ТЕОЛОГИЯ ПОЛИТИКИТЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, теология прогресса

ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА

Найдено 2 определения термина ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА

разновидность совр. протест, филос. теологии. Распространена гл. обр. в США и Англии. Основывается на философии неореализма А. Уайтхеда и Ч. Хартшорна. Гл. представители - Ш. Огден и Дж. Кобб считают, что, поскольку мифоло-гич. утверждения о боге потеряли смысл, необходимо утвердить бога в контексте совр. светского сознания, т. е. на базе спекулятивной философии. Онтологич. сущность бога интерпретируется как космич. процесс «творческого становления, «порыва вперед»: бог постоянно воплощает самого себя в своем непрерывном творении мира. На этой основе пересматриваются осн. христ. представления. Наиболее интенсивно Т. п. разрабатывалась в 60—70-х гг. как секулярный вариант христианства, в к-ром более ортодокс. теологи усматривают опасность превращения бога в филос. абстракцию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

Теология процесса

(Process Theology). Современное движение теологии, представители крого утверждают, что Бог биполярен, т.е. имеет две природы, и полностью вовлечен в бесконечный процесс развития мира. Богобладает, вопервых, "первичной", или трансцендентной, природой, крой присуще вневременное совершенство, и, вовторых, "последующей", или имманентной, природой, посредством крой Он составляет часть космического процесса. Этот процесс  "эпохальный", т.е. он осуществляется не благодаря движению атомов или неизменных субстанций, но в силу событий или единиц творческого опыта, крые воздействуют друг на друга во временной последовательности.

Метод теологии процесса связан скорее с философией, чем с библейским учением или с к.л. христианской конфессией, однако многие его сторонники используют эти идеи, чтобы современным способом выразить традиционные христианские учения или чтобы попытаться увязать библейские темы с процессуальными понятиями. К-ром е того, теология процесса подчеркивает важность наук в формулировке теологических воззрений. Поэтому теологию процесса обычно связывают с традицией естественной теологии, и в особенности с традицией эмпирической теологии в США, представители крой (Ш. Мэтьюз, Д.К. Макинтош, Г.Н. Уимэн) защищали индуктивный, научный подход в либеральной теологии. Теологии процесса близка философия тех мыслителей, крые отстаивали идею творческой эволюции (А. Бергсон, С. Александер, II. Тейяр де Шарден, К. JI. Морган,). Но ее подлинный первоисточник  философия Уайтхеда.

Влияние Уайтхеда. А.Н. Уайтхед (18611947), прославленный математики философ, пытался с помощью ряда метафизических понятий объяснить бытие всех индивидуальных существ, от Бога до простейших организмов. Путем философского умозрения во взаимодействии с наукой он создал свою знаменитую модель фундаментальной единицы реальности, крую назвал "актуальным событием", или "актуальной сущностью". По мысли Уайтхеда, все вещи  это процессы актуальных событий, взаимосвязанные между собой и отличающиеся различной степенью сложности. Каждое актуальное событие  это мгновенное происшествие, к-рое частично создает само себя и частично подвергается воздействию других актуальных событий.

Каждое актуальное событие (или актуальная сущность) биполярно и имеет физические и ментальные функции. С помощью своего физического полюса актуальная сущность чувствует, или "схватывает", физическую реальность других актуальных сущностей, а с помощью ментального полюса она схватывает "вечные объекты", посредством крых актуальные сущности имеют понятийную определенность. Вечные объекты  это абстрактные возможности вселенной, а актуальные сущности отличаются друг от друга в соответствии с тем способом, крым они реализуют или актуализируют эти возможности." Для передачи чувства или схватывания физических или понятийных данных актуальных сущностей Уайтхед использует термин "схватывание". Через "схватывание" по отношению друг к другу актуальные сущности внутренне связаны (а не внешне, как в материалистических или механистических системах философии). Это означает, что актуальные сущности не изолированны или не зависимы, но присутствуют в других актуальных сущностях как взаимосвязанные моменты совершающегося процесса. Эта характеристика схватывания или чувства не сознательный или умозрительный акт (за исключением высших форм жизни). Биполярная структура и функция схватывания до некрой степени имеют место в каждой актуальной сущности, независимо от простоты или сложности ее уровня существования.

