ТЕРРОР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Террор
особая форма политического нелигитимного насилия, посредством превентивного и крайне жестокого устрашения. К Т. могут прибегать как государство, так и организации (силы), ставящие перед собой  политические цели.

Источник: Философия права, словарь-минимум

ТЕРРОР
от лат. terror— страх, ужас) — систематическое всеобъемлющее насилие как один из способов воспроизводства тоталитарного режима. Понятие «террор» закрепилось в литературе, посвященной анализу феномена массовых репрессий в якобинский период Французской революции. Период между 5 сентября 1793 (издание серии указов о «внесении террора в повестку дня») и 27 июля 1794 (падение Робеспьера) вошел в историю как период «царства террора» (репрессиям подверглись более 300 тыс. человек; 17 тыс. казнены).
В строгом смысле понятие «террор» применяется не просто по отношению к репрессии идейных или политических противников (характерной для любых тиранических режимов, периодов войн и т. д.), но лишь по отношению к формам «избыточной», всеобъемлющей, подчас политически немотивированной, т. н. диффузной репрессии. В этом своем значении понятие «террор» применимо к некоторым экстраординарным «всплескам» истории, в частности кровавым правлениям римских императоров Тиберия, Калигулы и Нерона (1 в.). В русской истории доболыцевистского периода это понятие часто применяется при анализе «опричного режима» Ивана Грозного (см., напр.: СкрынниковР. Г. Царство террора. СПб., 1992). При этом «избыточность террора», когда он из инструмента политики становится самостоятельной и самодостаточной сущностью, как правило, объясняется историками психическими расстройствами властвующих тиранов, болезненным симбиозом мании власти и мании преследования.
Диффузный характер террора мог порождаться в истории и иными причинами. Из упоминаемых в исторической литературе событий более всего термин «террор» в современном (диффузном) понимании применим к описанным историком Аппианом событиям, возникшим в Риме после убийства Гая Юлия Цезаря и формирования триумвирата Октавиана, Антония и Лепида (43 до н. э.). Эффект диффузности последовавшего террора был предопределен разнонаправленностью политических намерений соправителей: «Триумвиры в одиночку составляли списки смертников: они вносились туда, кто по вражде, кто из-за простой обиды, кто из-за дружбы с врагами или вражды к друзьям, а кто по причине своего выдающегося богатства...» Атмосферу всеобщего террора дополнили массовые слухи о количестве и составе потенциально репрессируемых. Никто не мог считать себя в безопасности: «У каждого возникла мысль, что именно его-то и разыскивают. Боялись не меньше, чем убийц, одни — своих жен и детей, враждебно к ним настроенных, другие — своих вольноотпущенников и рабов, третьи — своих должников или соседей, жаждущих завладеть их поместьями. Прорвалось наружу вдруг все то, что до тех пор таилось внутри; происходили всевозможные злодеяния, больше, чем это бывает при восстании или взятии города врагом». Лишь по прошествии некоторого времени соправители достигли согласия и так или иначе «структурировали» репрессии, переведя террор из диффузного режима в традиционно-тиранический (см.: Аппиан. Гражданские войны. Л., 1935, IV, с. 13—14). Новый этап изучения феномена террора начался в 20 в. в связи с появлением тоталитарных режимов; особая заслуга в изучении данного явления принадлежит российским авторам 20— 30-х гг., работавшим в эмиграции. Принципиальные особенности новейшего тоталитарного террора сформулированы в книге «Нравственный лик революции» (Берлин, 1923) левого социалиста-революционера И. 3. Штернберга (министра юстиции в послеоктябрьском коалиционном кабинете). В дототалитарных формах террора насилие власти концентрировалось лишь в определенных областях (политической, религиозной, национальной, иногда хозяйственной). При большевистском режиме государственный террор впервые вторгся в сферу индивидуальной жизни обывателя. Согласно Штернбергу, признаком тоталитаризации является перенесение логики террора из плоскости «власть—подданные» в сферу взаимоотношений самих подданных, где распространяется массовая подражательность насилию государства (горизонтальный террор): «Если все рабы в отношении власти, тогда между рабами — человек человеку волк. Если террор сверху над гражданами, тогда террор — внизу между гражданами». Ситуация террора принципиально меняет логику человеческих отношений: жизненные интересы и установки, ранее центрирующиеся вокруг понятия «польза», собираются теперь вокруг понятия «угроза». «Образ врага» порождается правящим меньшинством, которое постепенно заражает этим чувством все общество, «все, кроме власти». Непосредственный физический террор лишь купол террористического здания, главное в тотальном терроре заключается в психологической атмосфере постоянной угрозы террора, ибо «если террора нет сейчас, то всегда есть возможность его повторения, есть душевная привычность к нему у терроризующих и терроризуемых».
