ТАПАС

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТАПАС
Санскр.) "Отвлечение", "медитация". "Совершать тапас"
значит сидеть с целью созерцания. Поэтому аскетов часто называют
тапасами.

Источник: Теософский словарь

ТАПАС
санскр.), тапа (пали) — аскетизм, к-рый какое-то время практиковал Будда во время поисков просветления, а затем отверг как бесполезный. Н. А. Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ТАПАС
У индийцев космический жар как универсальный космогонический принцип. Из тапаса родились закон и истина, ночь и океан, а также умерщвление плоти, аскеза, которая тоже называется «тапас».

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Тапас
санскр. «жара»), термин, почти совпадающий с греческим словом аскеза, которым в конечном итоге станут обозначать пылкое рвение аскета. В ходе исполнения ритуалов «тапас» происходит накопление особых бесценных качеств — сиддхи.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

Тапас
др. – инд.) – «жар», «пыл» – космический жар как универсальный космогонический принцип. Т. лежит в основе мироздания, из него возникли закон и истина, ночь, океан, из которого появился год, и т. п. Умерщвление плоти, аскеза также является выражением и средством накопления Т. Аскет, накопивший Т. благодаря своему подвижничеству, может силой Т. совершать чудеса и великие дела, подчиняя своей воле даже богов.

Источник: Мифологический словарь

ТАПАС
от санскр. тана - жар, разогревание, пыл), специфич. и характерная форма инд. аскетизма, отличит. особенностью к-рой являются активные способы подавления плоти (изнурит. позы, истязания огнем, водой и т. п.), повышенное телесноэмоциональное напряжение. Восходит в целом к добрахманистско-ведийскому слою культуры, но, будучи чрезвычайно рано синтезировано с брахманизмом, становится неотъемлемой частью брахманистско-индуистских систем, входит отчасти в джайнизм и поздний буддизм. Исходит из представления о единстве всех сил человека (телесных, душевных, духовных), так что подавление деятельности чувств. сферы человеч. бытия рассматривается как путь к ее трансформации и спиритуализации и, т. о., усилению духовного бытия, приводящему к возвышению над обычным состоянием психики. Т. близок практикам йоги и тантризма.

Источник: Советский философский словарь

ТАПАС
(жар) — внутренний психический жар, энергия, накапливаемая в теле практикующего во время аскетического опыта, а также сами аскетические практики. Индуистская традиция знает различных подвижников (тапасья), которые, занимаясь суровым самоистязанием, развивают внутренние психические способности с целью достичь каких-либо материальных или духозных благ. Т. может быть умеренным или принимать крайние формы. В упанишадах и других ведических текстах Т. — универсальная сила созидания; Богтворец, «изнуряя» себя, формирует из этого космического жара мир. В йоге Патаиджали Т. — составной элемент ниямы — системы этико-религиозных предписаний. В тантризме неодобрительно относятся к крайностям Т., считая, что инстинкты и естественные побуждения следует не подавлять, а преобразовывать в нечто возвышенное. В кришнаизме также избегают крайнего Т.; в этой традиции он принимает мягкие формы и в целом идентичен практике обетов (врата).

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

ТАПАС

        (тепло, жар, пыл)—система аскезы в индуизме. Происхождение термина, по-видимому, связано, во-первых, с распространенной практикой нагревания, "иссушения" тела (напр., в форме "стояния между пяти огней", т. е. между четырех костров, под находящимся в зените солнцем) и, во-вторых, с представлением о накапливаемом в подвижничестве особом внутреннем жаре или пыле, с помощью к-рого аскет способен магич. воздействовать на окружающее. В "Ригведе" Т. (жар) выступает в нек-рых "философских" гимнах как космогонич. фактор. Однако практика Т. известна нам прежде всего как элемент народной религии поздневедийской и послеведийской эпох. "Махабхарата" содержит многочисл. описания подвигов Т., совершаемых странствующими аскетами, могущества к-рых страшатся окружающие; высшей целью подвижников является достижение посмертного блаженства в одном из небесных миров (аскет, накопивший исключительное "сокровище Т.", способен даже на время заместить Индру на престоле царя богов). Но с т. зр. нарождающихся сотериологических религий этот идеал, как не дающий спасения, выхода из круга перерождений, оказывается явно недостаточным. Известно, что Будда в начале своего духовного пути практиковал вместе со своими первыми пятью учениками жестокое самоистязание, однако затем отверг его, выработав свой "срединный путь", чуждый крайностей и ведущий к спасению — нирване. Индуистская йога Патанджали признает Т. как один из необходимых элементов "йоги действия" (см. "ЙОГА-СУТРЫ" II. 1) и один из принципов (подразумевающий соблюдение постов, обетов и т. п.), входящих во 2-е звено (нияма) его "восьмизвенной йоги" (11.31). В "Бхагавадгите" различаются три вида благой ("саттвичной") аскезы: Т. тела (чистота, целомудрие, почитание богов, брахманов, старцев, гуру и т. д.), Т. речи (рецитация Вед, правдивость и т. д.), Т. сердца (дружелюбие ко всему живому, умиротворенность сознания и т. д.) Но если Т. совершается ради славы или др. корысти — он проникнут уже не саттвой, а гуной "страстности" — раджасом; если же аскеза превращается в самоистязание или практикуется во вред др. людям, то она проникнута гуной тамас и безоговорочно осуждается. Тем не менее именно самоистязание остается по сей день осн. практикой многих индуистских странствующих аскетов (садху).
Я. Васильков

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Похожие термины:

  • ТАПАС ТАПА

    пали. Жар. Пыл. Энергия. Аскетизм. Пользуясь тапасом, творец (Брахман, Праджапати) создает различные формы бытия, мысль, речь, дыхание и др. Практикуя аскетизм (тапасья), можно накопить достаточно тап