ТИХОН ЗАДОНСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТИХОН ЗАДОНСКИЙ
в миру Тимофей Савельевич Кириллов) [1724, с. Короцко Валдайского у. Новгородской губ. — 13 (24) августа 1783, Задонский монастырь Воронежской губ.] — русский православный подвижник, богослов. С 1738 обучался в Новгородском духовном училище, затем с 1740 в Новгородской семинарии. В 1758 принял монашество. В 1761 назначен епископом Кексгольмским и Ладожским и викарием архиеп. Новгородского, в 1763 избран лично Екатериной II епископом Елецким и Воронежским. В начале 1769 удалился от активной деятельности и поселился сначала в Толшевском, а затем в Задонском монастыре. Испытал определенное влияние учения И. Арндта о «Царстве Божием внутри нас». Основная богословская идея — восстановление образа Божил в душе грешника через Искупление, предполагающее онтологическое подобие Образа и первообраза, Бога и человека. Присутствие Божие в мире влечет за собой необходимость «Христоподражательного жития». «Мистическая этика» (выражение Г. В. Флоровского) Тихона Задонского оказала большое влияние на развитие нравственного богословия, а его личный духовный подвиг — на формирование идеала русской святости, являясь «христианским и апостольским откликом на безумие века и вольнодумство» (иером. Иоанн Кологривов. Очерки по истории русской святости. Брюссель, 1961, с. 329). Тихон Задонский послужил прототипом старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Канонизирован Русской Православной церковью в 1861.
Соч.: Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского, т. 1—5, 1994; Сокровище духовное, от мира собираемое. Тузов, 1904. Лит.: Казанский П. С. Житие иже во святых отца нашего Тихона епископа Воронежского, всея России чудотворца. СПб., 1871; Гиппиус А. Н. Св. Тихон Задонский. Епископ Воронежский и всея Руси чудотворец. Париж, [б. г.].
А. И. Резниченко

Источник: Новая философская энциклопедия

ТИХОН ЗАДОНСКИЙ (в миру Тимофей Савельевич Соколов)
1724, с. Короцко Новгородской губ. - 10(21).08.1783, Задонский монастырь) - епископ, православный подвижник, богослов, канонизирован в 1861 г. В 1740-1754 гг. учился в Новгородской семинарии, закончив к-рую стал в ней учителем риторики, философии и богословия, нек-рое время выполнял обязанности ректора. В 1758 г. пострижен в монашество, в 1759 г. возведен в сан архимандрита, в 1761 г. стал епископом (в 1763-1768 гг. - епископ Воронежский). В нач. 1768 г. Т. 3., удалившись от активной деятельности, поселился в Толшевском монастыре, недалеко от Воронежа, а с 1769 г. - в Задонском монастыре той же Воронежской губ. Здесь он вел самую простую жизнь, много времени уделяя литературному творчеству. В 1770-1771 гг. написал большой труд "О истинном христианстве", находящийся под нек-рым влиянием одноименного соч. лютеранского теолога И. Арндта (1555-1621). Но, по сравнению с Арндтом, Т.З. самостоятелен в учении о церкви и ее социальном служении, о светской власти, а в учении об имени Божием следует традиции исихазма. Написанное в 1777-1779 гг. "Сокровище духовное, от мира собираемое" перекликается со сб. медитаций англиканского епископа Дж. Галла "Внезапные размышления..." (XVII в.). Эти и др. соч. Т.З. носят ярко выраженный пастырский характер. Будучи плодами мистических и интеллектуальных созерцаний, его книги в то же время имеют адресат - "народ Божий". Флоровский определил богословие Т.З. как "мистическую этику", что указывает на полное преодоление им схоластического метода опытом живого богопознания. Как писателю ему присущи прозрачность стиля, выразительность, эмоциональная приподнятость, соединенные с предельной простотой живого разговорного, языка. Соч. Т. 3. начали издаваться вскоре после его смерти. Они оказали значительное влияние на отечественное нравственное богословие. В своих трудах Т. 3. выступает одновременно учителем (проповедником) и мистиком. Его часто посещают явления Фаворского света; созерцания природы переходят у него в созерцания обоженого Космоса. Вместе с тем Т. 3. присущ социальный пафос, сближающий его с Иоанном Златоустом. Видя в Т. 3. представителя "христианского социализма", Достоевский именно его стремился противопоставить нигилистам. Целью проповеди и личного подвига Т. 3. было "христоподражательное житие", и поэтому он всегда ставит любовь выше всех подвигов и добродетелей. Вместе с тем он никогда не теряет реалистического взгляда на жизнь, подчеркивая неизбежность жестокой борьбы человека с дьяволом. Но в этой борьбе человек не одинок; "со Христом пострадавшим должно и христианам в мире зде пострадать", а слава Царства Божия уже недалеко от человека. Постоянно обращаясь к догмату воскресения мертвых, Т. 3. настойчиво говорит о радости, ожидающей мир. Дух Т. 3. сформировался и окреп в тяжелых житейских испытаниях, в обстановке одиночества, приступов тоски, физического недомогания, в борьбе с собственным характером - вспыльчивым, властным, гневливым. Тем ценнее его кротость, постоянная тихая радость, прозрачность и свобода духа.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
502.71 кб

