ТИПОЛОГИЯТИПЫ  НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

Найдено 4 определения термина ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Типология культуры

результат типологизации, система выделенных типов культур.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Типология культур

греч. typos – форма, образец + logos – учение, слово) – систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

классификация, упорядочение всех выявленных в истории культур по какому-либо критерию (основанию, признаку), присущему всем культурам. Главное методологическое условие типологизации — единство критерия, на основе к-рого выделяются типы, культур. Примеры критериев типологизации: способ трансляции культуры {традиционные и нетрадиционные культуры); специфика социальной солидарности (кровнородственные, этнические, национальные, конфессиональные типы культур); структура социальной стратификации или деления общества на классы и страты (культуры деревенская, городская, профессиональная, криминальная, маргинальная и т. д.); уровень технологии материального, социального и интеллектуального производства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры); хронологическая последовательность (первобытная, военная, религиозная, цивилизованная, научная и постнаучная культуры и т. д.); преобладание какой-либо социальной подсистемы — экономической (Запад), ценностной (Китай), социетальной (Индия), политической (Ближний Восток) и т. д. Количество критериев типологизации культур на сегодняшний день точно не определено. Т. П. Матяш

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Культурология: краткий тематический словарь

Типология культуры

от греч. typos - вид, форма и logos - слово, учение, наука) - учение о видовых отличиях культур, основных типах мировой культуры. В истории развития мировой культуры давно были замечены большие различия. Зачастую, как например, в концепции Шпенглера, они абсолютизировались, и тогда речь шла о различных типах культур, которые исторически не изменялись и лишь сосуществовали рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми одна для другой. Шпенглер говорил о 8 равноценных по зрелости культурах, охватывающих основные части планеты: Европу, Азию, Африку, Латинскую Америку. В то же время при осмыслении путей исторического развития Европы перед исследователями возникала проблема его соотнесения и сопоставления с историческим развитием других стран и культур, с которыми Европа соседствовала и взаимодействовала. В первую очередь, это страны Востока, свое отличие от которого уже остро осознавали древние греки - первые европейцы. В особенности большое внимание проблеме Восток - Запад уделяли исследователи, рассматривавшие мировое историческое развитие в плане эволюционного монизма, т. е. встраивавшие все страны в единую схему исторического движения на пути от низших, неразвитых, к высшим, развитым формам. Гегель, в частности, относил восточный мир (Китай, Индия, Персия, Египет) к самой низшей ступени развития духа в осознании свободы, в то время как греческий, римский и германские миры возвышались над ним. Однако современные исследователи отмечают, что понятия «Восток» и «Запад» не получили научного статуса в культурологии и могут употребляться весьма условно. Ведь даже в географическом плане они не охватывают всю ойкумену, и деление на Восток и Запад у разных народов истолковываются по-разному. Выросшим в европейских традициях, более всего понятно противопоставление, начало которому положили древние греки (древний Запад), столкнувшись с Древним Востоком — персами и изумившись величественности и стабильности культуры Древнего Египта. Кроме того, в современном мире нет былого противопоставления Востока и Запада по научным, культурным и правовым основаниям: современная Япония, Южная Корея и ряд других стран Тихоокеанского региона относятся к числу современных развитых стран. Другое дело, что их пути были разными, и к современному состоянию культуры они пришли по-разному. Только Европа создала современную науку с ее техническими достижениями и мощным индустриальным базисом высокого .уровня потребления. Восточные страны «усвоили» научный опыт, произошла «трансплантация» (пересадка) науки в иную культурную среду, а там, где национальная культура показала свою жизнеспособность, наука была адаптирована и вошла в систему образования и производства. Учитывая приведенные обстоятельства, в исторической типологии культур можно использовать следующие принципы: 1. Географический (локализация культур в географическом пространстве); 2. Хронологический (выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т. е. локализация во времени); 3. Национальный (изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития). В дальнейшем будут использованы все три принципа рассмотрения: Древний Восток и Древний Запад (1 принцип); античность и Новое время (2 принцип); современный Восток и Запад (3 принцип). Построить типологию мировых культур, не противопоставляя Восток Западу, позволяет теория осевого времени, принадлежащая немецкому философу и культурологу Карлу Яснерсу. Согласно Ясперсу, ось мировой истории следует отнести ко времени 500 лет до н. э., когда на всем протяжении от Запада до Азии происходит резкий поворот в историческом развитии: приходит конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, начинается борьба рационального опыта с мифом (логоса против мифа), вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы и пользуемся по настоящий день; закладываются основы мировых религий. В Индии возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие конфуцианство и даосизм — философские школы, во многом определившие облик его культуры по настоящее время. Подобного рода процессы происходили и на Западе (в Греции). Суть этих процессов состояла в пробуждении индивидуального, рефлексивного (когда человек стал задумываться об окружающих вещах, пытаясь пересмотреть принятые ранее решения) сознания. Традиции прошлого обновлялись, развивались на основе индивидуального опыта и рационального сознания. Но не во всех странах произошло открытие человека. Там, где человек не отважился искать в самом себе меру вещей и придерживался мифологических традиций и верований, не произошло реформирования культуры. Эти культуры не смогли перешагнуть осевое время и не смогли влиться в русло духовного обновления, они изучаются как великие культуры древности, не дожившие до наших времен. Это относится, в частности, к культурам Египта и Вавилона, великим династиям восточного типа с неограниченной властью монарха и мощным жреческим слоем, входящим в систему централизованно-бюрократического управления государством. Эти культуры оказали опосредованное воздействие на современность через дощедшие до нас культурные традиции, литературные н археологические памятники.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник

Найдено схем по теме ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР — 0

Найдено научныех статей по теме ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР — 0

Найдено книг по теме ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР — 0

Найдено презентаций по теме ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР — 0

Найдено рефератов по теме ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР — 0