ТЕАТР

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Театр
гр. theatron) – 1) род искусства, особенностью которого является художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями; в ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности – драматический, оперный и балетный; 2) здание, где происходят театральные представления; 3) представление, спектакль.  

Источник: Словарь по культурологии

Театр
греч. theatron – место для зрелищ) – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Возник в Древней Греции. Источники театра – в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. 1) род искусства, особенностью которого является художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями; в ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности – драматический, оперный и балетный; 2) здание, где происходят театральные представления; 3) представление, спектакль.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ТЕАТР
греч. - место для зрелищ, зрелище). - 1. Тип архитектурной постройки, предназначенной для представлений. 2. Род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
Истоки театра - в древних охотничьих, сельскохозяйственных игрищах, народных обрядах.
История европейского театра начинается с Древней Греции. Здесь в VI веке до н. э. появились первые театральные здания, стали развиваться различные жанры сценического искусства. Древнегреческий театр оказал влияние и на развитие театрального искусства в Древнем Риме.
В средние века многие традиции античного театра были забыты, театральные здания не строились. Носителями театрального творчества являлись бродячие актеры - жонглеры, гистрионы, скоморохи.
Важнейшим этапом в развитии европейского театра стала эпоха Возрождения. Возникают первые профессиональные театры, имеющие постоянные помещения и труппу. Спектакли создаются на основе драматических или иных сценических произведений.
В России первый опыт создания профессионального театра был сделан в XV(( веке. В 1672 году появился придворный театр Алексея Михайловича. При Петре I был создан первый общедоступный, публичный, государственный театр. Но труппы этих первых театров состояли в основном из иностранцев.
Первый русский национальный театр был учрежден в 1756 году указом Елизаветы Петровны. Это был театр под руководством Федора Волкова.
В XV((( веке развивался в России и крепостной театр. Расцвет русского театра - вторая половина XIX века, когда труппы появляются во всех российских городах, спектакли стали создаваться усилиями не отдельных актеров, а всеми исполнителями.
На рубеже XIX - XX веков сложился новый вид театра - режиссерский. Основы его были заложены К. Станиславским. Главная роль в театре теперь принадлежала режиссеру, который с помощью актеров осуществлял замысел автора на сцене. Традиции режиссерского театра развиваются и сегодня.
В наши дни существует множество разнообразных его видов: драма, комедии, кукол, театр юного зрителя, музыкальный, оперы, балета и др.