Тверские уроки святителя Тихона Задонского

Мельников Денис Валериевич
В статье впервые обоснованно проясняется вопрос, остававшийся в течение 200 лет открытым: отрицается существенная связь зрелого творчества святителя Тихона Задонского с его тверскими богословскими лекциями (1759-1761 гг.).
Читать PDF
415.46 кб

Понятие о грехе в трудах Тихона Задонского и в светской этике

Резвая Ю. Ю.
В данной статье рассматривается понятие греха как в светской этике, так и в трудах Тихона Задонского. Проводится сравнительный анализ указанных точек зрения.
Читать PDF
177.16 кб

Духовное воспитание в педагогической системе Тихона Задонского

Якса Наталья Владимировна, Штин Илья Игоревич
Статья посвящена рассмотрению особенностей воспитательной системы святителя Тихона Задонского; проанализирован педагогический опыт святителя и его воспитательная система; рассмотрено понятие «духовное воспитание» в концепции Тихон
Читать PDF
144.07 кб

РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВТ. ТИХОНА ЗАДОНСКОГО И ЭВОЛЮЦИЯ ЕГО ВЗГЛЯДОВ

Мельников Гавриил
В статье рассматривается эволюция творчества свт. Тихона Задонского, изучаются самые ранние его произведения с помощью анализа их источников и сравнения с более поздними его творениями.
Читать PDF
359.91 кб

Пасхальность творчества свт. Тихона Задонского и Ф. М. Достоевского

Карпачева Т. С.
Духовная проза свт. Тихона Задонского сыграла огромную роль в истории русской богословской мысли и оказала значительное влияние на творчество Ф.М.Достоевского. Образ свт. Тихона явился прототипом епископа Тихона в романе Ф.М.
Читать PDF
23.80 мб

ТИХОН ЗАДОНСКИЙ И ДОСТОЕВСКИЙ: ложное смирение Ставрогина в романе «Бесы»

Саису Наохито
Статья посвящена анализу житийных мотивов и тематики из жизнеописаний и произведений святого Тихона Задонского (1724–1783) в романе «Бесы» Ф.М.
Читать PDF
198.32 кб

Особенности стиля святителя тихона Задонского: «Дробление» и комплексность

Коледич Елена Николаевна
В статье на материале сравнений «мирского и духовного» и цитат, используемых в сочинении свт. Тихона Задонского, церковного писателя ХVIII в.
Читать PDF
1.15 мб

Этическое учение Иоганна Арндта и Тихона Задонского - сравнительный анализ

Резвая Ю. Ю.
В данной статье проводится сравнительный анализ этических учений Иоганна Арндта и Тихона Задонского. Обозначивается актуальность их работ для светской этики.
Читать PDF
293.97 кб

Историография работ, посвященных исследованию богословия святителя Тихона Задонского

Евгений Александрович Мельников
Святитель Тихон Задонский — важная фигура в истории русской святоотеческой мысли. К творчеству задонского подвижника достаточно часто обращаются авторы, изучающие развитие русской духовной культуры.
Читать PDF
180.72 кб

Проблема преображения человека в религиозно-философском наследии св. Тихона Задонского

Рябов А. А.
Holy Tikhon Zadonsky creative heritage is reviewed, stages of transfiguration of man in Holy Tikhon Zadonsky religious philosophic are revealed.
Читать PDF
492.91 кб

Рукописные архивные тексты религиозного просветителя XVIII В. Епископа Тихона Задонского

Мельников Денис Валериевич
В статье впервые идентифицируются рукописи святителя Тихона Задонского, считавшиеся утраченными.
Читать PDF
250.18 кб

Забытые рукописи святителя тихона Задонского (к истории вновь обретенного рукописного фонда)

Мельников Денис Валериевич
В статье впервые рассматривается история основной части рукописного наследия св. Тихона Задонского, уточняется история издания его сочинений. Формулируется ряд новых результатов: 1) некоторые издания произведений св.
Читать PDF
1.12 мб

Мотивы сочинения Св. Тихона Задонского «Горний Иерусалим» в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Морозов Николай Григорьевич
В статье делается попытка определить значение мотивов сочинения Св. Тихона Задонского «Горний Иерусалим» в романе И.А. Гончарова «Обломов».
Читать PDF
174.45 кб

Образ Бога и образ сатаны в человеке согласно текстам Св. Тихона Задонского и Иоганна Арндта

Мельников Денис Валерьевич
В статье впервые подробно рассматривается влияние И. Арндта на учение Св. Тихона Задонского «об образе и подобии Божием» в человеке. Достигнуты следующие новые результаты: 1) раскрыто многоуровневое понимание как И.
Читать PDF
379.80 кб

Новгородский период жизни святителя Тихона Задонского и его значение для формирования духовного обли

Коварская С.А.
Рассматривается влияние социокультурной среды Новгородской земли на формирование личности выпускника Новгородской духовной семинарии Тихона Задонского. Анализируется ряд его произведений.