ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Теоретическое мышление
интеллектуальная деятельность человека, направленная на получение систематизированного, обоснованного, достоверного знания о сущности предметов, явлений, процессов действительности.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

МЫШЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
характеризуется способностью к усвоению знаний высокого уровня обобщенности, пониманию научных принципов развития тех или иных областей знания; умением усматривать зависимости и закономерности существующих между явлениями связей.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

- мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Т. м. противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Т. м. руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического "теоретического мира" и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром.
Различение Т. м. и практического мышления имеет давнюю традицию. Уже Аристотель различал созерцательную (теоретическую) мысль, ориентированную на поиск истины, мысль, направляющую поведение, и созидание - творчество. Э. Гуссерль пишет, что, следуя теоретической установке, "человек начинает различать представление о мире от реального мира, и для него встает новый вопрос - вопрос об истине,... об истине самой по себе"; такая установка придает ученому "стойкую решимость посвятить всю свою дальнейшую жизнь, осмыслив ее как универсальную жизнь, делу теории, чтобы отныне строить теоретическое знание на теоретическом знании". Интерес теоретического мышления не сводится, таким образом, к вопросу: "Что я могу знать?", но включает также вопрос: "Что я должен делать?" в той мере в какой ответом на него не является конкретное действие.
Иначе разграничивает Т. м. и практическое мышление И. Кант, согласно которому разум, выступая в своих практических функциях (как "практический разум") дает человеку "законы свободы", т. е. моральные принципы, делающие его независимым в своем поведении от "механизма" природы и конечных условий эмпирического существования. Практический разум имеет дело с проблемами этики и включает "все, что возможно посредством свободы или благодаря ей". Кант утверждает главенство практического разума над теоретическим. Истолкование практического разума как мышления, имеющего дело с сознательным решением и действием, получило дальнейшее развитие в классической немецкой философии (Фихте, Шеллинг, Гегель). Противопоставление "теоретического" вопроса об устройстве мира и "практического" вопроса о направлении человеческой деятельности послужило одной из предпосылок характерного для начала этого века неоправданно резкого противопоставления "есть" и "должен", "теоретического" и "практического" знания и исключения этики, теории права и других наук, имеющих дело с долженствованием, из сферы Т. м. В последние десятилетия кантовская традиция в истолковании Т. м. отходит на задний план, уступая место аристотелевской традиции, включающей рассуждения о моральном и ином долге в компетенцию Т. м. (см.: Высказывание, Оценочное высказывание, "Юма принцип").

Источник: Словарь по логике

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
125.69 кб

Здравый смысл в теоретическом мышлении

Решетова А. Е.
Определяется место здравого смысла в теоретическом мышлении. Здравый смысл представляет собой определенный принцип обыденного опыта.
Читать PDF
369.27 кб

Древнерусская космология и теоретическое мышление

Герасимова И. А.
Читать PDF
987.34 кб

Теоретические концепции в определении сущности стиля мышления

Ткаченко Ольга Николаевна
Статья посвящена теоретическому анализу концепций с целью выявления сущности стиля мышления.
Читать PDF
192.37 кб

Системный подход и человекоразмерность теоретического мышления

Петров Михаил Константинович
Читать PDF
333.90 кб

Конкретный историзм в "Капитале" Маркса и научно-теоретическом мышлении

Мареев С.Н.
Автор пытается раскрыть сущность конкретного историзма как метода научно-теоретического мышления посредством анализа работ К. Маркса и современных трактовок проблемы исторического и логического.
Читать PDF
1.95 мб

Теоретические аспекты интеллектуальной одаренности и творческого мышления

Толмачева Ольга Александровна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой интеллектуальной одаренности и творческого мышления. Ведь творческое мышление служит основным маркером одаренной личности.
Читать PDF
142.84 кб

Теоретические и методические основы тренинга развития творческого мышления

Козулина Юлия Геннадьевна
Представлены на рассмотрение теоретические подходы и методические принципы (безоценочности и принятия, неопределенности, системности, актуальности, использования экспрессивных методов).
Читать PDF
1.17 мб

Нанотехнонаука: между теоретическими и прагматическими целями научного мышления

Бейлин М.В.
Обосновывается правомерность отнесения нанотехнологий к феномену постнеклассической науки, для которого более характерно преобладание комплексных исследовательских программ над дисциплинарно-ориентированными исследованиями, на сме
Читать PDF
432.81 кб

Развитие теоретического мышления студентов в профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей

Курбонова Глина Николаевна, Кондратова Надежда Николаевна
В профессиональной подготовке музыканта-исполнителя исследуется широкий круг проблем.
Читать PDF
548.43 кб

Теоретические аспекты формирования профессионального мышления специалиста сферы «Бизнес-информатика»

Платонова Елена Владимировна
Статья посвящена ведущим аспектам формирования профессионального мышления специалиста сферы «бизнес-информатика».
Читать PDF
270.36 кб

Принцип диалогизма как доминанта художественного мышления рубежа XX – XXI веков: теоретический обзор

Сорокина Т. В.
В статье представлен теоретический обзор наиболее значимых работ, касающихся проблеме диалогизма как доминанты художественного мышления рубежа XX – XXI веков.
Читать PDF
251.06 кб

Взаимосвязь креативности мышления и адаптационного процесса в подростковом возрасте: теоретические п

Евстратова Татьяна Андреевна
Цель. Научная деятельность направлена на обоснование взаимосвязи креативности мышления и адаптационного процесса в подростковом возрасте. Метод или методология проведения работы.
Читать PDF
1.05 мб

98. 01. 011-014. Социальное мышление личности: теоретические и эмпирические исследования. (сводный р

Якимова Е. В.
Читать PDF
345.74 кб

Теоретические основания построения процесса формирования рефлексивного мышления субъекта в спортивно

Хозина Софья Рафаэлевна, Вощинин Александр Владимирович, Неверкович Сергей Дмитриевич
В статье рассматриваются механизмы рефлексии, составляющие основу процессов рефлексивного мышления.
Читать PDF
350.72 кб

Критическое мышление пожилых людей - жертв мошеннических действий: теоретический и прикладной аспект

Ярославцева Ирина Владиленовна, Дорохина Софья Алексеевна
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования критического мышления пожилых людей жертв мошеннических действий.

Похожие термины: