ТИТЧЕНЕР Эдуард Брэдфорд

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ТИТЧЕНЕР (Titchener) Эдуард Брэдфорд
род. 11 янв. 1867, Чичестер, Англия - ум. 3 авг. 1927, Итака, США) амер. психолог, основавший (1904) Общество экспериментальной психологии в США. Будучи учеником Вильгельма Вундта, придерживался сенсуализма в трактовке сознания, развивал идеи аналитической интроспекции. Получил известность своими экспериментальными исследованиями психических функций, в особенности психологии ощущений. Осн. труды: "Experimental psychology", v. 1-2, 1901-1906; "Systematic psychology", 1929; на рус. яз. - "Очерки психологии", пер. с англ., СПБ., 1898; "Учебник психологии", ч. 1-2. М., 1914.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТИТЧЕНЕР Эдуард Брэдфорд
11.1.1867, Чичестер, Великобритания -3.8.1927, Итака, США), амер. психолог, представитель интроспективной психологии. В 1904 основал Об-во экспериментальной психологии. Ученик Вундта, придерживался крайнего сенсуализма и атомизма в трактовке сознания, что нашло отражение в концепции «аналитич. интроспекции», а также в идее т. н. структуральной психологии. В полемике с вюрцбургской школой психологии мышления отказывался признать за «значениями» самостоят. реальность, сводя их целиком к чувственно воспринимаемым элементам, что сближало его трактовку сознания с позицией Маха. Известен также экспериментальными исследованиями по психологии ощущений, внимания и др. психич. функций.

Источник: Советский философский словарь

ТИТЧЕНЕР Эдуард Брэдфорд

(11 янв. 1867 – 3 авг. 1927) – амер. психолог, автор концепции структурной психологии, один из гл. представителей интроспекционизма. Род. в Англии, однако формировался как психолог в Германии под влиянием Вундта. В 1892–1927 – проф. Корнеллского ун-та, где им был создан крупнейший в США центр экспериментальной психологии. Объектом психологии как науки для Т. является сознание, предпосылкой чего служит тождество между психологическим и сознательным. Т. начинает с выявления элементов, имманентных сознанию. В отличие от современной ему функциональной школы, учения Штумпфа и др., Т. утверждает, что в сознании имеются постоянные элементы, к-рые образуют основу первично-психического. Задачей же изучения Т. считает выявление первичных элементов сознания и законов образования на их основе психич. структур. Методом психологии в связи с этим служит интроспекция, к-рую Т. отличает от обычного самонаблюдения, поскольку из него исключается все, входящее в сознание извне: относящееся как к физич. природе стимула, так и к категории значения. В отличие от вюрцбургской школы психологии, Т. отказывался включить мышление в число первичных е д и н и ц сознания (поскольку иначе требовалось бы вводить понятие бессодержат. мысли), выводя содержание, "значение" из взаимоотношения между частями сенсорного опыта, при к-ром одна из них принимает на себя в отношении к другой "знаковую функцию", что сближало Т. с Маxом и Aвенариусом. Т. – автор переведенных на мн. языки руководств по общей экспериментальной психологии, долго считавшихся образцовыми. Соч.: Experimental psychology. A manual of laboratory practice, v. 1–2, N. Y.–L., 1901–06; Lectures on the experimental psychology of the thought-processes, N. Y., 1909; Systematic psychology: prolegomena, N. Y., 1929; в рус. пер. – Очерки психологии, СПБ, 1898. Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, с. 424–26; Boring E.G., History of experimental psychology, 2 ed., N. Y., 1950; Wооdwоrth R. S., Contemporary schools of psychology, 3 ed., ?. ?., 1964. Д. Ляликов, М. Роговин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.