В теоретических работах лидера правых социалистов-революционеров В. M Чернова большевистский террор анализировался как непосредственное продолжение мировой войны, «надолго и всерьез разбудившей зверя в человеке». Большевизм унаследовал морально-психологический облик войны и лишь повернул ее террористическую логику с внешних границ государства внутрь его.
Русский философ и культуролог Г. П. Федотов при анализе большевистского террора основное внимание уделял не политическим, а психологическим механизмам воспроизводства репрессивной власти. Террор — единственный способ поддержания и воспроизводства идентичности режима. В ситуации разложения всех общественных связей и моральных скреп единственно остающаяся самоидентификация — с партией, как могущественным сверхличным организмом, — возможна только в непрерывном действии, в постоянной борьбе: «Всегда и везде уничтожение врага — главная цель».
По мнению Б. П. Вышеславцева, террор является политическим воплощением «репрессивной идеологии», которая, во-первых, концептуально «обобществляет чувство ненависти», а во-вторых, постулирует такой бесконечно далекий социальный идеал, который неизбежно легитимирует бесконечную возможность совершения преступления: «Любовь к дальнему санкционирует бесконечную ненависть к ближнему». Русский почвенник-националист И. Л. Солоневич считал, что коммунистический террор — это «противоестественная мера для сооружения противоестественной социальной конструкции», обреченная попытка подавления неустранимых врожденных чувств человека (чувства семьи, собственности, нации и т. д.).
Теоретики российской социал-демократии (Г. В. Плеханов, С. О. Португейс и др.) полагали большевистский террор следствием исторического бессилия режима, неспособного перепрыгнуть естественные фазы истории. По их мнению, тоталитарная репрессия — не причина поражения «революционного авантюризма», а всегда его неизбежное следствие, результат насилия над органическими процессами социального развития.
С появлением в Германии другой разновидности тоталитарного террора — национал-социалистского — проблематика истоков и сущности террора стала активно анализироваться в западной политологической и философской литературе. Классическим трудом в этом отношении явилась книга немецко-американского теоретика X. Арендт «Истока тоталитаризма» (1951). «Тоталитарный террор», в отличие от «деспотического», по мнению Арендт, не просто отменяет основные права человека, но и разрушает самые условия свободы, вытравляет из людских сердец любовь к свободе. Новейшие формы террора используются не как средство уничтожения и запугивания противников, а как инструмент управления в принципе покорными массами.
Согласно предложенной Арендт метафизике террора, тоталитарный террор мыслится его реализаторами как эманация объективных законов движения Природы и Истории, при которой им обеспечивается «свободный бег сквозь косную среду человечества, не тормозимый никаким стихийным, самопроизвольным человеческим действием». Самодвижение Природы или Истории отбирает и «объективных врагов человечества». В такой ситуации понятия «вины» и «невиновности» утрачивают смысл: «виновны» те, кто стоит на пути природного или исторического процесса, который уже вынес приговор «неполноценным расам», «вырождающимся народам» (в доктрине национал-социализма) или «отжившим классам» (в большевизме), а террор лишь приводит в исполнение эти приговоры. При этом массовый тоталитарный террор делает человеческую смерть анонимной и в этом смысле отнимает у смерти ее аутентичное значение конца прожитой жизни. Лишая индивида даже его собственной смерти, террор постулирует, что человеку не принадлежит ничего: «Его смерть просто ставит печать на том факте, что он никогда в действительности не существовал».
Лит.: Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996; Кара-Мурза А. А. Большевизм и коммунизм: интерпретации в русской культуре. М., 1996; Штернберг И. 3. Нравственный лик революции. Берлин, 1923.
А. А. Кара-Мурза

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
448.63 кб

Самосознание. Террор. Революция

Борисов С. Н., О .С. Борисова
В статье рассматривается проблема соотношения самосознания, революции и террора. Сквозь призму понятийного аппарата Ж.-Л. Нанси указанные феномены определяются в пространстве понятий сообщество, единичность, множество.
Читать PDF
515.55 кб

Масс-медиа: "террор схематизации" или открытие нового видения?

