ТЕЗИС И АНТИТЕЗИС

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТЕЗИС и АНТИТЕЗИС
(греч. ????? и ????????? — утверждение, положение и противоположение) — основополагающее утверждение в нек-рой концепции или теории (Т.), исходная посылка в доказательствах от противного (А.). В философии Гегеля Т. и А. стали моментами триады — универсальной схемы любого процесса развития: исходный момент (Т.) ? переход в противоположность, отрицание (А.) ? синтез противоположностей в новом качестве (снятие, отрицание отрицания).

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ТЕЗИС И АНТИТЕЗИС
с точки зрения логики тезис — это утверждение, которое нуждается в доказательстве, антитезис — утверждение, противоположное тезису и обычно используемое в доказательстве от противного. В сущности любая теория или концепция представляют собой тезис (или систему тезисов) и совокупность доказывающих его аргументов. Поэтому иногда понятие тезиса используется как синоним понятия «теория», а иногда — в качестве некоего основополагающего принципа.
Особое значение данные термины приобрели в немецкой классической философии. Если Кант, используя тезис и антитезис в знаменитых «антиномиях чистого разума» (напр., «мир имеет начало во времени», «мир не имеет начала во времени»), понимал их достаточно традиционно, то уже Фихте придал им новый смысл, развитый затем Шеллингом и Гегелем. Основное отличие состояло в том, что Кант не пытался синтезировать тезис и антитезис в новое суждение, поскольку ставил своей целью максимально заострить противоречия между ними. Напротив, Фихте, Шеллинг и Гегель строили свои философские системы на идее такого противопоставления тезиса антитезису, которое бы открывало возможность их последующего синтеза, создающего основу для нового тезиса и т. д. У того же Фихте это схематично выглядело так: «Я полагает Я», «Я полагает не-Я», «Я полагает Я и не-Я».
В гегелевской диалектике понятия тезиса и антитезиса окончательно утрачивают первоначальный логический смысл (как противоположные утверждения), превращаясь в объективно существующие противоположности, через которые осуществляется развитие. Т. о., если в логике понятие «тезис» подразумевает понятия «аргумент» и «доказательство», то в диалектике каждый тезис требует наличия своей противоположности — антитезиса, а затем и синтеза с ней в процессе «отрицания отрицания».
Различие в логическом и диалектическом понимании тезиса и антитезиса состоит в следующем: логический антитезис является «чистым» отрицанием тезиса и не несет никакого положительного содержания, в то время как диалектический антитезис не просто отрицает тезис, но и содержит в себе некое утверждение, которое, объединяясь с утверждением тезиса, порождает содержание объединительного суждения — синтеза. Напр., если имеется тезис: «человек — существо духовное», то его логическим антитезисом будет суждение: «человек не является существом духовным», а диалектическим: «человек — существо физическое». Согласно логическому закону исключенного третьего, если тезис истинен, то антитезис ложен, и наоборот. Согласно диалектическому закону отрицания отрицания, истиной тезиса и антитезиса является их синтез: «человек — существо духовное и физическое». Если понятие «тезис» используется во множественном числе, то оно, как правило, обозначает кратко сформулированные основные положения.
О. В. Суворов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
155.76 кб

Тезис, антитезис и синтезис в поэзии А. А. Блока

Даниленко Валерий Петрович
This article is dedicated to the analysis of A. A. Blok’s poetry from the viewpoint of how the thesis («mad love»), the antithesis («disgust's relation with life») and the synthesis of his poetry are represented there.
Читать PDF
390.45 кб

Эволюция “цивилизационной парадигмы” в трудах Шпенглера, Тойнби, Хантингтона: тезис, антитезис, синт

Кореневский Андрей Витальевич
В статье предпринят сравнительный анализ воззрений О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби и С. Хантингтона -трех мыслителей ХХ века, считающихся классиками цивилизационного подхода.