Креативность еще одно универсальное понятие Уайтхеда. Каждая актуальная сущность имеет степень свободы, края выражается в индивидуальной "субъективной цели". Самосозидающий процесс, посредством крого актуальная сущность реализует свою субъективную цель, включает в себя объединение ее многочисленных прошлых схватываний, дополненное тем новым, что составляет собственный творческий вклад этой сущности в космический процесс. Когда актуальная сущность реализовала ее субъективную цель, она обретает "удовлетворение", после чего перестает существовать в качестве воспринимающего и испытывающего субъекта и становится вместо этого объектом или исходным фактом схватываний последующих актуальных сущностей. Т.о., "жизнь" актуальной сущности завершается в этот момент, а процесс, происходящий в мире, следует понимать как последовательность органически связанных событий или моментальных опытов.

То, что традиционная философия именует постоянной субстанцией, Уайтхед называет ходом или "курсом" актуальных событий, имеющих общую характеристику. Изменение объясняется творческим вкладом каждого события в определенные серии событий, а устойчивость  общими свойствами, унаследованными от прошлых событий. Так объясняется текучесть и стабильность всего сущего  электронов, скал, млекопитающих и людей. Человек  крайне сложный "курс" или "связь" событий с памятью, воображением и возвышенными умозрительными чувствами.

Бог  высочайшая актуальная сущность, и, как таковая, Он в совершенстве проявляет все функции актуальной сущности. Уайтхед утверждает, что метафизическая связность не достигается таким видением Бога, к-рое делает Его исключением из этих правил; напротив, Он  главный пример метафизических принципов, посредством крых должны быть объяснены все вещи. Поэтому Бог осуществляет схватывание по отношению ко всем сущностям во вселенной и отчасти сам схватывается ими. Он также в высшей степени влияет на все актуальные сущности, ставя пределы их креативности и воздействуя на их субъективные цели, наделяя каждую сущность своей идеальной "начальной целью". Бог делает это с помощью Его ментального полюса, или "изначальной природы", в крой Он представляет перед собой все вечные объекты и их градуированные ценности, значимые для актуального мира.

Доказывая существование Бога, Уайтхед утверждает, что без вечных объектов не было бы определенных рациональных возможностей или ценностей, крые можно было бы актуализировать, при том,что только то, что актуально, способно воздействовать на актуальные сущности. Поэтому должна быть некая актуальная сущность, края схватывает и оценивает все вечные объекты и может действовать в качестве универсального агента и трансцендентного источника порядка и ценности в мире. Для Уайтхеда космический процесс без Бога не упорядоченный творческий процесс, но лишь хаос. Бог посредством Его изначальной природы действует как " принцип ограничения" или "сращения", позволяя миру стать конкретно определенным через ориентацию на несомненные ценности в рамках божественно заданных пределов свободы.

Бог, как биполярный, имеет также физический полюс, или "последующую природу ", с помощью крой Он чувствует завершенную актуальность каждого события. (Следует помнить, что понятие "физическая" не означает физическую субстанцию, как в материалистической философии.) Бог актуально принимает завершенные сущности в Его божественную жизнь как объекты Его совершенного "схватывания" и дает им "объективное бессмертие" в Его последующем бытии через Его оценивание их достижений. (Ни одна актуальная сущность не обладает субъективным бессмертием, к-ром е Бога; ограниченные живые существа имеют субъективную длительность лишь в силу длящейся последовательности актуальных событий.) Более того, Бог "отдает" миру исходные факты объективированных сущностей, крые Он "схватил", так что мировой процесс будет длиться и обогащаться прошлым.

Бог, схватывая и позволяя схватывать себя, взаимодействует с каждым существом в мире в рамках каждого мгновенного происшествия в последовательности событий, составляющих "жизнь" этого существа. Т.о., Бог, будучи радикально имманентным по отношению к самому мировому процессу, направляет его ко все более высокой ценности и эстетической интенсивности, действуя не принуждением, но сочувствием и убеждением. И хотя Бог в Его изначальной природе трансцендентен по отношению к миру, Он как актуальное существо включает мир последовательно в себя, и страдает, и растет вместе с ним через креативность, присущую Ему и миру.

