно субъективный метод в социологии (см. Субъективная социология) Лаврова и Михайловского, их теории социального прогресса («Что такое партия прогресса», 1870; «Роль мысли в истории», 1875, и др.). Механизм действия в истории «экономич. прогресса» Т. видел в борьбе экономич. интересов обществ. классов и в борьбе личных интересов, «хозяйств. расчетов и соображений» людей, их стремлений к личному счастью, что ставило достижение социалистич. обществ. идеала (понимаемого им как абс. равенство всех членов общества, гармонич. сочетание человеч. потребностей со средствами их удовлетворения) в значит. степени в зависимость от «разумности и справедливости» экономич. принципов, «порождающих беспрестанное движение и метаморфозы в социальном мире», делало личность гл. деятелем историч. прогресса. В целом социологич. теория Т. не выходила за рамки идеалистич. субъективизма народничества, к-рый особенно проявился в утверждениях о надклассовости росс. гос-ва, о коммунистич. инстинктах и традициях рус. крестьянства и общине как «ячейке социализма», в призывах к немедленному перевороту и т. п. Их несостоятельность была раскрыта Ф. Энгельсом («Эмигрантская литpa») и Г. В. Плехановым («Наши разногласия»).

Революц. доктрина Т. оказала значит. влияние на деятельность партии «Народная воля». «Подготовленная проповедью Ткачева и осуществленная посредством "устрашающего" и действительно устрашавшего террора попытка захватить власть - была величественна...» - писал В. И. Ленин (ПСС, т. 6, с. 173), критикуя заговорщическую тактику бланкизма и указывая на вред стремления «маленьких Ткачевых» прибегнуть к ней в 20 в.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ТКАЧЕВ Петр Никитич

29.06(11.07).1844, с. Сивцово Великолуцкого у. Псковской губ. - 23.12(4.01).1885(1886), Париж) - идеолог народничества, публицист. В 1861 г. поступил на юридический ф-т Петербургского ун-та. В 1868 г. сдал экстерном экзамены за университетский курс и представил диссертацию на степень кандидата права. В 1865-1866 гг. Т. был близок к организации Н. А. Ишутина - И. А. Худякова, в 1867-1868 - к "Рублевому обществу" Г. А. Лопатина и Ф. В. Волховского, в 1868 г. примкнул к коммуне "Сморгонь" - предшественнице организации С. Г. Нечаева. В 1865 г. в журн. "Русское слово", постоянным сотрудником к-рого был Т., он публикует первое в рус. легальной печати переложение предисловия "К критике политической экономии" К. Маркса. Печататься Т. начал с 1862 г. Первые его статьи - в журн. "Время" братьев Ф. М. и М. М. Достоевских - были посвящены предстоящей судебной реформе. Писал также для журн. "Эпоха", "Библиотека для чтения", "Дело", сб. "Луч" (издававшегося вместо "Русского слова"). За написание воззвания "К обществу!" и издание запрещенных соч. Т. был осужден и отбыл в заключении около 4 лет, а в начале 1873 г. был отправлен в ссылку на родину, в Великие Луки. В декабре 1873 г. эмигрировал. За границей Т. сотрудничал в журн. "Вперед!" Лаврова. В открытых письмах ("Задачи революционной пропаганды в России. Письмо к редактору журнала "Вперед!" и "Открытое письмо Фридриху Энгельсу". Лондон и Цюрих, 1874) Т. выступил с критикой взглядов Лаврова и Ф. Энгельса. Революционная заговорщическая тактика Т. покоилась на убеждении, что рус. государство "висит в воздухе" и необходима лишь организованная акция активного революционного меньшинства для его свержения. Энгельс подверг резкой критике эту бланкистскую тактику. В кон. 1875 г. начал издавать в Женеве журн. "Набат", где вел полемику с Бакуниным и Лавровым. В 1877 г. Т. и его приверженцы с помощью фр. бланкистов-коммунаров (Э. Вайян, Е. Гранже, Ф. Курне и др.) создают "Общество народного освобождения", программа и тактика к-рого были близки к "Народной воле", отказавшейся, однако, от союза с "Набатом", к-рый перестал существовать в 1881 г. Живя за границей, Т. опубликовал в рус. легальной прессе ряд статей по философии, истории, праву, экономике, педагогике. Как политического мыслителя Т. прежде всего интересовали проблемы достижения с помощью революции разумного и справедливого социального устройства. В одной из первых статей ("Юридическая метафизика", 1863) Т. сформулировал программу реформы философии, построения "новой, живой, плодотворной, истинной философии, чуждой всякой метафизичности, философии, связующей воедино насильственно расторгнутые части социальной науки", к-рая "сделается наукой общественной, социальной" (Избр. соч. на социально-политические темы. М., 1935. Т. 5. С. 29,41). Он постоянно возвращался к вопросу о пользе философии, к-рая могла бы стать стержнем правильного мировоззрения, инструментом науки, основой преобразования мира. Свою философскую позицию Т. называл реализмом, трактуя его как "строго реальное, разумно научное, а по тому самому и в высшей степени человеческое мировоззрение" (Там же. М., 1933. Т. 4. С. 27). Реалист, считал он, верен фактам, как таковым, "в науке он из них строит свои принципы, выводит законы, в жизни - он приспособляется к ним, старается изменить их в свою пользу" (Там же. Т. 5. С. 200). Стержнем истинного реализма Т. считал материализм, на основе к-рого разрабатывал свое понимание философии. Оно включает "механический закон органической природы", "закон общественного самосохранения" и "философию действия" (как основу политической программы). Т. разделял вкусы и пристрастия, характерные для нигилизма 60-х гг. с его культом естественных наук, просветительства и рационализма, высказывал резко отрицательные суждения по поводу взглядов В. С. Соловьева, Лесевича, Козлова и др. Т.был сторонником "реальной критики" и "реальной эстетики", такого подхода к оценке произв. литературы и искусства, к-рый придерживается "строго объективной почвы, тщательно избегая всяких произвольных, субъективных толкований", и вместе с тем отличается от "психолого-метафизического" и "эмпирического" подходов ("Принципы и задачи реальной критики").

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

Найдено схем по теме ТКАЧЕВ Петр Никитич — 0

Найдено научныех статей по теме ТКАЧЕВ Петр Никитич — 0

Найдено книг по теме ТКАЧЕВ Петр Никитич — 0

Найдено презентаций по теме ТКАЧЕВ Петр Никитич — 0

Найдено рефератов по теме ТКАЧЕВ Петр Никитич — 0