ТИ — ЮН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТИ — ЮН
терминологическое словосочетание китайской философии, имеющее три основных значения.
1. «[Оформленная] сущность/реальность и [ее] функция/атрибут». Первый член терминологической пары относится ко второму как целое к части. Впервые в указанных значениях понятия «ти» («тело/основа») и «юн» («применение») фигурируют, видимо, в «Сюнь-ты»: «Множество вещей соединены в пространстве, но различаются своей [оформленной] сущностью (ти), [даже утилитарно] негодное имеет свою функцию (юн) по отношению к человеку» (глава «Фуго» — «Обогащение государства»). У Ван фучжи ти — это «реальное наличие», о существовании которого можно судить по его атрибутам (юн). Сунь Ятсен интерпретировал проблему ти — юн, как соотношение материи и духа (цзиншэнь), который является неотъемлемым свойством материи. В современной философии знак «ти» используется для передачи понятий «бытие» (бэнь ти, буквально — «изначальное тело») и «субстанция» (ши ти, буквально — «реальное тело»). Сюя Шили в развитие рассматриваемой здесь традиционной концепции предложил тезис о «недвойственности ти и юн (ти юн бу эр)».
2. «Основа/субстанция — проявление/акциденция» (более узкое значение: «ноумен — феномен»). Здесь соотношение ти и юн более дихотомично. В этом аспекте проблему ти — юн начал разрабатывать Ван Би, у которого в качестве вселенской «основы» ти фигурировало «отсутствие/небытие» (см. Ю—у). Пэй Вэй (3 в.), напротив, объявил «основой» «наличие/бытие»-ю. Ван Аньши (11 в.) в качестве единой «основы субстанции» рассматривал «начальную пневму» (юань ци), пребывающую в состоянии «покоя» (см. Дун — цзин), тогда как ее циркуляция «между Небом и Землей» создает все множество «акциденций/феноменов». У главных основоположников неоконфуцианства Чэн Ии Чжу Си в роли «основы» фигурируют структурообразующие «принципы» (ли), а в качестве «проявления» — «образы» (см. Сян шу чжи сюэ) мироздания. Чжу Си перенес дихотомию ти — юн также на соотношение «[индивидуальной] природы» (син) и «чувств» (цин). Принцип ти — юн как обозначение дихотомии «основа — проявление» использовался в «нумерологических» медицинских расчетах (иероглиф «ти» обозначал пораженную систему организма — орган и т. п., а иероглиф «юн» — другую систему, функционально связанную с пораженной и потому выбранную для оказания на нее лечебного воздействия).
3. Дихотомия «принцип (основа) — применение (второстепенное)» введена теоретиком политики «самоусиления» Чжан Чжидуном (19 — нач. 20 в.), предложившим использовать «китайскую науку в качестве основы, западную науку для [утилитарного] применения» (чжун сюэ вэй ти, си сюэ вэй юн). Чжан Чжипун исходил из положения о том, что «китайская наука упорядочивает тело/личность и сердце, западная наука нужна для мирских дел». Под «китайской наукой» понимались духовно-культурные и идеологические принципы, под «западной наукой» — естественно-научные дисциплины и технические достижения. Этот тезис о соотношении китайской и западной «наук» в сокращенной формулировке («китайское в качестве основы, западное для применения») впоследствии толковался весьма широко, в целом подразумевая преемственность духовной и культурной традиции при дозированном заимствовании западного опыта.
Лит.: КобзееА. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983.
