ТЯНЬТАЙ ШКОЛАТЯПИНСКИЙ

ТЯНЬТАЙ-ЦЗУН

Найдено 1 определение:

ТЯНЬТАЙ-ЦЗУН

кит. будд. школа, доктринально и организационно оформившаяся в 6 в. благодаря усилиям монаха Чжии и его учеников. Название свое Т-ц. получила по имени горы Тяньтай, на к-рой жил и проповедовал Чжии. Канонич. текстом Т.-ц. является «Сутра Лотоса благого Закона» (санскр. Саддхармапундарика-сутра), называемый также Лотосовой сутрой. Важн. роль в становлении догматики Т.-ц. сыграла шуньявада. Основополагающим в доктринальном комплексе Т.-ц. является учение «инянь-саньцянь» (досл. «одно (мгновение) мысли — три тысячи»). «Три тысячи» — число проявлений т. н. «миров дхармы», к-рых тяньтайская традиция насчитывает 10: это «миры» «ада», «голодных духов», «скотов», «демона Асуры», «человека», «неба (или божеств)», «слушающих голос» («шраваков»), «самостоятельно идущих к просветлению» («пратьекабудд»), «бодхисаттвы», «будды». «Миры» трактуются как физич. и психич. состояния, к-рые переживают (или могут переживать) живые существа. Принципиальное значение для учения Т.-ц. имело утверждение о взаимопроникаемости каждого из десяти «миров» друг в друга (т. е. то, напр., что в «мире ада» присутствует «мир будды» и т. д.) и наличии десяти «миров» во всем сущем — и в том, что на уровне обыденного сознания воспринимается как живое, и в том, что обыкновенно считается неживым. Чжии и его последователи, опираясь на «откровения» Будды Шакьямуни в Лотосовой сутре, представили досконально разработанную аргументацию взаимопроникаемости «миров» и ее всеобъемлющего характера, выявив 3 тыс. ее проявлений в каждое мгновение (цепь мгновений считается бесконечной). В более широком плане учение о 10 «мирах» представляло собой универс. модель бытия. Целью религ. практики адепта школы являлась реализация в человеч. существе «мира будды» и подавление др. «миров» (прежде всего первых трех). Для этой цели предлагался набор методов, наибольшее значение из к-рых придавалось изучению догматики школы и медитации. Особый раздел доктринального комплекса Т.-ц. составляет классификация учений разл. школ. Типология будд. доктрин строится т. обр., чтобы доказать превосходство догматич. положений, изложенных в Лотосовой сутре. Т.-ц. сыграла существенную роль в истории кит. буддизма,занимая в нем в течение неск. веков ведущее положение. Школа пришла в упадок в 10 в. вследствие общего ослабления позиций буддизма в обществ. жизни Китая того времени. А. Н. Игнатович

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

Найдено схем по теме ТЯНЬТАЙ-ЦЗУН — 0

Найдено научныех статей по теме ТЯНЬТАЙ-ЦЗУН — 0

Найдено книг по теме ТЯНЬТАЙ-ЦЗУН — 0

Найдено презентаций по теме ТЯНЬТАЙ-ЦЗУН — 0

Найдено рефератов по теме ТЯНЬТАЙ-ЦЗУН — 0