Вклад Хартсхорна. Хотя философия Уайтхеда уже была достаточно зрелой ко времени публикации его книги " Процесс и реальность" (1929), вплоть до 1950 г. лишь для немногих теологов его философские идеи послужили стимулом для собственных теологических построений. В эти годы большинство теологов было занято идеями неоортодоксии, края намеревалась отвергнуть естественную теологию и отделить теологию от науки. Исключение составлял Ч. Хартсхорн. Он сумел извлечь из философии Уайтхеда некрые идеи, крые стали предпосылками для развития его собственных теологических построений. Последние стали главным катализатором, вызвавшим к жизни движение теологии процесса в 6070е гг.

Как и Уайтхеда, Хартсхорна интересовала метафизика, понимаемая как исследование тех общих принципов, с помощью крых следует объяснить все частные случаи опыта. Но в процессе этого исследования Хартсхорн был более рационалистичным, чем Уайтхед. Он полагал, что метафизика имеет делос тем, что крайне необходимо, с "априорными утверждениями о существовании", т.е. с утверждениями, крые необходимо истинны по отношению к любому положению дел, безотносительно к конкретным обстоятельствам.

Хартсхорн принял метафизическую систему Уайтхеда, внес в нее некрые изменения и стал доказывать, что она  наиболее связная и жизнеспособная из всех течений современной мысли. Хартсхорн соглашался с Уайтхедом в вопросе о первичности становления (крое, по мысли Уайтхеда, включается в бытие, вопреки утверждениям представителей прежней классической философии) и даже в большей степени, чем Уайтхед, делал акцент на категории чувства как свойства, присущего каждой сущности (панпсихизм).

В соответствии с "законом полярности" Хартсхорн выстроил свою концепцию биполярного Бога, края отличалась от той, крую создал Уайтхед. Отвергнув понятие вечных объектов, Хартсхорн назвал ментальный полюс Бога Его "абстрактной природой", края представляет собой просто абстрактное самотождество Бога или Его устойчивого и постоянного характера на протяжении всех периодов времени. Последующую природу Бога Хартсхорн назвал "конкретной природой", края есть Бог в Его актуальном существовании в любом данном конкретном состоянии, со всем богатством накопленных ценностей мира вплоть до этого настоящего состояния. Атрибуты абстрактной природы Бога  это те божественные качества, крые вечно, необходимо истинны как присущие Богу, безотносительно к обстоятельствам; тогда как качества конкретной природы Бога  это те частности бытия Бога, крые Он приобрел, взаимодействуя с миром, в соответствии с обстоятельствами. Бог в Его конкретной актуальности  это "живая личность" в процессе; Его жизнь состоит из вечно длящейся последовательности божественных происшествий или событий. (Здесь снова Хартсхорн отходит от Уайтхеда, крый рассматривал Бога как единственную вечно длящуюся актуальную сущность.) Т.о., полярные противоположности в Боге означают следующее: в соответствии с Его абстрактной природой Бог необходим, но в соответствии с Его конкретной природой Он случаен; Он независим в Его абстрактной природе, но зависим в Его конкретной природе. Бог независим в том смысле, что ничто не может угрожать Его существованию или стать причиной того, что Он прекратит действовать в соответствии с Его любящим и справедливым характером, но Бог зависим, ибо творения оказывают влияние на Его отклик, Его чувства и на содержание Его божественной жизни.

По мысли Хартсхорна, совершенство Бога не следует видеть исключительно в терминах абсолютности, необходимости, независимости, бесконечности и неизменности, полностью противоположных относительности,случайности,зависимости, конечности и изменяемости творений. Для Хартсхорна в этом величайшая ошибка классического теизма (т.е. таких теологов, как Фома Аквинский), вследствие крой возникают известные проблемы, напр. противоречие, заключенное в представлении о том, что Бог обладает необходимым знанием о случайном мире; или представление о вневременном акте творения и управлении миром, крый подчиняется времени; или представление о любви Бога к миру, края, как полагают, вовлекает Бога в человеческую историю, но при этом никоим образом не придает Ему относительного характера и не делает Его зависимым от человека. Хартсхорн утверждает, что если временной процесс и креативность предельно реальны, то и Бог в нек-ром смысле должен пребывать в процессе и должен зависеть от свободных решений творений.

