ТАУЛЕР Иоганн

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТАУЛЕР (Tauler) Иоганн
род. ок. 1300, Страсбург - ум. 16 июня 1361, там же) - нем. мистик; доминиканец, испытавший сильное влияние Мейстера Экхарта; некоторое время был близок к базельскому мистическому движению "друзей Бога"; блестящий проповедник, оказавший влияние на Лютера и Шопенгауэра, но особенно на автора "Немецкой теологии" и на Иоганна Себастьяна Баха. Точно так же, как и Экхарт; Таулер отличал сотворенное Богом от действующего по милости Божьей, а также теологию - от практической религии, религиозности и заботы о спасении души. Проповедовал воспитание человека в духе близкого к Богу образа жизни. Его "Проповеди" ("Predigten") изданы в 1923.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТАУЛЕР Иоганн
мистик; p. ок. 1300 (Страсбург) — ум. 16. 6. 1361 (там же); доминиканец, испытавший сильное влияние Мейстера Экхарта; некоторое время был близок к базельскому мистическому движению «друзей Бога»; блестящий проповедник, оказавший влияние на Лютера и Шопенгауэра, но особенно на автора «Немецкой теологии» и на Иоганна Себастьяна Баха. Точно так же, как и Экхарт, Таул ер отличал врожденное в человеке от действующего в нем по милости Божьей, а также теологию — от практической религии, религиозности и заботы о спасении души. Проповедовал воспитание человека в духе близкого к Богу образа жизни. Соч.; Sermon et autres écrits mystique, 2 vol., 1924—1929; Deutsche Mystik, 1967; Oeuvres complètes, 8 vol., 1911—1913.
W. Wentzlaff. Studien zur Lebenslehre T. s, 1940; E. Filthaut (Hg.). J. T. — ein dt. Mystiker, 1961 ; I. Weilner. J. T. s. Bekehrungsweg, 1961 ; S. Dussart-Debèfve. Die Sprache der Predigten J. T.s. 1969; A. M. Haas. Nim din selbes war — Studien zur Lehre von der Selbsterkenntnis bei Meister Eckhardt, J. T. und H. Seuse, 1971; W. Nigg. Das myst. Dreigestim, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ТАУЛЕР Иоганн

(1304–61) – немецкий философ-мистик, монах-доминиканец, проповедник. Ученик Экхарта. Следуя неоплатонич. традиции отрицательного богословия, Т. в своем учении исходил из понимания божества как единства, лишенного всякой определенности и качественности, как трансцедентного бытия. Познание божества средствами человеч. разума невозможно. Единств. путем богопознания является, по Т., путь веры и мистич. созерцания. Благодаря наличию в человеке "глубины души", сотворенной богом, человек может, путем углубленного созерцания, возвыситься до постижения чистой сущности бога. Для этого необходимо осознание ничтожества всего конечного, смирение, самоотречение, аскетизм. Т. считал "спасение" возможным лишь с помощью божеств "благодати", за духовенством оставалась лишь наставнич. функция. Это вело к отрицанию церк. иерархии, но сам Т. не выходил за пределы ортодоксальной мистики. Учение Т. о непосредств. контакте человека с богом оказало влияние на взгляды деятелей нем. Реформации, прежде всего Лютера и Мюнцера. Соч.: Predigten, Bd 1–2, Jena, 1913; Ausgew?hlte Predigten, Bonn, 1914. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневек. философии, М., 1957; Лей Г., Очерк истории средневек. материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 547–68; Смирин ?. ?., Нар. реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, М., 1955, с. 171–229; M?ller А. V., Luther und Tauler, Bern, 1918; Naumann L., Untersuchungen zu J. Taulers deutschen Predigten, Halle, 1911 (Diss.); Wentzlаff-Eggebert F. W., Studien zu Lebenslehre Taulers, В., 1940; J. Tauler, ein deutscher Mystiker. Gedenkschrift zum 600. Todestag, Essen, 1961. А. Горфункель. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ТАУЛЕР Иоганн
ок. 1300, Страсбург — 16 июня 1361, там же) — немецкий мистик. В раннем возрасте вступил в орден доминиканцев. Обучался в Париже, вероятно, вместе с Сузо. Слышал ли Таулер в Кельне проповеди Экхарта, достоверно не установлено, однако теология Экхарта оказала на него большое влияние. Академического звания Таулер не получил, что было связано с его общим негативным отношением к современной схоластической философии. Велико различие, считал он, между теми, кто живет Священным Писанием, и теми, кто лишь читает и проповедует его. Представителей «чистой догматики» Таулер подозревал в тщеславии и презрении к живущим божественным Словом. С 1346—47 Таулер становится духовным попечителем женского монастыря в Страсбурге, бывшего одним из тех духовных сообществ, в которых женщины объединились в желании «жить Священным Писанием», не примыкая к какому-либо из церковно признанных орденов. С этой спецификой деятельности Таулера связано то, что он не оставил после себя никаких «систематических» трудов: его учение имело диалогический характер, всегда было обращено к конкретным слушателям. Вскоре он переживает религиозное обращение, очевидно отразившееся на эмоциональном воздействии его проповедей — именно с того времени монахини начинают записывать речи своего наставника. Для того чтобы избежать двусмысленностей в понимании «мистического единства» (unio mystica), говоря о духовной (geistlichen) жизни как том пространстве, в котором происходит встреча с Богом, Таулер в божественной перспективе характеризует ее как неподвластную человеческому влиянию основу (grunt), а в человеческой — как «целостность души» (gemuete), в которой встреча с Богом не только может, но и должна быть инициирована человеком. Идеи Таулера оказали влияние на Лютера.
Соч.: Die Predigten Taulers, Hrsg. v. F.fetter. B., 1910; Dublin, 1968; Deutsche Mystik. Aus den Schriften von Heinrich Seuse und Johannes Tauler. Stuttg., 1967; Opera Omnia, Ubers. V. L. Surius (1548). Hildesheim, 1985. Лит.: Haas A. M. Senno Mystikus. Fribouig, 1979.
И. А. Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия

Таулер, Иоганн
(Tauler, Johannes, са. 13001361). Средневековый проповедник и мистик. Родился в обеспеченной семье в Страсбурге. Там же ок. 1315 г. вступил в орден доминиканцев. Учился в Страсбурге, чтобы стать священником (вопреки распространенному мнению, он не изучал схоластическую теологию в Кельне). В отличие от Мейстера Экхарта никогда не преподавал теологию; в качестве проповедникадоминиканца и духовного наставника провел большую часть жизни в Страсбурге, а также в Базеле и Кельне. Таулер не оставил работ, написанных полатыни, а приписываемые ему немецкие трактаты нельзя считать подлинными; литературное наследие Таулера включает в себя только немецкие проповеди. Возникшее в XIX в. устойчивое мнение о Таулере как о "реформаторе до Реформации" основывается гл. обр. на ложно приписываемых ему трудах.
Вряд ли Таулера можно считать учеником Экхарта. Он многому научился из его трудов, но лично знаком с собратомдоминиканцем, вероятно, не был. Вместе с тем оба искали мистического единства с Богом  единства, возможного в силу существования божественного Grund ("основание", "центр", "фундамент"), "искры" божественного в человеческой душе. Таулера скорее можно назвать (с известной долей осторожности) пасторствующим Lebemeister ("учителем жизни"), чем пасторствующим Lese или Lehremeister(* лектором, учителем схоластики и мистики "). Его мистическая теология опиралась не столько на метафизику, сколько на веру в присутствие образа Божьего в человеке. Экхарт говорит о вечном рождении Слова в человеческой душе; Таулер сосредоточивает внимание на преображении (Uberformung) человеческого образа в божественный. Т.о., мистическая теология Таулера носит более персоналистический и антропологизированный характер, подчеркивая скорее эмоциональные душевные возможности (Gemut  "нрав", "чувства"), чем интеллектуальные качества. К-ром е того, Таулер уделяет большое внимание приготовлению к мистическому единству с Богом, к очистительному пути возрастания в любви, к свободе от эгоизма и тварности, подчеркивая, что нельзя забегать вперед.
Не отмеченные печатью ереси (в отличие от трудов Экхарта), проповеди Таулера получили широкое распространение и часто печатались. Их прочли и рекомендовали своим последователям Мартин Лютер и многочисленные пиетисты. Мысльотом, что для Таулера мистическое единство сводилось к согласованию божественной и человеческой воли исключительно по благодати, склоняла к нему многих протестантов. Однако эту идею, даже если она вытекает из его подлинных проповедей, нужно рассматривать в контексте его положения о внутреннем подобии Богу, к-рое присуще человеческой душе, а также помнить, что Таулер подчеркивал сотрудничество человека с божественной благодатью на пути к мистическому единству.
D.D. Martin (пер. Ю.Т.) Библиография: G.Hofmann, tr., Johannes Tauler, Predigten; E. Filthaut, ed., Johannes Tauler, eindeutscherMystiker: Gedenkschriftzum 600. Todestag; J. M. Clark, Great German Mystics, 3654; R. M. Jones, The Flowering of Mysticism, 86103; I. Weilner, Johannes TaulersBekehrungsweg; D. Mieth,D(e Einheit von vita activa und vita contemplativa in MeisterEckhart und bei Johannes Tauler; G. Wrede, Unio Mystica: Probleme der Erfahrung bei Johannes Tauler.
См. также: Мейстер Экхарт; Мистицизм.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
345.12 кб

Самосознание и совесть в сочинениях Генриха Сузо и Иоганна Таулера

Михаил Львович Хорьков
В статье исследуется специфика использования понятия «совесть» в сочинениях Генриха Сузо и Иоганна Таулера, демонстрирующая определенное теоретическое родство их концепций.