ТЕЛЕЗИОТЕЛЕКИНЕЗ

ТЕЛЕЗИО Бернардино

Найдено 6 определений термина ТЕЛЕЗИО Бернардино

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ТЕЛЕЗИО Бернардино

1509-1588) - итал. натурфилософ, деист. Гл. соч. — «О природе вещей согласно их собственным началам». Т. основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. Т. считал материю неуничтожимой, а движущим началом — присущее природе тепло, борющееся с холодом. «Жизн. дух» — причина жизни и сознания животных и человека. Отстаивая идею единства живого, Т. при объяснении соц. природы человека признавал сотворенную богом «высш.» душу.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино

род. 1508, Козенц, близ Неаполя - ум. 2 окт. 1588, там же) - итал. философ. Основал в Неаполе Academia Telesiana, или Consentina (Академию для опытного изучения природы). Один из главных представителей естественнонаучного эмпиризма эпохи Возрождения, правда еще не преодолевший некоторой склонности к спекулятивным рассуждениям. Движущей силой всего бытия считал самосохранение, целью - самосовершенствование. Написал "De natura rerum juxta propria principia" ("О природе вещей согласно ее собственным законам"), 1565.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТЕЛЕЗИО Бернардино (1509—88)

итал. натурфилософ эпохи Возрождения. материалист. Призывал к опытному изучению природы, подчеркивал значение органов чувств как гл. источника человеческих знаний, выступал против умозрительно-силлогистического метода, характерного для схоластики. Т. оказал большое влияние на Бруно и Кампанеллу и стал одним из предшественников Ф. Бэкона. В истолковании природы Т. исходил из того, что материя, заполняющая все пространство (исключая, т. обр., пустоту), столь же извечное начало, как и бог. Подобно др. натурфилософам его эпохи, Т. придерживался гилозоистических идей (Тило-зоизм). Развитая Т. система космологических воззрений сводилась к идее, согласно к-рой тепло и холод, как противоположные и одушевленные начала, стремящиеся к самосохранению, вступают в борьбу за материю. При этом тепло сконцентрировано на Солнце, а холод — на Земле. Гл. соч.— “О природе вещей согласно их собственным принципам” (1565).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТЕЛЕЗИО Бернардино

1509, Козенца - 2.10.1588, там же), итал. натурфилософ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский ун-т (1535). Осн. соч.- «О природе вещей согласно ее собственным началам» («De rerum natura iuxta propria principia», 1565; pacшир. изд., libri l-9, 1586; совр. изд., 1965, 1976).Противник схоластич. аристотелизма, основал академию (Academia Telesiana, или Cosentina) с целью опытного изучения природы на основе ее законов. Натурфилософия Т. опирается на традиции антич. гилозоизма. Противоположные стихии тепла и холода, по Т. - главные движущие начала всего, воздействующие на пассивную материю. Тепло - источник всякой органич. жизни, а также тонкоматериального жизненного «духа» (spiritus), присущего животным и человеку, у к-рого наряду с этим имеется бессмертная душа, вложенная в него богом. В теории познания Т. развивал т. зр. сенсуализма. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Своей ориентацией на опытное познание Т. оказал большое влияние на Кампанеллу, а также на Бруно, Декарта и Ф. Бэкона.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Бернардино Телезио

Телезий) (итал. Bernardino Telesio; 1509, Козенца — 2 октября 1588, там же) — итальянский ученый и философ. Окончил Падуанский университет в 1535.        Основное сочинение — «О природе вещей согласно ее собственным началам» (1565; 9 книг в 1586).        Телезио резко осуждает Аристотеля, смешивая перипатетизм схоластический с подлинной аристотелевской философией и распространяя свою антипатию к последней на самую личность Аристотеля. Он основал в Неаполе естественно-историческое общество Academia Telesiana. Задачей философии считал исследование природы.          Натурфилософским представлениям отвечает его объяснение жизни человека и его познания. Все вещи материальны. Но сама материя пассивна. Тепло, как активный принцип, является основой жизненного принципа, который Телезио называет духом (приравнивая его к средневековому медицинскому термину "спиритус"). "Пневма" представляет собой тонкую, теплую, телесную, подвижную материю, которая находится в живом организме, способствует движению, определяет жизненные функции, чувствительность, восприятие, познание и умирает вместе с телом. Учением о "жизненном духе" Телезио указывает на единство всех живых существ. Человек в этом смысле отличается тем, что его "пневма" более "тонкая" и "теплая". "Дух" неразрывно связан с материей, он рассредоточен во всем теле, распространяется по нервной системе, центром которой является мозг. Разумная человеческая душа многосторонним образом связана с "духом природы". В теории познания и в психологии Телезия является сенсуалистом.       