В противоположность классическому теизму Хартсхорн развивает свой, "неоклассический" теизм, в к-ром совершенство означает, что Бога невозможно превзойти в социальной соотнесенности. Если действительно Бог  это совершенная любовь, то Он совершенно чувствует или имеет тотальное сочувствующее понимание каждого творения и отвечает соответствующим образом каждому творению в каждом событии. Т.о., Бог имеет в высшей степени абсолютный характер в его абстрактной природе и в высшей степени относительный  в его конкретной природе. Никто не может превзойти Его в возвышенности Его социальной соотнесенности к каждому творению. Но Он может превзойти себя, т.е. Он способен к "росту". Это не означает, что Он может стать лучше в нравственном смысле, но Он может расти в своей радости и в чувствовании мира, в познании актуальных событий, в испытывании ценностей, созданных этим миром. (Следует заметить, что, по мысли Хартсхорна, Бог не может предвидеть будущие случайные события, поэтому Его знание, к-рое совершенно по отношению к тому, что может быть познанным, тем не менее продолжает расти вместе с процессом развития мира.) Т.о., Бог "превосходящее само себя превосходство, которое превосходит все". Бог больше, чем просто мир в его тотальности (что противоречит пантеизму), ибо Он обладает собственной трансцендентной самоидентичностью; но при этом Бог включает мир в себя (что противоречит классическому теизму) посредством своего знания и любви, крые представляют собой не что иное, как Его совершенное схватывание, или включение в себя креативных происшествий мира. Такое понимание Бога называют "панентеизмом" ("все  в Боге").

Панентеистическое вйдение Бога сделало Хартсхорна одним из главных поборников онтологического доказательства бытия Бога, к-рое в XX в. предъявило свои права теологии. Хартс хорн утверждал, что Ансельм Кентерберийский, сформулировавший это доказательство, действительно открыл нечто фундаментальное для теистических доказательств, а именно понятие "совершенства" и его уникальный характер среди прочих понятий. Но онтологическому доказательству Ансельма не хватало убедительности, поскольку оно зависело от классического теистического понимания совершенства. Хартсхорн утверждает, что неоклассическое вйдение совершенства способно преодолеть возражение современных философов, настаивающих на невозможности noследовательного определения этого понятия . Суть доказательства Хартсхорна втом, что совершенство, или "наиболее совершенное бытие", по определению либо с необходимостью существует, либо с необходимостью не существует. А поскольку с необходимостью не существующим может быть только то, что противоречит само себе, то совершенное бытие, если оно таково, что о нем можно говорить как о согласующемся с самим собой, в действительности с необходимостью существует.

Большинство философов до сих пор считает, что такое доказательство наделяет Бога существованием, смешивая логическую необходимость с экзистенциальной. Но Хартсхорн утверждает, что в случае совершенства отношение логики к существованию имеет уникальный характер, т.е. совершенство, если оно действительно совершенно, с необходимостью существует как логически обязательная основа всякого существования и мысли. Здесь особенно проявляется априористский подход Хартсхорна к метафизике, крый до сих пор остается предметом философских споров. Тем не менее многие философы (так, напр., даже такой противник теизма, как Дж.Н. Финдлей) признают, что Хартсхорн сделал понятие совершенства рационально постигаемым и вновь поставил вопрос о правомочности онтологического доказательства, крый до него считался исчерпанным.

Христианская мысль и теология процесса. После 1960 г., когда движение неоортодоксии пошло на убыль, все большее число теологов обратились к наследию Уайтхеда и Хартсхорна,обнаружив в их философии новые возможности для современного выражения христианской веры. Эти теологи (Дж. Кобб, Ш.Огден, Д.Д. Уильяме и Н.Питтенгер) начали с учения о Боге и стремились показать, что представление о Боге в теологии процесса в большей степени соответствует библейскому пониманию Бога (как динамически соотнесенное с человеческой историей), чем более традиционное представление классического теизма. Они утверждали, что монополярное понятие Бога как вневременного, неизменного, непостижимого и во всяком смысле независимого было скорее эллинистическим, а не библейским. Уильяме тщательно проанализировал содержащееся в Св. Писании понятие христианской любви и показал, что метафизика Уайтхеда помогает теологу объяснить движимое любовью божественное деяние на таком уровне, крый недоступен при использовании классических представлений о Боге как о самотождественном бытии или абсолютном существе, предопределяющем все происходящее в мире. Огден доказывал, что "новый теизм" философии процесса, края придает такое значение миру, выражает приемлемость христианской веры для живущего в мире обычного человека, крый нуждается в предельном основании для своего "неискоренимого доверия " к решающему достоинству человеческого существования. Кобб показал, как философия Уайтхеда может стать основой для новой христианской естественной теологии, края сможет продемонстрировать философскими средствами, что особое вйдение, присущее христианской общине веры, проливает свет на общий опыт человечества.

