ТАНЕЕВ Владимир Иванович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТАНЕЕВ Владимир Иванович
24 августа (5 сентября) 1840, Владимир — 21 ноября 1921, д. Демьяново Клинского у. Московской губ.] — русский адвокат, философ, библиофил. Окончил Петербургское училище правоведения (1861), работал адвокатом в Москве и Петербурге. В 1870-х га на процессах осуществлял защиту участников «польского восстания» и «нечаевцев». Принимал участие в редактировании правовых актов судебной реформы. Состоял членом общества испытателей природы при Московском университете. Философские и социально-политические взгляды эклектичны. Испытал сильное влияние позитивизма и марксизма (К. Маркс называл его «преданным другом освобождения народа»). Многие труды остались незавершенными, среди них — «Теория грабежа» (1870), «Ейтихиология» (1874—76), «Коммунистическое государство будущего» (1878), посвященные выражению его социологических взглядов. Танеев видел будущее за материализмом, причем вульгарным, согласно которому мозг — одна из желез и «отделяет мысли так, как печень отделяет желчь, а почки отделяют мочу» (Детство. Юность. Мысли о будущем. М., 1959, с. 523—24). Столь просто устроенный мозг, выбирая между полезным и вредным, может создать теорию нового, лучшего общественного устройства — теорию коммунизма. Соч.: Исторические эскизы.— «Слово», 1880, № 12. Лит.: Козьмич Б. П. Социально-политические и философские взгляды В. И. Танеева, в сб.: Из истории социально-политических идей. М., 1955; Шкуринов Л. С. Критика позитивизма В. И. Танеевым. М., 1965.

Источник: Новая философская энциклопедия

ТАНЕЕВ Владимир Иванович
24.08 (5.09).1840, Владимир - 21.10.1921, д. Демьяново Московской обл.) - философ, социолог, поэт, общественный деятель. Потомственный дворянин, адвокат, осуществлявший защиту участников "польского восстания" и "нечаевцев" (70-е гг.). После окончания Училища правоведения в Петербурге принимал участие в редактировании правовых актов судебной реформы. По своим взглядам социалист, испытал влияние народнического движения, имел непосредственные контакты с I Интернационалом. К. Маркс назвал его "преданным другом освобождения народа". Состоял членом об-ва испытателей природы при Московском ун-те, был инициатором "академических чтений" московской интеллигенции в "Эрмитаже" (1877-1904), на к-рых велись дискуссии по вопросам культуры, внешней и внутренней политики России, истории, социологии, нравственности. Т. печатался в журн. "Современник", "Отечественные записки", "Русские ведомости" и др. Большинство его трудов остались незавершенными. Теоретические интересы Т. концентрировались гл. обр. вокруг проблем обществознания: законосообразности общественной жизни, судеб России и славянского мира, международного рабочего и антивоенного движения. Социологические взгляды Т. представлены тремя незаконченными трудами: "Теория грабежа" (1870), "Ейтихиология" (1874-1876) и "Коммунистическое государство будущего" (1878). В трактате "Ейтихиология" (теория счастья) поставлены проблемы оптимальной организации производства, финансов, а также поднимается вопрос о "законе деятельности", способном возникнуть в об-вах "высокой организации" или "высшей цивилизации". В духе социальной утопии Т. прогнозировал возможности "стабильного стандарта жизни людей" в условиях "новой коллективности". Ему принадлежат также идеи о реформировании народного образования, развитии культуры, библиотечного дела, организации быта, труда, государственного аппарата, воспитании нового поколения граждан ("Коммунистическое государство будущего"), Т. оставил значительное количество заметок по вопросам педагогики, записей о художественных и этнографических выставках, мемуарных характеристик видных представителей культуры, государственных и общественных деятелей. Ценный историографический материал содержат его заметки о прочитанных философских книгах и философско-литературных дискуссиях. В архивное наследие Т. входят также многочисленные записи, посвященные философии позитивизма, имевшей большое распространение в России сер. XIX-нач. XX в.

