ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ

Найдено 1 определение
ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ
одна из основных философских работ Батая ("Theorie de la religion". Paris, 1948), изданная в полной версии в 1974 уже после смерти автора. В основу издания положены материалы лекции "Схема истории религии", прочитанной в Философском колледже (февраль 1948). В "Т.Р." Батай опирался на исследования С.Леви, М.Мосса и Б.де Сахагуна в области сущности жертвоприношений, на принципиальные выводы религиозных исследований Э.Дюркгейма, на анализ дуального сознания, проведенный С.Петереман, на работы Р.-Г.Тони и М.Вебера, посвященные анализу ментальности Реформации и ее связи с экономическим поведением. Методологические оговорки Батая в "Предисловии" и "Приложении" позволяют выделить своеобразные правила работы со смыслами, которые присутствуют в "ТР.". Батай исходит из принципиальной незавершенности и открытости любого философского учения и процесса "осознания человеком себя", видит цель работы в "попытке отразить мысль во всей ее мобильности, не стремясь к приданию ей какой бы то ни было завершенности". Данное исследование не содержит "наслоения каких-либо исторических и этнографических аналогий", что должно придать выводам "ту форму, которую бы они приобрели на завершающей стадии сознания...", на которой тот, кто мыслит последовательно, "видит, что отныне нет более места для него самого". Эта работа, по признанию автора, "высвечивает сущность некоего бессилия" в попытке ответа на вопрос философии "как выйти за рамки человеческого существования?". В основе "ТР.", по признанию автора, лежит парадокс, "согласно которому индивид рассматривается как "вещь" и выдвигается тезис об отрицании интимного...". Эти положения дают возможность Батаю выделить "этапы... на пути развития способов постижения мира" (схема этого пути, о которой упоминал сам Батай, так и не была найдена среди его рукописей). Содержание этих этапов оказывается возможным реконструировать в двух плоскостях: плоскость состояний и плоскость сознания. В первом случае схема такова: "состояние первородной имманентности" — состояние "субъекта-объекта" — мир вещей (реальный миропорядок). Bо втором случае: "архаическое сознание" — "дуализм" — "дремотное восприятие миропорядка". "Состояние первородной имманентности" — это, по сути, господство "животного начала", которое суть "воплощение непосредственности или имманентности". Имманентность (интимное), согласно Батаю, — полная слитность животного с его окружением, невозможность дифференциации (различения иного): "поедаемое является подобным поедающему", "существование ничем не выделяется в мире, где оно протекает, как поток воды среди схожих потоков". Раскол в мир имманентности привносит появление вещи — рукотворного орудия труда, "которому нет места в животном мире" и которое "олицетворяет зарождающуюся форму того, что не есть "я". Орудие обладает двумя главными свойствами: 1) оно подвластно человеку (он его знает, так как сам сделал) и 2) оно порождает понятие полезности (объект — это полезное; польза — это смысл объекта; даже после своего разрушения объект длится своей полезностью). Эти свойства позволяют все более-менее знакомое человеку объяснять как объект и рождают сферу объектов как продукт взгляда со стороны. Разрушение имманентности сопровождается появлением субъекта-объекта: мир сократился до уровня вещи, и, при условии, что есть субъект, который еще воспринимает мир как единение всего сущего, мы получаем мир-вещь, который обладает свойствами субъекта, а именно: обособленная индивидуальность и созидающая сила, несущие "в себе божеские черты обезличенного, смутно различимого и имманентного существования", что ведет к представлению о "Высшем Существе" (Батай вводит это понятие с подачи М.Элиаде). Осознание "Высшего Существа" не свидетельствует о зрелости человеческого мировосприятия, "в этом проявляется вполне определенное и ничем не восполненное ослабление восприятия мира, свойственного животным". Итак, мир раскалывается на мир всего сущего и мир духов, но "дух пока еще не различается от тела", тело еще не есть бренная оболочка. Шаг к радикальному различению бессмертного, автономного от тела духа знаменует признание тела в качестве вещи (субъект-объект превращается в объект) и второсортности мира вещей, что оформляет полное торжество "человеческого начала", т.е. отчетливого сознания, оперирующего категориями вещей и отворачивающегося от отголосков интимного, дремлющего "в глубине его самого". Таким образом, по мысли Батая, отрицание интимного или превращение субъекта в объект происходит в силу следующих причин: 1) труд (создание вещи ведет к различению иного); 2) страх смерти (забота о своей жизни порождает взгляд на себя как на длительность — атрибут вещи); 3) особенность человеческого познания (чтобы понять себя, субъект должен переместить себя в поле объектов-вещей, т.е. разрушить собственную имманентность). Но субъект несет в себе смутное ощущение своей "неправильности", исторгнутости из мира имманентности, что приводит к попыткам человека "вернуться". Такая попытка и есть "религия, суть которой сводится к обретению утраченного ощущения интимного". Однако, считает Батай, и эта попытка не лишена недостатков: фундаментальная проблема религии кроется в "фатальном непонимании самой сути обрядничества" (последнее можно рассматривать как сердцевину религии): с одной стороны, обряд сплавляет "под воздействием жара интимного" индивида и вещь в сгусток имманентного; обряд призван открыть доступ к интимному (к "преисполненному имманентности", к миру сиюминутности и разгула жизни и смерти, к тому, что лишено утилитарного смысла и "невозможно передать обычными словами"), с другой — обряд подчиняется людьми требованиям мира вещей и начинает "выступать как некое звено в неразрывной цепи деяний, производимых в утилитарных целях", направленных на продление существования общества (племени, народа, государства и т.п.), т.е. перенацеливается на мир вещей. В конце концов Батай делает вывод, что "религия... уподобляется усилиям отчетливого сознания, стремящегося к полному самосознанию. Но подобные усилия тщетны, поскольку осознание интимного возможно лишь на такой стадии сознания, когда отчетливость сознания более не достигается". Такая логика позволяет Батаю определить человека как "существо, которое утратило и даже отвергло то, что оно неосознанно собой олицетворяет, — неподдающееся четкому определению интимное", и как отчетливое сознание, которое ищет то, что утратило, но не способно его обрести вновь. Стиль мышления Батая и некоторые принципиальные положения "Т.Р." безусловно оказали влияние на философские круги, в первую очередь, Франции: Бланшо ("выход за пределы"; проблема устранения субъективности), Деррида (выход за рамки классического логоса; многослойность и незаконченность философского языка), Клоссовски (концепция интегрального атеизма; преодоление логически сконструированного языка). Д.К. Безнюк

