ТАНЬ СЫ-ТУНТАНЬ ЦЗЕФУ

ТАНЬ СЫТУН

Найдено 3 определения термина ТАНЬ СЫТУН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ТАНЬ СЫТУН

1865—98) — кит. философ, идеолог буржуазно-реформаторского движения конца 19 в. Свои философские взгляды изложил в книге “Жэнь-сюэ” (“Учение о гуманности”), сыгравшей большую роль в развитии буржуазно-революционного движения в Китае. Т. стремился теоретически обосновать требования реформаторов. Его учение представляет собой сочетание идей традиционной кит. философии с нек-рыми естественнонаучными представлениями Зап. Европы. Осн. понятие его учения — “жэнь” — означает не только этическую норму, но и метафизический принцип. “Жэнь” является объединяющим фактором взаимодействия всех явлении и вещей в “эфире”. Т. говорил о зависимости этики и морали от общественных установлении. Он не был последовательным в своих взглядах. В его учении научные представления переплетались с религией, материализм — с идеализмом, диалектика — с метафизикой.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТАНЬ СЫТУН

Тань Фушэн. 10.3.1865, Пекин,-28.9.1898, Пекин. Один из лидеров реформаторского движения кон. 19 в., философ, поэт. Организатор "Южн. об-ва просвещения" (Нань сюэхуэй), руководитель Школы математики и естеств. наук (Суаньсюэ гэчжи гуань) в г. Люян (1895), гл. ред. газеты "Сянбао" ("Хунань-ская газета"). Участвовал в подготовке реформаторами свержения дворцовой группировки противников реформ (1898). После провала заговора казнен. Создал утопич. филос. систему, источниками к-рой послужили идеи конфуцианства, нек-рые буд. концепции (в части., Хуаянь школы) и доктрины инд. философии, а также отд. элементы зап. обществ, и естественнонауч. мысли, взгляды первых кит. реформаторов (Вэй Юань, Гун Цзычжэнь). Как высший авторитет почитал Конфуция (6 - 5 вв. до н.э.), но полагал, что его учение необходимо "преобразовать на совр. лад". Высоко оценивал учение Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу, 4 - 3 вв. до н.э.). Из неоконф. (см. Неоконфуцианство) мыслителей выделял Ван Чуаныианя и Хуан Цзунси (17 в.). Считал, что многие доктрины Лао-цзы воспитали в соотечественниках безынициативность. Осуждал учение Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4 - 3 вв. до н.э.) как способствовавшее укреплению авторитарной власти, "притеснению и обузданию народа". Мир в утопии Т.С. представал в образе некоего абстрактного "равного" (кит. пин дэн, санскр. сама - единство "тела Будды"), что подразумевало всеобщую взаимосвязь и взаимопроницаемость явлений, отсутствие их иерархичности и, как следствие космич. единства, всеобщее равенство. "Равное", по Т.С., "не рождается и не умирает", но одновременно "и рождается, и умирает", это всеобщий мировой закон и самая совершенная ступень мирового развития. Оно телесно (материально), но по мере совершенствования мира "может стать духовным". Более зримым и реальным воплощением "равного" является духовное "объединяющее" (тун [1]) начало, к-рое проявляется через еще более конкр. "гуманное" (жэнь [2]). Последний конф. термин Т.С. понимал как "единство я и не-я", "единство я с мировым телом". "Средством объединяющего", условием всеобщего единства служит единая субстанция - итай (эфир). Мировой прогресс представлялся Т.С. восхождением к "равному", тождеством духовности - вплоть до того, что "все живое, в т.ч. сама Земля, в конце концов расстанется со своей телесной оболочкой". В обл. политич. философии Т.С. представлял наиболее радикальное крыло кит. реформаторов. Переломный момент в формировании его мировоззрения совпал с поражением Китая в войне с Японией (1894 - 5). Вдохновляясь примером крестьянской войны тайпинов, Т.С. теоретически обосновывал моральное право на уничтожение тех, кто причиняет страдания народу. Он хотел видеть Китай технически оснащенным, свободным от устаревших конф. моральных норм, сдерживающих развитие личности, мечтал о торжестве принципа полного равенства. Политика реформ, по Т.С., должна начаться с преодоления культурной и экономич. изоляции Китая, с широкого заимствования науч. достижений Запада, технич. перевооружения и изменения схоластич. экзаменац. системы (кэ цзюй). Социально-политич. идеи Т.С. были во многом противоречивы, однако содержащийся в них общедемократич. потенциал оказал заметное воздействие на часть кит. революц. интеллигенции в первые десятилетия 20 в. *Избр. произв. прогрессивных кит. мыслителей нового времени. М., 1961; Т.С. цюаньцзи (Поли, собр. соч. Т.С.). Т. 1 - 2. Пекин, 1981; An Exposition of Benevolence: The "Jenhsfleh of Tan Ssu-tung (Tr. by Chan Sin-wai). Hong Kong, 1984; **Ян Чжэндянь. Т.С. Ухань, 1957; Ли Цзэхоу. Кан Ювэй, Т.С. сысян яньцзю (Анализ взглядов Кан Ювэя и Т.С.). Шанхай, 1958; Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае. М., 1980; Стабурова Е.Ю. Утопия Т.С. // Кит. социальные утопии. М., 1987; См. также лит-ру к ст. "Жэнь сюэ". Е.Ю. Стабурова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ТАНЬ СЫТУН

Тань Фушэн) (10 марта 1865, Пекин — 28 сентября 1898, там же) — китайский философ, поэт, один из лидеров реформаторского движения кон. 19 в. Организатор «Южного общества просвещения», руководитель Школы математики и естественных наук в г. Люян (1895), главный редактор газеты «Сянбао». Участвовал в подготовке реформаторами свержения дворцовой группировки противников реформ (1898). После провала заговора казнен.

Создал утопическую философскую систему, источниками которой послужили идеи конфуцианства, некоторые буддийские концепции (в частности, Хуаянь школы) и доктрины индийской философии, а также отдельные элементы западной общественной и естественно-научной мысли, взгляды первых китайских реформаторов (Вэй Юань, Гун Цзычжэнь), Как высший авторитет почитал Конфуция, но полагал, что его учение необходимо «преобразовать на современный лад». Высоко оценивал учение Чжуан-цм. Из неоконфуцианских (см. Нтконфуцианство) мыслителей выделял Ван Фучжи к Хуан Цзунси (17 в.). Считал, что многие доктрины Лао-цзы воспитали в соотечественниках безынициативность. Осуждал учение Сюнь-цзы как способствовавшее укреплению авторитарной власти, «притеснению и обузданию народа».

Мир в утопии Тань Сытуна представал в образе некоего абстрактного «равного» (кит. пин дэн, санкср. сама — единство «тела Будды»), что подразумевало всеобщую взаимосвязь и взаимопроницаемость явлений, отсутствие их иерархичности и, как следствие, космическое единство, всеобщее равенство. «Равное», по Тань Сытуну, «не рождается и не умирает», но одновременно «и рождается, и умирает», это всеобщий мировой закон и самая совершенная ступень мирового развития. Оно телесно (материально), но по мере совершенствования мира «может стать духовным». Более зримым и реальным воплощением «равного» является духовное «объединяющее» (тун) начало, которое проявляется через еще более конкретное «гуманное» (жэнь). Последний конфуцианский термин Тань Сытун понимал как «единство я и не-я», «единство я с мировым телом». «Средством объединяющего», условием всеобщего единства служит единая субстанция — итай (эфир). Мировой прогресс представлялся Тань Сытуну восхождением к «равному», тождеством духовности — вплоть до того, что «все живое, в т. ч. сама Земля, в конце концов расстанется со своей телесной оболочкой».

Переломный момент в мировоззрении Тань Сытуна совпал с поражением Китая в войне с Японией (1894—95). Вдохновляясь примером крестьянской войны тайпинов, Тань Сытун обосновывал моральное право на уничтожение тех, кто причиняет страдания народу. Он хотел видеть Китай технически оснащенным, свободным от устаревших конфуцианских моральных норм, мечтал о торжестве принципа полного равенства. Политика реформ, по Тань Сытуну, должна начаться с широкого заимствования научных достижений Запада, технического перевооружения и изменения схоластической экзаменационной системы (кэ цзюй). Социально-политические идеи Тань Сытуна были во многом противоречивы, однако содержащийся в них общедемократический потенциал оказал заметное воздействие на часть китайской революционной интеллигенции в первые десятилетия 20 в. Соч.: Тань Сытун цюаньцзи (Поли. собр. соч.), т. 1—2. Пекин, 1981; Избр. произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени. М., 1961; An Exposition of Benevolence: The «Jenhsuen of Tan Ssu-tung» (transi, by Chan Sin-wai). Hong Kong, 1984. Лит.: Тихвинский С. Л. Движение за реформы в Китае. М., 1980, Стабурова Е. Ю. Утопия Тань Сытуна.— В кн.: Китайские социальные утопии. М., 1987; Ян Чжэнвянь. Тань Сытун. Ухань, 1957; Ли Цзэхоу. Кан Ювэй, Тань Сытун сысян яньцзю (Анализ взглядов Кан Ювэя и Тань Сытуна). Шанхай, 1958.

Е. Ю. Стабурова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ТАНЬ СЫТУН — 0

Найдено научныех статей по теме ТАНЬ СЫТУН — 0

Найдено книг по теме ТАНЬ СЫТУН — 0

Найдено презентаций по теме ТАНЬ СЫТУН — 0

Найдено рефератов по теме ТАНЬ СЫТУН — 0