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов

ТЕЛЕЗИО Бернардино

1509, Козенца — 2 октября 1588, там же) — итальянский философ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет, в 1535 получил степень доктора философии. В Неаполе организовал академию, общество ученых, стремившихся к опытному изучению природы (Academia Telesiana, или Consentina). По распоряжению церковных властей академия была закрыта. Тслезио вернулся в Козенцу, где оставался до конца своих дней. Главный его труд — «О природе вещей согласно ее собственным началам» (De renim naturajuxta propria principia) (первый вариант— 1565, окончательный — 1586, в 9 книгах). Телезио отстаивал опытный метод познания природы, заключающийся в постижении подлинных свойств вещей, исходя из чувственных восприятий и ощущений. Источник движения в природе — две великие стихии — тепло и холод, ведущие непрестанную борьбу за обладание материей, которая характеризуется им как вечная, качественно однородная пассивная масса; она неподвижна, невидима, темна и «как бы мертва». Материя придает вещам телесную массу, тепло и холод — свойства и форму Тепло сконцентрировано в Солнце, господствует в небе, земля пребывает во власти холода. Признавая, что мир создан Богом, Телезио ограничивал его деятельность актом творения, во время которого природа получила все необходимое для самостоятельного существования. Сознание и психическую деятельность живых существ Телезио связывал с наличием в самой природе «жизненного духа» (у человека он отличается лишь большей теплотой и благородством) — особого, тонкого вещества, сосредоточенного в мозгу и по нервной системе распространяющегося по всему организму. Благодаря ощущениям дух воспринимает внешние воздействия, способен их запоминать, передавать и обобщать, на этом основывается опыт — критерий истины и фундамент всех наук. Убежденный сенсуалист, Телезио считал чувственное восприятие более совершенным, нежели мышление. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Телезио признавал существование у человека бессмертной души, «вдунутой» непосредственно Богом, но считал, что божественная душа не может стать предметом научного исследования. Учение Телезио получило широкое распространение в его время, оказав большое влияние на развитие натурфилософии и опытного естествознания (особенно на Кампанеллу, а также Дж. Бруно, Ф. Бэкона, Декарта). Вместе с тем воззрения Телезио вызвали негативную реакцию защитников схоластики; его философский труд был включен в индекс запрещенных книг.

Соч.: De rerum naturajuxta propria principia. Testo, traduzione e note a cura di L. De Franco. 3 vol. Cosenza—Firenze, 1965—76; arii di naturalibus rebus libelli. Prima edizione integrale. Testo critico di L. De Franco. rirenze, 1981.

Лит.: ГорфункельА. X. Материализм и богословие в философии Бернардино Телезио.— В кн.: Итальянское Возрождение. Л., 1966; Он же. Философия эпохи Возрождения. М., 1980, с. 233—248; Firpo L. Filosofia italiana e controriforma. Torino, 1951, p. 38—55; SaitaG. Il pensiero italiano nel Umanesimo e nel Rinascimento. Bologna, vol. 3, 1951, p. 1-77.

Л. С. Чиколини

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ТЕЛЕЗИО Бернардино — 0

Найдено научныех статей по теме ТЕЛЕЗИО Бернардино — 0

Найдено книг по теме ТЕЛЕЗИО Бернардино — 0

Найдено презентаций по теме ТЕЛЕЗИО Бернардино — 0

Найдено рефератов по теме ТЕЛЕЗИО Бернардино — 0