Источник: Постмодернизм. Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
30.61 мб

Теория религии Юлии Кристевой

Зыгмонт Алексей Игоревич
Читать PDF
1.22 мб

После Элиаде: будущее теории религии

Смарт Ниниан
Читать PDF
326.70 кб

Модели социологической теории религии

Настоящев Евгений Олегович
В статье рассматривается проблема единства знания о социальных аспектах религии в условиях актуального многообразия подходов к социологическому исследованию религиозной жизни.
Читать PDF
3.61 мб

Теоретические аспекты социологии религии

Островская Е. А.
The article deals with the most complicated points in sociology of religion. The author clarifies the subject of the discipline, its principal concepts and theoretical approaches.
Читать PDF
119.54 кб

Теория мифа русских религиозных философов

Цылев В. Р.
В статье проведен анализ концепций мифа русских религиозных мыслителей, выявлена близость их позиций в понимании мифа, и их основные идеи сведены в единую теорию.
Читать PDF
168.58 кб

Религиозная теория культуры С. Кьеркегора

Фотеев Юрий Федорович
Читать PDF
59.10 кб

Религиозная теория культуры С. Кьеркегора

Фотеев Ю. Ф.
Исторически первая стадия, на которой протекает жизнь человека по Кьеркегору это эстетическая.
Читать PDF
93.47 кб

Религиозный национализм в теории и практике

Смелова Анна Васильевна
В обзоре конференции “Religious Nationalism as Concept and Practice”, прошедшей в Санкт-Петербурге 25-26 октября 2013 г., рассматриваются основные положения докладов и выводы финальных дискуссий.
Читать PDF
1.01 мб

Теоретические заметки о гражданской религии

Гофман Александр Бенционович
В статье рассматриваются некоторые аспекты гражданской религии и ее роли в современной России.
Читать PDF
198.70 кб

Нейротеология: теории религии и наука о мозге

Малевич Татьяна Владимировна
The article deals with analysis of the key ideas of the so-called “neurotheology,” a relatively new interdisciplinary field of research focusing on the study of religious phenomena from a neuroscientific point of view.
Читать PDF
932.12 кб

Психоаналитические теории в психологии религии

Фолиева Татьяна Александровна
Предметом исследования является рецепция психоаналитической интерпретации религии в отечественной и зарубежной психологии религии. Были проанализированы основные отечественные и западноевропейские работы с начала XX в.
Читать PDF
104.98 кб

Влияние теорий Юнга на интерпретации религии в XX в

Михельсон Ольга Константиновна
Данная статья посвящена анализу влияния теорий Юнга на подходы к исследованию религии, предложенные Элиаде и Кэмпбеллом.
Читать PDF
190.20 кб

Теоретические модели антиномизма философии и религии

Положенкова Е. Ю.
Читать PDF
461.93 кб

Когнитивная методология в современной теории религии

Шушулков Дмитрий Дмитриевич
В статье рассматривается методологическое влияние когнитивной науки на изучение религии. Когнитивный натуралистический подход, призванный дать объяснительную концепцию, вызвал не только интерес, но и критику.
Читать PDF
306.74 кб

Методы изучения религии в социальной теории П. Бурдье

Ситников Алексей Владимирович
В статье рассматриваются методы изучения религии, используемые П. Бурдье. Проводится анализ основных понятий, выявляются те области религии и те религиозные традиции, к которым данная концепция может быть применена.

Похожие термины: