ТИФЕРЕТТИХВИНСКИЙ Сергей Леонидович

ТИФОН

Найдено 3 определения термина ТИФОН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Тифон

греч.)  – младший сын Геи и Тартара, родившийся после победы богов над титанами, чудовище с сотней драконьих голов, человеческим туловищем до бедер и извивающимися змеями вместо ног. (Подругой версии, Т. был рожден Герой, когда она ударила рукой о землю, досадуя, что Зевс самостоятельно родил Афину.) Т. обладал различными голосами: голосом богов, рычанием льва, лаем собаки, шипеньем змей. Т. был отцом разрушительных вихрей и (от брака с Ехидной) Лернейской гидры, двухголового пса Орфа, адского пса Кербера, Химеры, Немейского льва, орла, терзавшего Прометея, фиванской Сфинкс. Т. сразился с Зевсом за власть над миром и победил его, вырезал у него жилы на ногах и бросил его в киликийскую пещеру, поставив на страже драконицу Дельфину. Гермес и Пан выкрали у Т. жилы и вставили их Зевсу, который снова сразился с Т. и одолел его, навалив на него гору Этну. С тех пор Т. лежит под горой и извергает оттуда пламя.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Мифологический словарь

ТИФОН

пифон, гиппопотам) — символ космической дисгармонии, сопоставимой разве что с земным хаосом. В Египте — это чудовище, убившее отца Кроноса и осквернившее мать Рею, т. е. время и природу. Именно Тифон вызвал хаос, войну природных стихий и всеобщие бедствия. В Греции Тифон — хтоническое существо с доброй сотней драконьих голов, с человеческим туловищем, заканчивающимся извивающимися змеями вместо ног. Тифона изображали и с головой осла, и с телом, покрытым перьями, неизменно безобразного и устрашающего вида. Тифон, таким образом, олицетворяет все отталкивающие черты, свойственные и человеку, и зверю, и мифическим существам. Практически в каждом из известных мифологических сюжетов Тифон предстает как исчадие ада, что предопределяет борьбу с ним богов, в том числе Зевса. Тифон трактуется как некая сила тьмы, как сама тьма, противостоящая светлому дню, силам света. Кольца вселенского змея в эзотерии дифференцируют на двенадцатеричный циклический ряд цивилизаций. Тифону соответствует Критская цивилизация. Жертвой Тифона едва не стал бог Пан: он попытался принять облик козла, но, упав в Нил, получил в результате метаморфозы нижнюю часть туловища в виде рыбьего хвоста. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

ТИФОН

Егип.) Аспект или тень Озириса. Тифон не является, как

утверждает Плутарх, отдельным "Принципом Зла" или Сатаной евреев;

но, скорее, низшими космическими "принципами" божественного тела

Озириса, бога в них - так что Озирис является персонифицированной

Вселенной в виде мыслеосновы, а Тифон - той же самой вселенной в

ее материальном проявлении. Эти два в одном суть Вишну-Шива.