Позднее, особенно в 70е гг., представители теологии процесса стали в новом ключе разрабатывать христологию, хотя Питтенгер (в этом направлении он был центральной фигурой), крый посвятил христологии с позиций теологии процесса несколько книг, уже в 1959 г. опубликовал первую работу на эту тему. Для Питтенгера уникальность Христа состоит в том, как Он актуализировал божественную цель в своей жизни. Грех  это "отклонение от цели";человек, преследующий свои субъективные цели, искажает или отклоняется от изначальной цели Бога. Христос в своих субъективных целях актуализировал идеальную цель Бога (как космического Возлюбленного) с такой глубиной, что стал высшим человеческим воплощением "любви в действии ". Божественность Иисуса не означает, что Он вечно предсуществующая личность, но указывает на деяние Бога в жизни и посредством жизни Иисуса, Который воплотился и преобразил всю религию Израиля в целом, сделавшись высшим примером действующей во всей вселенной творческой любви Бога.

Сходные взгляды высказывал Д. Гриффин, крый полагал, что Иисус так актуализировал божественные цели, что стал решающим откровением Бога, т.е. " вйдение реальности", о к-ром свидетельствовали Его слова и действия, было высшим выражением вечного характера и замысла Бога.

Кобб делает акцент на христологии Логоса. Логос как изначальная природа Бога представлен (воплощен) во всех вещах в форме первичных целей для творений. Но Иисус  это самое полное воплощение Логоса, ибо в Нем не было места напряжению между божественной первичной целью и Его собственными самостоятельными замыслами, принадлежащими прошлому. Иисус так осуществил "схватывание" по отношению к Богу, что Его имманентность стала "сообразующей" личностное начало Иисуса. Т.о., Кобб (по контрасту с другими представителями теологии процесса) полагает, что Иисус отличался от других "структуройсуществования", края была иной не только по степени, но и по роду.

Л. Форд подчеркивает, что основанием христологии должно быть понятие воскресения. По его мысли, то, что лицезрели первые ученики, не было ни телесным явлением Христа, ни обычной галлюцинацией, но видением, или встречей с " невоспринимаемой реальностью" , края была воспринята с помощью "галлюцинаторныхсредств". Воскресение  это явление духовного рода. Это реальность совершенно нового порядка, "тело Христа", в к-ром человечество преобразилось в новое органическое единство живым духом Христа. В терминах теологии процесса Форд рассматривает также учение о Троице: Отец это трансцендентное единство Бога, Который творческим "вневременным" актом порождает Логос (изначальную природу) как вечное выражение божественной мудрости и ценности, а Дух  последующая природа в смысле имманентного бытия и промыслительного могущества Бога.

В настоящее время публикуется большое количество книг, в крых развиваются идеи теологии процесса. В них обсуждаются различные проблемы, связанные с христианской тематикой,  грех и зло, теодицея, Церковь, пасторское служение, экология, либерализация, а также отношение теологии к науке, философии и культуре. Хотя теология процесса не стала преобладающей силой среди мирян, она пользуется большим влиянием в интеллектуальных кругах семинаристов и аспирантов и в наши дни представляет собой наиболее жизнеспособную форму неолиберальной теологии в США.

К-ром е уже названных представителей теологии процесса к ней примыкает целый ряд разделяющих ее идеи авторов: Б. Мелэнд, Я. Барбур, П.Гамильтон, Ю. Питере, Д. Браун, У. Бердсли, У. Стоукс, Ю. Кузине, И. Балтазар, Б. Ли.