Морозов Ф. М.
Читать PDF
127.32 кб

«Гуманизм и террор»: границы насилия. Внимательное чтение книги М. Мерло-Понти

Смирнова Елена Леонидовна
В статье представлен последовательный разбор эссе Мориса Мерло-Понти «Гуманизм и Террор» (1947), включающий в себя анализ и критику его проблематики: соотношение гуманистических ценностей, лежащих в основе марксистского общества б
Читать PDF
0.00 байт

Насилие, война и террор: философско-культурологическое понимание

Артюх А.В., Борисова О.С., Борисов С.Н.
В статье авторы исследуют взаимосвязь насилия и войны, терроризма и революции на таких иллюстрациях из истории, как Великая французская революция и Революция 1917 года в России, войны ХХ столетия.
Читать PDF
360.61 кб

Террология: проблемы построения системы специально-научных знаний

Барышников Сергей Геннадьевич
В статье раскрываются проблемы построения системы специально-научных знаний о террористической и антитеррористической деятельности науки террологии, которая, как отрасль социальной философии, должна исследовать как теоретические п
Читать PDF
421.64 кб

Экстремизм и терроризм: понятие и основные формы проявления

Римский А. В., Артюх А. В.
Читать PDF
195.51 кб

Кризис информационной безопасности в условиях глобализации угроз терроризма

Котенко В. В., Румянцев К. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Метафизика террора и дискурс: методологические аспекты

Борисов Сергей Николаевич, Переверзев Егор Викторович
В статье рассматривается проблема определения адекватных современным реалиям методологических подходов к исследованию террора.
Читать PDF
615.91 кб

Жертва террора и сакрализация власти

Корецкая М.А.
Современное публичное и политическое пространство, несмотря на декларируемые рационально-просвещенческие установки, по-прежнему апеллирует к фигуре жертвы, используя формулы квазирелигиозного дискурса.
Читать PDF
409.83 кб

Терроризм как побочный эффект модернизации в концепции модерна Юргена Хабермаса

Семашко И. М.
Дискуссия о судьбе проекта «модерн» продолжается в свете изменений современной геополитической расстановки сил: раскола Запада, угроз международного терроризма, нестабильной политической обстановки на Востоке, противостояния ООН и
Читать PDF
142.92 кб

Глобализация, терроризм и религиозный экстремизм

Утельбаев Карим Токтарович
Диспропорции в развитии различных стран, позволяющие доминировать развитым странам над развивающимися, противоречия и «разломы» все это только внешние формы, которые условно могут быть соотнесены с причинами и сущностью терроризма
Читать PDF
588.78 кб

Социокультурная природа терроризма и проблемы региональной безопасности

Римский В. П., Ковальчук О. В., Борисов С. Н.
Читать PDF
181.96 кб

2009. 01. 028. Букреев В. И. Человек агрессивный: (истоки международного терроризма). - М. : Флинта,

Ремезова И. И.
Читать PDF
75.97 кб

Терроризм как радикальная реакция на глобальный кризис идентичности

Емелин Вадим Анатольевич
В статье анализируется связь распространения терроризма с процессами трансформации самоидентичности в современном обществе.
Читать PDF
157.51 кб

Религиозный терроризм как атрибут политической религии

Дринова Елена Михайловна
В статье проводится анализ религиозного терроризма как атрибута политической религии.

Похожие термины:

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕРРОРИЗМ

    1. Форма терроризма, используемая некоторыми правительствами в качестве одного из видов их внутренней и внешней политики. 2. Финансовая или "моральная" поддержка, оказываемая некоторыми государств
  • ТЕРРОРИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

    от лат. terrorстрах, ужас) — незаконное использование насилия, или угрозы насилия (убийства, взрывы, захваты самолетов, зданий, заложников и т. д.) на негосударственном уровне против личностей или прот
  • ТЕРРОРИЗМ

    (terror страх), такая система действий, преимущественно политическая, которая считает нужными беспощадные казни, пытки и другие истязания для достижения своих целей.
  • ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

    существуют специально для того, чтобы заниматься преследованием политических целей с помощью терроризма. Такие группы могут организовываться государством – госудорственный терроризм – или пря