А. И. Кобзев

Источник: Новая философская энциклопедия

ТИ - ЮН
Терминология, словосочетание, в кит. философии имеющее три осн. значения. 1. "[Оформленная] сущность/реальность и [ее] функция/атрибут". Первый член терминологич. пары относится ко второму как целое к части. Впервые в указ, значениях понятия ти [1] ("тело/основа") и юн [2] ("применение") фигурируют, видимо, в "Сюнъ-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.): "Множество вещей соединены в пространстве, но различаются своей [оформленной] сущностью (ти [1]), [даже утилитарно] негодное имеет свою функцию (юн [1]) по отношению к человеку" (гл. "Фу го"- "Обогащение гос-ва"). У Ван Чуаньшаня (17 в.) ти [1] - это "реальное наличие" (ши ю), о существовании к-рого можно судить по его атрибутам (юн [2]) ("Чжоу и вай чжуань" - "Внеш. коммент. к "Чжоуским переменам", цз. 2). Сунь Ятсен интерпретировал проблему Т.- ю. как соотношение материи и духа (цзиншэнь), к-рый является неотъемлемым свойством материи ("Цзюньжэнь цзиншэнь цзяоюй" - "Воспитание духа военных"). В совр. философии знак ти [1] используется .для передачи понятий "бытие" (бэнь ти, букв, "изнач. тело") и "субстанция" (ши ти, букв, "реальное тело"). Сюн Шили (20 в.) в развитие рассматриваемой здесь традиц. концепции предложил тезис о "недвойственности ти [1] и юн [2]" (ти юн бу эр). 2. "Основа/субстанция - проявление / акциденция" (более узкое значение: "ноумен - феномен"). Здесь соотношение ти [1] и юн [2] более дихотомично. В этом аспекте проблему Т.- ю. начал разрабатывать Ван Би (3 в.), у к-рого в качестве вселенской "основы" ти [ 1 ] фигурировало "отсутствие/небытие" (у [1], см. Ю *-у). Пэй Вэй (3 в.), напротив, объявил "основой" "наличие/бытие" -ю ("Чун ю лунь"- "О почитании наличия/бытия"). Ван Аньши (11 в.) в качестве единой "основы/субстанции" рассматривал "изнач. пневму" (юань ци [1], см. Ци [1]), пребывающую в состоянии "покоя" (цзин [2], см. Дун - цзин), тогда как ее циркуляция "между Небом и Землей" создает все множество "акциденций/феноменов" ("Лао-цзы чжу"- "Коммент. к "Лао-цзы"). У главных основоположников неоконфуцианства Чэн И (11 -12 вв.) и Чжу Си (12 в.) в роли "основы" фигурируют структурообразующие "принципы" -ли [1], а в качестве "проявления" - "образы" (сян [1], см. Сян шу чжи сюэ) мироздания. Чжу Си перенес дихотомию Т.- ю. также на соотношение "[индивид.] природы" (син |1]) и "чувств" (цин [2]) ("Чжу-цзы юй лэй" - "Высказывания Чжу-цзы, классифицированные по родам", цз. 5). Принцип Т.- ю. как обозначение дихотомии "основа - проявление" использовался в "нумерологич." медицинских расчетах (иероглиф "ти [1]" обозначал пораженную систему организма - орган и т.п., а иероглиф "юн [2]"-другую систему, функционально связанную с пораженной и потому выбранную для оказания на нее лечебного воздействия). 3. Дихотомия "принцип (основа)- применение (второстепенное)". Введена теоретиком политики "самоусиления" Чжан Чжи-дуном (19 - нач. 20 в.), предложившим использовать "кит. науку в качестве основы, зап. науку для [утилитарного] применения" (чжун сюэ вэй ти, си сюэ вэй юн), Чжан Чжидун исходил из положения о том, что "кит. наука упорядочивает тело/личность (шэнь [2]) и сердце (синь |1]), зап. наука нужна для мирских дел" ("Цюань сюэ пянь"- "Советы [по поводу] наук"). Под "кит. наукой" понимались духовно-культурные и идеологич. принципы, под "зап. наукой" - естественнонауч. дисциплины и технич. достижения. Этот тезис о соотношении кит. и зап. "наук" в сокращенной формулировке ("китайское в качестве основы, западное для применения") впоследствии толковался весьма широко, в целом подразумевая преемственность духовной и культурной традиции при дозированном заимствовании зап. опыта.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь