ТЕОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМАТеория справедливости Джон Роулс

ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Найдено 2 определения термина ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Теория справедливости

«ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ» («A Theory of Justice») — книга амер. философа Д. Ролза, ставшая наиболее заметным событием в англоязычной философии второй половины 20 в. Издана в 1971 в Кембридже, Массачусетс (США), рус. пер. — Новосибирск, 1995. Придав либерализму ярко выраженный эгалитарный характер, Ролз сформулировал теорию справедливости как теорию честности, признающую несправедливыми все виды социального и экономического неравенства за исключением тех, которые служат выгоде наименее обеспеченных членов общества. Эта теория является дистрибутивной, определяя два основных принципа распределения «первичных благ» (основных прав и свобод, доходов, благосостояния, возможностей самореализации и т.п.); при этом принцип равных свобод (каждый человек имеет право на максимально широкую систему равных основных свобод, совместимую с аналогичной системой свобод для всех) имеет приоритет перед вторым принципом, состоящим из двух частей — принципа равных возможностей (посты и возможности, с которыми связаны социальные и экономические неравенства, должны быть доступны всем) и принципа различия (социальные и экономические неравенства оправданы только в том случае, если они приносят выгоду наименее благополучным членам общества). С точки зрения эпистемологии, наибольший интерес представляет способ обоснования Ролзом указанных принципов. Ключевую роль в нем играет идея общественного договора, истолкованная как некая идеальная гипотетическая ситуация, в которую помещаются люди, выбирающие принц! пы справедливого социального устройства и которую Лгаз называет «исходной позицией». Моделируя честные условия заключения договора, Ролз принимает несколько важных допущений относительно его участников: они действуют в собственных интересах, они равны и свободны сделать любой выбор, они рациональны и располагают знаниями общего порядка о человеке и обществе; но, главное, они находятся как бы под «покровом неведения» в отношении самих себя, им совершенно не известно, какое положение они займут в обществе, какими талантами будут одарены, какой системы ценностей будут придерживаться и т.п. По мнению Ролза, в подобной ситуации рациональный человек выберет схему распределения первичных благ, обеспечивающую наилучший возможный вариант при самом неблагоприятном исходе, а, стало быть, выберет предлагаемые Ролзом принципы справедливости. Помимо контрактивистского аргумента Ролз использует для обоснования теории справедливости как честности метод «рефлексивного равновесия», который представляет собой процедуру взаимной подгонки разного рода представлений (общих принципов и частных суждений), увязываемых таким образом в одну согласованную и стабильную систему. Применяя этот метод, Ролз показывает, что, в отличие от др. концепций справедливости, его теория лучше согласуется с интуитивными представлениями о справедливости, латентно присутствующими в политической культуре западных демократий, а потому может рассчитывать на поддержку граждан и гарантирует стабильность описываемого ею социального устройства. Выступая приверженцем «кантовского конструктивизма», Ролз подчеркивает неприемлемость каких-либо эмпирических соображений (будь то соображения пользы, благополучия или счастья) при обосновании принципов справедливости. Книга Ролза способствовала возрождению общего интереса к либеральной политической философии, вокруг которой развернулась широкая дискуссия. Она также попала в русло дискуссий о природе научной рациональности и характера рационального выбора и принятия решений, оказав серьезное воздействие на проблемное поле эпистемологии и философии науки.         Л.Б. Макеева

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

«ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ»

The Theory of Justice, 1971) — книга Дж. Роулза, получившая широкую известность, что было связано, с одной стороны, с кризисом аналитической этики и утилитаризма, а с другой — с усилением на политической арене США. левого течения «неолиберализма».

В этой работе Роулз как либеральный теоретик попытался примирить ценности свободы и справедливости.

В 1-й части анализируются содержательные принципы справедливости, во 2-й — возможности воплощения этих принципов в деятельности основных общественных институтов, в 3-й разрабатывается теория блага применительно к теории справедливости. Главную свою заслугу Роулз видит в содержательном анализе принципов справедливости, при разработке которых теория общественного договора была дополнена математической теорией игр. Основу общественного договора составляет гипотетическая первоначальная ситуация выбора (the original position). В первоначальной ситуации еще нет общества, есть только индивиды, которым предстоит договориться об основах взаимовыгодного сотрудничества. Гипотетическую ситуацию первоначального выбора Роулз дополняет гипотетической конструкцией «завесы незнания» (the veil of ignorance); договаривающиеся индивиды должны быть беспристрастны, а потому лишены тех знаний, которые являются причиной пристрастности. Интуитивный смысл гипотетического контрактуализма тот же, что и во всякой вообще игре: мы должны прежде согласиться в отношении справедливости правил, еще не зная, какие карты нам достанутся. Кое-что все же про этих индивидов известно: они рациональны (стремятся к максимизации своих благ) и равнодушны к судьбе других. Есть также некоторые первичные блага, которых они, как рациональные индивиды, не могут не желать: это — права и свободы, богатство, власть, здоровье, разум и т. д.

Остальные положения теории Роулза логически вытекают из этих интуитивных предпосылок. Так, рациональные индивиды в ситуации первоначального выбора поступают в соответствии с правилами математической теории игр — точнее, с «правилом максимина», согласно которому следует предпочесть такую альтернативу, наихудшее возможное последствие которой лучше, чем наихудшее возможное последствие любой другой альтернативы. Результатом их выбора будут принципы справедливости, которые должны быть положены в качестве фундамента будущего общества. Роулз полагает, что будет принята следующая общая концепция справедливости: все первичные общественные блага должны быть распределены поровну, если только неравное распределение не служит благу всех. Этому соответствуют два принципа справедливости: принцип равной свободы и принцип различия.

Во 2-й части в контексте политологии, теории права и экономики анализируется возможность воплощения двух принципов справедливости в деятельности общественных институтов. После выбора базовых принципов справедливости наступает черед справедливой конституции, закрепляющей основные права и свободы. Затем следует законодательная ступень, на которой рассматриваются справедливые законы и закладываются механизмы экономической и социальной политики. На четвертой ступени рассматриваются проблемы формальной справедливости — беспристрастного применения справедливых правил и законов.

В 3-й части принципы справедливости рассматриваются с точки зрения целей человеческих действий. Роулз постарался показать совпадение теории справедливости и теории блага. Основная идея заключается в том, что справедливость двух принципов способна создать сильное стабилизирующее ответное чувство справедливости.

Критики «Теории справедливости» указывают на слабость стратегии максимина, а также на чрезвычайно усложненный и искусственный характер условий гипотетического соглашения. Так, согласно Р. Нозику, всякие шаблонные принципы справедливости, в т. ч. и принцип различия, обязательно приходят в противоречие со свободой.

Б. Н. Кашииков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ — 0

Найдено научныех статей по теме ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ — 0

Найдено книг по теме ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ — 0

Найдено презентаций по теме ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ — 0

Найдено рефератов по теме ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ — 0