ТЕЙХМЮЛЛЕР Густав

Найдено 4 определения термина ТЕЙХМЮЛЛЕР Густав

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ТЕЙХМЮЛЛЕР (Teichmьller) Густав

род. 19 нояб. 1832, Брауншвейг - ум. 23 мая 1888, Дерпт) - нем. философ, профессор. Представитель христ. теизма, развитие которого он продолжал, совмещая с философскими учениями Лейбница и Лотце. Выступал против позитивизма и эмпиризма. Осн. произв.: "eber die Unsterblichkeit der Seele", 1874 (рус. пер. "Бессмертие души", 1895); "Religionsphilosophie", 1886; "Neue Grundlegung der Psychologie und Logik", 1889.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТЕЙХМЮЛЛЕР Густав

19.11.1832, Брауншвейг -22.5.1888, Дерпт, ныне Тарту), философ-идеалист. Филос. взгляды Т. сложились под определяющим влиянием Лейбница через посредство Лотце и Гербарта. В целом учение Т. представляет собой своеобразный вариант христ. персонализма, противостоящий как позитивизму и эволюционизму, так и традиц. платонизму. По Т., сущность бытия - личное «субстанциальное Я», открывающееся в самосознании, но действующее и бессознательно. С позиций идеалистич. телеологии выступал против дарвинизма, обвиняя его в абсолютизации случайности и непрерывности. Значит. часть работ Т. посвящена истории филос. понятий. Оказал влияние на Ф. Ницше, Р. Эйкена, в России - на А. А. Козлова, Б. А. Боброва и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ТЕЙХМЮЛЛЕР Густав

19 ноября 1832, Брауншвейг — 22 мая 1888, Дерпт, ныне Тарту) — философ-персоналист. Философские взгляды Тейхмюллера сложились под определяющим влиянием Лейбница, Г. Лотце и Гербарта. В целом учение представляет собой своеобразный вариант христианского персонализма, противостоящий как позитивизму и эволюционизму, так и платонизму По Тейхмюллеру, сущность бытия — личное «субстанциальное Я», открывающееся в самосознании, но действующее и бессознательно. С позиций объективной телеологии выступал против дарвинизма, обвиняя его в абсолютизации случайности и непрерывности. Значительная часть его работ посвящена истории философских понятий. Оказал влияние на Ф. Ницше, Р. Эйкена, в России — на А. А. Козлова, Е. А. Боброва и др.

Соч.: Die Religionsphilosophie. Breslau, 1886; Studien zur Geschichte der Begriffe. Hildesheim, 1966; Neue Studien zur Geschichte der Begriffe, Bd 1—3. Hildesheim, 1965; в рус. пер.: Дарвинизм и философия. Юрьев, 1894; Бессмертие души. Философские исследования, Юрьев, 1895.

Лит.: Козлов А. Г. Тейхмюллер.— «Вопросы философии и психологии», 1894, кн. 24—25; Sylkarski W. Teichmullers philosophische Entwicklungsgang. Kaunas, 1938.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ТЕЙХМЮЛЛЕР Густав

(19 нояб. 1832 – 22 мая 1888) – философ-идеалист. Ученик Тренделенбурга. Проф. в Геттингене, Базеле и с 1871 в Дерпте (Тарту). Философия Т. – своеобразный персонализм, синтез лейбницеанства с идеями Канта и Фихте. Сущность бытия, по Т., – наше "субстанциальное Я", открывающееся в самосознании, но действующее и бессознательно. О существах помимо нас мы заключаем по аналогии с собственным "Я". Адекватно познается лишь само познание, остальные элементы – лишь символически ("семиотически"). Чувственное созерцание проецирует "кажущийся мир" феноменов при помощи априорных форм мышления – времени, пространства, движения. Диалектика сводится Т. к соотносительности категорий (движение – покой, необходимость – случайность, прерывное – непрерывное) без их взаимоперехода. С позиций телеологии Т. выступал против дарвинизма, обвиняя его в абсолютизации случайности и непрерывности. В историко-филос. работах Т. утверждается представление о развитии философии как движении ряда по существу неизменных понятий. Т. оказал влияние на Ницше, в России – на А. Козлова, Е. Боброва и др. Соч.: Aristotelische Forschungen, Bd 1–2, Halle, 1867–1873; Studien zur Geschichte der Begriffe, B., 1874; Neue Studien zur Geschichte der Begriffe, H. 1, Gotha, 1876; Die wirkliche und die scheinbare Welt. Neue Grundlegung der Metaphysik, Breslau, 1882; Die Religionsphilosophie, Breslau, 1886; Neue Grundlegung der Psychologie und Logik, Breslau, 1889; в рус. пер. – Дарвинизм и философия, Юрьев, 1894; Бессмертие души. Филос. исследование, Юрьев, 1895. Лит.: Козлов ?., Г. Тейхмюллер, "Вопр. филос. и психологии", 1894, кн. 24–25; M?ller ?., Die Metaphysik Teichm?llers, "Archiv f?r systematische Philosophie", 1900, Bd 6, H. 1–3; Schabad M., Die Wiederentdeckung des Ich in der Metaphysik Teichm?llers, Basel, 1940; Szylkarski W., G. Teichm?ller, "Z. philos. Forschung", 1954, Bd 8, H. 4. M. Макаров. Тарту.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ТЕЙХМЮЛЛЕР Густав — 0

Найдено научныех статей по теме ТЕЙХМЮЛЛЕР Густав — 0

Найдено книг по теме ТЕЙХМЮЛЛЕР Густав — 0

Найдено презентаций по теме ТЕЙХМЮЛЛЕР Густав — 0

Найдено рефератов по теме ТЕЙХМЮЛЛЕР Густав — 0