Хотя теология процесса получила развитие гл. обр. в протестантизме, сейчас она пользуется влиянием среди католических теологов (об этом свидетельствуют последние четыре имени в приведенном нами списке). Между тем представители ортодоксальной католической мысли продолжают бороться не только с идеями Уайтхеда и его последователей, но и с теологическими представлениями Тейяра де Шардена, мысль крого, исторически не связанная с наследием Уайтхеда, в чем-то перекликается с философской традицией, начало крой положил Уайтхед.

Оценка теологии процесса. В соответствии с требованиями, крые предъявляет философское или рациональное мышление, теология процесса обладает рядом несомненных достоинств. Вопервых, она делает акцент на метафизической связности, т.е. пытается объяснить свое видение Бога и мира с помощью связной и ясно определенной системы метафизических понятий. Вовторых, она интегрирует науку и теологию. Наука обеспечивает теологию фактами и ключами для их понимания, и наоборот; они вместе принадлежат к одной и той же универсальной сфере дискурса, а именно к метафизике процесса. И, соответственно, втретьих, теология процесса дает вполне удовлетворительный ответ на обвинение в том, что язык теологии якобы лишен смысла. Ее представители утверждают, что если метафизика описывает наиболее общие понятия или принципы, с помощью крых следует объяснить все частные понятия, и если Бог служит главным примером общих принципов, то речь о Боге возвышенно осмысленна и фундаментальна по отношению к осмысленности всего прочего. Вчетвертых, теология процесса проникновенно защищает естественную теологию. Впятых, теология процесса придает ясную и адекватную форму динамическому личностному видению Бога. Такие личные качества, как самосознание, креативность, знание и социальная соотнесенность, приписываются Богу в самом буквальном смысле.

Исходя из требования рационального мышления, теология процесса имеет также свои слабые и вызывающие сомнение стороны. Вопервых, возникает вопрос, учитывает ли модель, созданная теологией процесса, самотождественность индивидуальной личности в процессе. Вовторых, теология процесса сталкивается с рядом сложных проблем, связанных с конечностью и темпоральностью Бога. Напр., проблема отношения бесконечной, не темпоральной,изначальной природы Бога к Его конечной, темпоральной, растущей и последующей природе. Или другая проблема теология процесса усматривает единство опыта в каждый момент всеприсутствующего божественного существования; но можно ли это утверждать, учитывая основные понятия теории относительности и принципы современной физики, края говорит, что во вселенной нет одновременного настоящего. Втретьих, проблема религиозной адекватности панентеизма. Какой Бог наиболее достоин почитания  Бог, Который нуждается в мире, чтобы быть завершенным личностным бытием, или Бог, Который есть завершенное личностное бытие, первичное по отношению к миру?

В дополнение к этим философским проблемам теологии процесса присущи некрые представления, крые с точки зрения евангелистской теологии противоречат Св. Писанию. Назовем эти представления: понимание Троичности, к-рое несовместимо с учением о трех божественных лицах; несторианская или эбионистская тенденции в христологии; отрицание богодухновенности текстов Св. Писания и сверхъестественного характера чудесных деяний, совершенных Иисусом Христом; отрицание божественного предведения и предопределения; слабая позиция в вопросе о наследственной поврежденности человеческой природы.

D.W. DiEHL(nep. В.Р.) Библиография: J. В. Cobb, Jr., Л Christian Natural Theology; L.S. Ford, The Lure of God; D. Griffin. A Process Christology; C. Hartshorne, The Divine Relativity, The Logic of Perfection, and Creative Synthesis and Philosophic Method; S. Ogdcn, The Reality of God; N. Pittenger, Christology Reconsidered and Process Thought and Christian Faith; A.N. Whitehead, Process and Reality; D. Brown, R. James, and G. Reeves, eds., Process Philosophy and Christian Thought; W. Christian, An Interpretation of Whiteheads Metaphysics; J. B. Cobb, Jr., and D. Griffin, Process Theology: An Introductory Expostiton; N. Geisler, "Process Theology", in Tensions in Contemporary Theology, ed.S.N. Gundry and A.F. Johnson.

См. также: Панентеизм.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА — 0

Найдено научныех статей по теме ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА — 0

Найдено книг по теме ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА — 0

Найдено презентаций по теме ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА — 0

Найдено рефератов по теме ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА — 0