Источник: Русская философия: словарь

ТАНЕЕВ Владимир Иванович

(5 сент. 1840 – 21 окт. 1921) – рус. юрист, социолог, философ-материалист и революц. демократ. Старший брат композитора и педагога С. Танеева. Род. во Владимире. После окончания петерб. училища правоведения состоял (1865–97) в петербургской и моск. адвокатурах. Выступал защитником на процессах польских повстанцев, народников 70-х гг., С. Нечаева. Формирование филос. взглядов Т. происходило под воздействием идей Чернышевского и Герцена, утопич. социалистов, естеств.-науч. материализма. Мировоззрение Т. в целом может быть охарактеризовано как метафизич. материализм, хотя во мн. отношениях оно было обогащено диалектикой и эволюционизмом. Исходя из субстанцион. понимания материи, Т. выводил свой закон "возникновения единичного из общего". К наиболее общим (философским) законам Т. относил: 1) "внешний закон всеобщего развития"; 2) "закон деятельности"; 3) "закон причинности" и 4) "закон необратимости времени". Первый закон базируется, по Т., на космогонии Канта и Лапласа, а также на дарвинизме; эволюц. принцип служит Т. обоснованием историч. метода исследования. В основании второго закона лежит понятие о деятельном всеобновляющем "начале", импульсе всех форм бытия. "Закон причинности" подразумевает единство "материи и силы", всеобщность связей бытия, в к-ром всякое действие имеет свое следствие. Четвертый закон исходит из факта единства движения и времени. Являясь отражением реального мира явлений, эти законы, по Т., выступают одновременно и как методология, законы, т.е. имеют и гносеологич. значение. Гл. смысл своей гносеологии Т. выразил в тезисе: "от Вселенной – к человеку". Теория познания Т. включает четыре момента: наблюдение (созерцание), теория чистая (абстрактные выводы), теория нормативная (прикладные знания), практика (опыт, материальное произ-во). Практика, по Т., – цель, основа и критерий истинности знаний. Задача философии – синтезировать общие законы бытия природы и общества, создать науч. картину мира, классифицировать науки на основании их предмета и метода. Т. принадлежит опыт такой классификации, отличающейся от аналогичных систем Конта, Ампера, Бурдо и Спенсера. Т. выделяет два класса наук: теоретические ("чистые") и практические (нормативные) и пять общих групп наук: математические, космологические, биологические, социоло-гические и философские (каждая из пяти групп делится на подгруппы). Философии Т. отводит главенствующую роль в иерархии знания. Социологич. воззрения Т. существенно отличаются от концепций революц. демократизма: Т. видел огромное революц. будущее рабочего класса; с годами его интерес к "рабочему вопросу" усиливался. В 70-х гг. он приветствовал 1-й Интернационал, выступал в защиту Парижской Коммуны. В 60-е гг. Т. познакомился с "Нищетой философии" Маркса, "Манифестом коммунистич. партии" и "Капиталом". Сохранился его рукописный перевод "Манифеста". Есть свидетельства современников о личном знакомстве Т. с Марксом, к-рый высоко ценил общественную деятельность Т. как "...преданного друга освобождения народа..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 34, с. 185). После победы Октябрьской революции, к-рую Т. приветствовал, Ленин подписал на имя Т. охранную грамоту, в к-рой высоко оценивались его заслуги перед народом (см. Соч., т. 44, с. 165). Основные философские и социологич. труды Т. изданы в сов. время; некоторые из них хранятся в архивах Москвы и Ленинграда. Соч.: Рододендрон, СПБ, 1858; Историч. эскизы, "Слово", 1880, [М 12]; Детство. Юность. Мысли о будущем, М., 1959. Лит.: Маркс К., [Письмо] ?. ?. Ковалевскому от 9 янв. 1887 г., Maркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 34, с. 185; с. 445; Ковалевский М., Моск. университет в конце 70-х и начале 80-х гг. прошлого века, "Вестник Европы", 1910, No 5, с. 215; Козьмин Б. П., Социально-политич. и филос. взгляды В. И. Танеева, в сб.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955, с. 664–73; Шкуринов П. С., Филос. взгляды В. И. Танеева, М., 1962; его же, Критика позитивизма В. И. Танеевым, М., 1965. П. Шкуринов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.