ТАРА

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Тара
Буддийская богиня (особенно в Тибете), составляющая пару с Бодхисаттвой Авалокитешаварой или с Буддой Амогхасиддхи. Существуют две Тары: зеленая — символ процветания, белая — символ помощи.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

Тара
индуист.)  – жена наставника богов Брихаспати. Ее похитил бог луны Сома, и это вызвало войну между богами, пришедшими на помощь Брихаспати, и асурами, ставшими на сторону Сомы. Брахма возвратил Т. мужу, но до того она родила от Сомы Будху.

Источник: Мифологический словарь

ТАРА
Санскр.) Супруга Брихаспати (Юпитера), похищенная Царем
Сомой, Луной, что привело к войне между Богами и Асурами. Тара
олицетворяет мистическое знание, в противоположность
ритуалистической вере. Она - матерь (с Сомой) Будха, "Мудрости".

Источник: Теософский словарь

ТАРА (ТАРАКА)

        (звезда) — супруга небесного жреца Брихаспати, и, по одной из версий, мать Будхи (Меркурия). Согласно пуранам, она была похищена богом луны Сомой, что привело к войне между богами и демонами-асурами, конец к-рой положил Брахма, вернувший Т.
С. Невелева

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ТАРА
Бодхисаттва и праждня, воплощение беспредельного сострадания. В пантеоне Ваджраяны насчитывается 21 Тара (с разными именами). Все они представляются одетыми в платье индийской царевны и различаются по цвету, положению рук и ног. Самые известные Тары — Зеленая и Белая; эти две Тары милостивы, остальные же — гневные. Воплощениями Тары считался целый ряд исторических лиц, в том числе российская императрица Екатерина II, которую буддисты-буряты объявили воплощением Белой Тары.

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

ТАРА
На протяжении многих веков наиболее священным местом в Ирландии и главной резиденцией Верховных королей острова была Тара в графстве Мет, древнее поселение, датируемое примерно 2000 г. до н. э. Тара считалась столицей кельтов в Ирландии; она была крупнейшим религиозным и политическим центром, хотя само поселение на этом месте считалось священным задолго до появления кельтов, возможно, еще с эпохи неолита. Тара фигурирует в различных легендах ирландских кельтов. Именно Тара была столицей богов Туатха Де Данаан и резиденцией двора Конхобара Мак Нессы; в ней собирались герои Красной Ветви.

Источник: Энциклопедия. Кельтская мифология.

Тара
будд.) – «спасательница» – женщина-бодхисатва, идам и праджня, воплощение беспредельного сострадания. Культ Т. в вадж-раяне не уступает в популярности культам наиболее известных мужских бодхисатв – Авалокитешвары, Амитабхи, Ваджрапани и др. В пантеоне ваджраяны насчитывается 21 Т., которых представляют в одежде индийской царевны и различают по цвету и положению рук и ног. Самые известные из них – Зеленая Т. (Сяматара) и Белая Т. (Ситатара). По легенде, Т. первоначально была индийской принцессой, в которой проявился дух просветления (бодхичитта). Монахи сказали, что в новом рождении ей следует воплотиться мужчиной, но она отвергла эту идею, сказав, что женственность тоже можно превратить в средство достижения просветления. Она надолго погрузилась в созерцание и стала Т., дав обет избавлять все существа от мук сансары.

Источник: Мифологический словарь

ТАРА
санскр., тиб. Долма, монг. Дара) — досл. «спасительница», наиб. популярный женский образ в пантеоне будд. мифологии, проходящий по нескольким его разрядам сразу — как бодхисаттва, как праджня, как идам. В хинаяне она неизвестна вообще, в махаяне — мало, в ваджраяне ее образ получил сильное развитие. Известна 21 форма Т. В Непале, Тибете, Монголии, Бурятии. Калмыкии особо почитаемы 2 ее спокойные формы - Белая Т. (санскр. Ситатара, монг. Цагаан-Дара-ехе) и Зеленая Т. (санскр. Сьяматара монг. Ногоон-Дара-ехе), в отличие от прочих — гневных форм. Образ Т. впервые появляется в текстах пер. пол. 1 тыс. Имеется несколько мифов о ее происхождении: из слезы Авалокитешвары; из погрузившейся в созерцание принцессы, давшей будде Амогхасиддхи клятву спасать все живые существа от мук сансары. Т. выступает в пантеоне как праджня (женское проявление) Авалокитешвары и Амогхасиддхи. Ее земными воплощениями считались жены тиб. царя Сронцзангамбо, императрица России Екатерина II (бур. ламы объявили ее воплощением Белой Т.), жена восьмого богдо-гэгэна Монголии и др. Н.Л. Жуковская

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ТАРА
(санскр. ta–ra–, тиб. sgrol ma, чит.: Долма, Спасительница) — наиболее почитаемое женское божество (и йидам) среди приверженцев Ваджраяны (в том числе буддийских народов России), являющееся духовной супругой будды Амогхасиддхи (ему она дала обет спасать все существа), бодхисаттвой (согласно одному из мифов она возникла из слезы Авалокитешвары), праджней и выполняющее важнейшие культовые функции. Всего Т. имеет 21 внешний образ (индийский текст «Почитание 21 Т.» в XI в. перевели на тибетский язык), отличающийся цветом и «спасительными» функциями (оберегающая от несчастий, от болезней и т.д.), мантрами, мудрами и пр. Но самыми распространенными образами являются мирлюбивые формы Белой (санскр. Сита-Т.) и Зелёной (санскр. Щьяма-Т.) Т. Они имеют множество земных воплощений — это жёны тибетских царей, богдо-гэгэнов Монголии и т.д. Даже российская императрица Екатерина II была объявлена Белой Т. Белая Т. — одно из популярнейших добрых божеств в тибето-монгольском и российском буддизме. Она исполнена мудрости и Сострадания, «лучится» белым светом, а её мантра продлевает жизнь, устраняет пре- грады и помогает при лечении, для чего проводятся особые ритуалы (пуджа). Зелёная Т. дарует бесстрашие и мудрость. Жёлтая Т. защищает от грабителей и других напастей. Особенность иконографического образа Т. состоит в обязательном изображении цветка лотоса (её совместного атрибута с Авалокитешварой) и множестве глаз: на лбу, ладонях, ступнях ног (у Белой Т.).

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

ТАРО
от фр. названия игры в карты) — это карты, рисунки на которых содержат богатую символику, присутствующую в большинстве европейских и восточных культур. Первое известное изображение Арканов Таро датируется 1392. Всего известно 140 колод карт, из которых наиболее аутентичной считается «марсельская колода». Малый Аркан отличается от современных игральных карт тем, что в каждой группе содержится по четыре карты вместо трех игральных: Малый Аркан является метафорой странствия души по четырем параллельным тропам на пути к просветлению. Полная колода карт состоит из 22 Больших Арканов, изображения на которых составляют синтез и единую сущность. Их сопоставляют с 22 буквами еврейского алфавита. Первым эту связь установил в 1857 Э. Леви. Каждой из карт придают глубокое содержание, увязывают с объяснением того или иного явления, всего того, что составляет человеческую жизнь, тайны природы, «цветовой и нумерологический символизм» и пр. «Таро может восприниматься как сложный метафорический язык для выражения глубинных метафизических концепций» — так объясняются карты Таро практически во всех пособиях по их использованию. 22 больших Аркана — от нулевого до 21-го, соответственно от Глупца до Мира — содержат в себе опыт всей человеческой жизни: с 1 -й по 11 -ю — сознательный, активный, солнечный путь; с 12 -й по 22 -ю — это пассивный, лунный путь. 56 Младших Арканов Таро, в число которых входит 14 карт четырех мастей: денарии (бубны), с изображением кругов, колес, дисков; жезлы или скипетры (трефы); мечи (пики); чаши (черви). Денарии ассоциируются с социальными силами, жезлы — с властью, чаши — с жертвами, мечи — с правосудием и оружием. В каждой масти Младших карт присутствуют король, дама, кавалер и валет. Гадающий на картах Таро стремится найти ключ к разгадке той или иной тайны своей собственной судьбы. Символика Таро связана с идеей порога, двери, через которую могут пройти далеко не все, а только те, кто обладает определенным набором знаний, позволяющих открыть замок и пройти в неизвестное. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Боголюбов Н. Тайные общества XX века. СПб., 1997.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Похожие термины:

  • БОДХИСАТТВА Тара

    Воплощение богини Шакти. Родившаяся из слезы Авалокитешвары. Почитается не только в буддизме, но и в индуизме, и в джайнизме. Имя Тары входит в титулы и имена других богинь. Изображается с белым, гол