Источник: История и теория культуры

ТЕАТР
от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище),— 1) вид искусства; 2) творческий коллектив, труппа, дающие спектакли; 3) особый тип здания, предназначенный для театральных представлений. Образное отражение действительности происходит в театральном иск-ве в формах драматического действия, сценической игры, представления, осуществляемых участниками спектакля перед зрителями. Т.— одно из самых общественно активных иск-в, ибо сама специфика Т. требует зрительской заинтересованности, эмоционального контакта между сценой и публикой. К установлению специфического единства между сценой и залом направлены усилия всех создателей спектакля, и прежде всего актеров, творческий процесс к-рых, протекающий на глазах у зрителей, обладает способностью оказывать на них всестороннее эстетическое воздействие, вызывать интеллектуальное и душевное сопереживание. Природа Т. синтетична (Синтетические искусства). На основе своей действенно-игровой специфики он объединяет средства живописи, архитектуры, пластической организации действия (Пластика) с музыкой, ритмом, словом. Т.— иск-во коллективное. Творчество актеров, сценографа, композитора, хореографа, художников по костюму, свету, мастерство гримера и пр. подчинены в совр. Т. единому режиссерскому замыслу, служат воплощению худож. целого. Т.— иск-во событийное, изображающее жизнь в состоянии конфликта, движения, развития. В этом смысле театральное иск-во всегда драматично, проявляется ли этот драматизм на уровне трагедии, драмы (как жанра) или комедии, раскрывается ли он в пьесе или в либретто, музыкальной партитуре (в балете, опере, оперетте), сценарии (в Т. импровизации, пантомиме). Но при этой общей своей сущности, при том, что различные виды Т. находятся между собой в постоянном взаимодействии, обогащающем их, порождающем новые разновидности сценических произв., каждый из этих видов сценического искусства обладает своим худож. языком, системой изобразительно-выразительных средств, эстетических принципов. Отсюда и своеобразие актерского мастерства, режиссуры. Т.— иск-во, прошедшее длительный исторический путь развития. В своих истоках оно восходит к охотничьим, сельскохозяйственным и религиозным обрядам общинно-родового строя, мистериаль-ным и карнавальным действам (Карнавал). содержавшим в себе элементы игры, диалога, ряжения, музыки, пения, танца, использования маски. Мифопоэ-тическое сознание отдаленных эпох определило как трагедийный, так и острокомедийный характер народных игрищ, из к-рых в тесном единстве с фольклорной эпической традицией (Эпос) началось вычленение первичных форм театрального творчества как такового. У разных народов процесс этот протекал по-своему. Богатый и своеобразный Т., неповторимый в своих древн. народных традициях, сложился в странах Востока (Япония, Китай, Индия). Высокого худож. и общественного значения достиг Т. Древн. Греции (V—IV вв. до н. э.), оказавший огромное влияние на позднейшее развитие Т. в европ. странах, хотя разрушение античной цивилизации и оборвало нити прямой культурной преемственности. В эпоху Возрождения развитие Т. началось у европ. народов как бы заново, с иск-ва бродячих актеров (жонглеров, шпильманов, скоморохов и др.), с театрализованных религиозных действ эпохи средневековья (литургическая драма, мистерия, миракль, моралите), с площадных фарсов и комедии импровизации (итал. комедия дельарте). Литературная драма, во мн. создававшаяся на античных образцах, соединившись с народной традицией, определила бурный расцвет Т. в эпоху Возрождения, появление крупнейших драматургов и профессиональных театральных деятелей (У. Шекспир, Лопе де Вега, Ж. Б. Мольер, П. Корнель, Ж. Расин и др.). Расширение содержательных объемов Т., продиктованное содержанием самой действительности, стимулирует самостоятельное развитие худож. начал, присущих Т. как синтетическому иск-ву. В XVI в. возникает оперный Т., а в конце XVII—первой половине XVIII в. как особый вид Т. формируется балет. Драматический Т., сосредоточивая свое внимание на раскрытии внутреннего мира личности, общественных и нравственных конфликтов, порождает множество новых сценических жанров; заметна его тенденция к демократизации, к воспроизведению худож. правды. Взаимодействуя с др. иск-вами, Т. чутко реагирует на общее состояние культуры, играет активную роль в развитии таких худож. направлений, как классицизм, романтизм, реализм, раскрывающих важные этапы становления эстетического сознания. Соответственно изменению от эпохи к эпохе понимания и постижения жизненной правды меняются и способы ее выражения в театральном иск-ве. В совр. Т. глубокое раскрытие худож- мысли, идеи, утверждение общественного и нравственного идеала основываются не на принципе натуралистического жизнеподобия, а на содержательности и силе образного языка спектакля. Условность в совр. Т. служит расширению смысла спектакля. Язык сценической метафоры, заданный Т. еще в его истоках, широко вошел в практику мирового Т. XX в. Отличительная его особенность — многообразие школ и направлений, режиссерских систем,теорий сценического иск-ва, актерской игры.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
127.01 кб

Разаков В. Х. «Театр спонтанности и парадокса» (волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. 124 с. )

Шипулина Н. Б.
Читать PDF
219.84 кб

Ритуал и театр (проблема модернизации Китая). Ритуал и театр (проблема модернизации Китая)

Серова Светлана Андреевна
Формирование китайского театра, одного из важнейших для Китая феноменов культуры.
Читать PDF
228.52 кб

«Весь мир - театр»: субъект и дискурсивная практика как метод социального познания

Мещерякова Любовь Юрьевна
The article is devoted to the problem of the methodology of the studying of social life. It's evident, that modern situation in society demands a new way of its studying.
Читать PDF
329.80 кб

Историко-философский балаган «Постмодернизма» («Театр масок» Жиля Делёза)

Кузнецов Виталий Николаевич
Читать PDF
583.56 кб

Театр и проблемы постдраматизма

Барбой Юрий Михайлович
В контексте истории научно-театроведческой теории театра и методологии театроведения ХХ в.
Читать PDF
5.56 мб

Философия театра: театр в сопряжении с бытием

Красноярова Н.Г., Саенкова Е.А.
В статье ставится вопрос о возможности понимания театра через сопряжение с главной категорией онтологии -категорией бытия.
Читать PDF
637.51 кб

АНТИЧНЫЙ ТЕАТР В СВЕТЕ ПОНЯТИЯ "КАТАРСИС"

Санженаков Александр Афанасьевич
Исследуется воспитательный потенциал античного театра через призму аристотелевского понятия «катарсис».

Похожие термины:

  • Абсурда театр

    от лат. absurdus — нелепый, несообразный, бессмысленный) Направление в театральном искусстве, возникшее во Франции в начале 50-х гг. XX в. Его основоположниками были жившие во Франции румын Э.Ионеско и ир
  • ТЕАТР ЖЕСТОКОСТИ

    Созданная А.Арто театральная эстетика и практика, трактующая театр как тотальное зрелище, приобщающее творцов и зрителей к первоначалам — космическим стихиям жизненности — посредством жеста, ри