Истинный смысл этого египетского мифа таков, что Тифон есть

земная и материальная оболочка Озириса, который есть пребывающий

в ней дух. В гл. 42 "Ритуала" ("Книги Мертвых") Тифон описан как

"Сет, прежде называвшийся Тотом". Востоковеды совершенно

запутались, обнаружив, что в одних папирусах к Тифону-Сету

обращаются как к "великому и доброму богу", а в других - как к

воплощению зла. Но разве Шива, один из индусской Тримурти, не

описан в одних местах как "лучший и щедрейший из богов", а в

других - как "темный, черный, разрушающий, ужасный" и "свирепый

бог"? Разве Локи, скандинавский Тифон, в ранние времена

представленный как благотворное существо, бог огня,

главенствующий гений мирного семейного очага, вдруг не теряет эти

звания и не становится затем силою зла, Сатаною холодного ада и

демоном самой худшей породы? Для такого неизменного превращения

существует основательная причина. До тех пор, пока эти

двойственные боги, символы добра и неизбежного зла, света и тьмы,

держатся тесно вместе, т.е. олицетворяют комбинацию

дифференцированных человеческих качеств, или элементов, которые

они представляют - до тех пор они просто суть воплощение среднего

личного бога. Все же как только они разделены на два существа,

каждое со своими двумя отличительными чертами, они становятся

соответственно двумя противоположными полюсами добра и зла, света

и тьмы; они, короче говоря, становятся двумя независимыми и

отдельными существами или, вернее, личностями. Лишь благодаря

софистике Церквям удалось по сей день сохранить в умах некоторых

еврейское божество в его первоначальной целостности. Если бы они

были последовательными, они бы отделили Христа от Иеговы, свет и

добро от тьмы и зла. Именно это случилось с Озирисом-Тифоном; но

ни один востоковед не понял этого, и, таким образом, их

недоумения разрастаются. Если принять Тифона - как это делают

оккультисты - за составную часть Озириса, точно так же, как

Ахриман неотделим от Ахура Мазды, а Змий Книги Бытия, темный

аспект Элохима, сливается с нашим "Господом Богом" - то все

трудности в его природе исчезают. Тифон - более позднее имя Сета,

позднее, но, поистине, столь же древнее, как четвертая Династия;

ибо в "Ритуале" читаем: "О, Тифон-Сет! Я призываю тебя, ужасного,

невидимого, всемогущего бога богов, тебя, который разрушает и

воздает по заслугам". Тифон, несомненно, принадлежит к той же

категории символов, что и Шива Разрушитель, и Сатурн - "темный

бог". В "Книге Мертвых" Сет, в своей битве с Тотом (мудростью) -

который есть его духовный двойник - обессиливается так же, как и

Сатурн-Кронос и Уран до него. Как Шива тесно связан с быком Нанди

- аспектом Брамы-Вишну, творящей и сохраняющей сил, так Сет-Тифон

связан с быком Апис, и оба быка посвящены и связаны с их

соответствующими божествами. Как Тифону первоначально поклонялись

как вертикальному камню, фаллосу, так и Шиву по сей день

изображают и поклоняются ему в виде лингама. Шива -это Сатурн.

Действительно, похоже, что Сет-Тифон послужил прообразом более

чем одного бога позднейшего ритуального цикла, включая даже бога

евреев, так как некоторые из его ритуальных предписаний целиком

перешли в свод законов и в канон религиозных обрядов "избранного

народа". Кто из поклоняющихся Библии знает о происхождении козла

отпущения (эз или аза), посланного в пустыню в качестве

искупления? Знают ли они, что за столетия до исхода Моисея козел

был посвящен Тифону, и что над головою этого Тифонова козла

египтяне исповедовали свои грехи, после чего это животное

посылалось в пустыню? "И Аарон возьмет козла отпущения

(Азазеля)... и возложит руки свои на голову живого козла, и

исповедует над ним все прегрешения детей Израиля... и отошлет

его... в пустыню" ("Левит", XVI). И как козел египтян служил

искуплением у Тифона, так и козел Израильтян "служил искуплением

перед Господом" (Ibid., V, 10). Так, если только вспомнить, что

каждый антропоморфический творящий бог был у древних философов

"Жизнедателем" и "распределителем Смерти" - Озирис и Тифон, Ахура

Мазда и Ахриман, и т.д., и т.д. - то легко будет понять

утверждение оккультистов, что Тифон был просто символом низшей

четверки, постоянно воюющих и буйных принципов дифференцированной

хаотичной материи, как во Вселенной, так и в Человеке, тогда как

Озирис символизировал высшую духовную триаду. Тифон в "Ритуале"

обвиняется в том, что "крадет рассудок у души". Поэтому он

изображен борющимся с Озирисом и разрубающим его на четырнадцать

(дважды семь) частей, после чего, оставшийся без уравновешивающей

силы добра и света, он остается погруженным во зло и тьму. Таким

образом легенда, рассказанная Плутархом, становится понятной как

аллегория. Он говорит, что потерпев поражение в битве с Гором,

Тифон "убегал в течение семи дней на осле, и, убегая, породил

мальчиков Иеросолумоса и Иудэса". Теперь, так как Тифону позднее

поклонялись в образе осла, и так как название осла есть АО, или

(фонетически) ИАО, гласные, имитирующие крик этого животного, то

становится ясным, что Тифон был преднамеренно слит с именем

еврейского Бога, как это достаточно ясно показывают два имени -

Иудея и Иерусалим - порожденные Тифоном

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

Найдено схем по теме ТИФОН — 0

Найдено научныех статей по теме ТИФОН — 0

Найдено книг по теме ТИФОН — 0

Найдено презентаций по теме ТИФОН — 0

Найдено рефератов по теме ТИФОН — 0