ТАУЛЕРТАУРЕЛЛ Николай

ТАУЛЕР Иоганн

Найдено 3 определения термина ТАУЛЕР Иоганн

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ТАУЛЕР (Tauler) Иоганн

род. ок. 1300, Страсбург - ум. 16 июня 1361, там же) - нем. мистик; доминиканец, испытавший сильное влияние Мейстера Экхарта; некоторое время был близок к базельскому мистическому движению "друзей Бога"; блестящий проповедник, оказавший влияние на Лютера и Шопенгауэра, но особенно на автора "Немецкой теологии" и на Иоганна Себастьяна Баха. Точно так же, как и Экхарт; Таулер отличал сотворенное Богом от действующего по милости Божьей, а также теологию - от практической религии, религиозности и заботы о спасении души. Проповедовал воспитание человека в духе близкого к Богу образа жизни. Его "Проповеди" ("Predigten") изданы в 1923.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТАУЛЕР Иоганн

ок. 1300, Страсбург — 16 июня 1361, там же) — немецкий мистик. В раннем возрасте вступил в орден доминиканцев. Обучался в Париже, вероятно, вместе с Сузо. Слышал ли Таулер в Кельне проповеди Экхарта, достоверно не установлено, однако теология Экхарта оказала на него большое влияние. Академического звания Таулер не получил, что было связано с его общим негативным отношением к современной схоластической философии. Велико различие, считал он, между теми, кто живет Священным Писанием, и теми, кто лишь читает и проповедует его. Представителей «чистой догматики» Таулер подозревал в тщеславии и презрении к живущим божественным Словом. С 1346—47 Таулер становится духовным попечителем женского монастыря в Страсбурге, бывшего одним из тех духовных сообществ, в которых женщины объединились в желании «жить Священным Писанием», не примыкая к какому-либо из церковно признанных орденов. С этой спецификой деятельности Таулера связано то, что он не оставил после себя никаких «систематических» трудов: его учение имело диалогический характер, всегда было обращено к конкретным слушателям. Вскоре он переживает религиозное обращение, очевидно отразившееся на эмоциональном воздействии его проповедей — именно с того времени монахини начинают записывать речи своего наставника. Для того чтобы избежать двусмысленностей в понимании «мистического единства» (unio mystica), говоря о духовной (geistlichen) жизни как том пространстве, в котором происходит встреча с Богом, Таулер в божественной перспективе характеризует ее как неподвластную человеческому влиянию основу (grunt), а в человеческой — как «целостность души» (gemuete), в которой встреча с Богом не только может, но и должна быть инициирована человеком. Идеи Таулера оказали влияние на Лютера.

Соч.: Die Predigten Taulers, Hrsg. v. F.fetter. B., 1910; Dublin, 1968; Deutsche Mystik. Aus den Schriften von Heinrich Seuse und Johannes Tauler. Stuttg., 1967; Opera Omnia, Ubers. V. L. Surius (1548). Hildesheim, 1985. Лит.: Haas A. M. Senno Mystikus. Fribouig, 1979.

И. А. Михайлов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Таулер, Иоганн

(Tauler, Johannes, са. 13001361). Средневековый проповедник и мистик. Родился в обеспеченной семье в Страсбурге. Там же ок. 1315 г. вступил в орден доминиканцев. Учился в Страсбурге, чтобы стать священником (вопреки распространенному мнению, он не изучал схоластическую теологию в Кельне). В отличие от Мейстера Экхарта никогда не преподавал теологию; в качестве проповедникадоминиканца и духовного наставника провел большую часть жизни в Страсбурге, а также в Базеле и Кельне. Таулер не оставил работ, написанных полатыни, а приписываемые ему немецкие трактаты нельзя считать подлинными; литературное наследие Таулера включает в себя только немецкие проповеди. Возникшее в XIX в. устойчивое мнение о Таулере как о "реформаторе до Реформации" основывается гл. обр. на ложно приписываемых ему трудах.

Вряд ли Таулера можно считать учеником Экхарта. Он многому научился из его трудов, но лично знаком с собратомдоминиканцем, вероятно, не был. Вместе с тем оба искали мистического единства с Богом  единства, возможного в силу существования божественного Grund ("основание", "центр", "фундамент"), "искры" божественного в человеческой душе. Таулера скорее можно назвать (с известной долей осторожности) пасторствующим Lebemeister ("учителем жизни"), чем пасторствующим Lese или Lehremeister(* лектором, учителем схоластики и мистики "). Его мистическая теология опиралась не столько на метафизику, сколько на веру в присутствие образа Божьего в человеке. Экхарт говорит о вечном рождении Слова в человеческой душе; Таулер сосредоточивает внимание на преображении (Uberformung) человеческого образа в божественный. Т.о., мистическая теология Таулера носит более персоналистический и антропологизированный характер, подчеркивая скорее эмоциональные душевные возможности (Gemut  "нрав", "чувства"), чем интеллектуальные качества. К-ром е того, Таулер уделяет большое внимание приготовлению к мистическому единству с Богом, к очистительному пути возрастания в любви, к свободе от эгоизма и тварности, подчеркивая, что нельзя забегать вперед.

Не отмеченные печатью ереси (в отличие от трудов Экхарта), проповеди Таулера получили широкое распространение и часто печатались. Их прочли и рекомендовали своим последователям Мартин Лютер и многочисленные пиетисты. Мысльотом, что для Таулера мистическое единство сводилось к согласованию божественной и человеческой воли исключительно по благодати, склоняла к нему многих протестантов. Однако эту идею, даже если она вытекает из его подлинных проповедей, нужно рассматривать в контексте его положения о внутреннем подобии Богу, к-рое присуще человеческой душе, а также помнить, что Таулер подчеркивал сотрудничество человека с божественной благодатью на пути к мистическому единству.

D.D. Martin (пер. Ю.Т.) Библиография: G.Hofmann, tr., Johannes Tauler, Predigten; E. Filthaut, ed., Johannes Tauler, eindeutscherMystiker: Gedenkschriftzum 600. Todestag; J. M. Clark, Great German Mystics, 3654; R. M. Jones, The Flowering of Mysticism, 86103; I. Weilner, Johannes TaulersBekehrungsweg; D. Mieth,D(e Einheit von vita activa und vita contemplativa in MeisterEckhart und bei Johannes Tauler; G. Wrede, Unio Mystica: Probleme der Erfahrung bei Johannes Tauler.

См. также: Мейстер Экхарт; Мистицизм.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ТАУЛЕР Иоганн — 0

Найдено научныех статей по теме ТАУЛЕР Иоганн — 0

Найдено книг по теме ТАУЛЕР Иоганн — 0

Найдено презентаций по теме ТАУЛЕР Иоганн — 0

Найдено рефератов по теме ТАУЛЕР Иоганн — 0