ТАИНСТВА

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ТАИНСТВА
Таинством называется священнодействие, в котором через какой нибудь внешний знак верующему незримо передается благодать Св. Духа. И если таинство совершается правильно, благодать нисходит.
В православии существует семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), евхаристия (причащение), венчание (бракосочетание), священство и елеосвящение (соборование).
Таинства нельзя смешивать с обрядами.

Источник: Православие. Основные понятия.

Таинства
в христианстве магические культовые обряды, совершение которых, по церковному вероучению, придает людям некую чудодейственную силу – «божественную благодать». Католическая и православная церковь признают 7 таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители). Лютеране признают крещение и причащение; англиканская церковь – крещение, причащение, церковный брак.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ТАИНСТВА
важнейшие обряды в христ-ве, во время совершения к-рых, по учению церкви, на верующих сходит особая божеств, благодать. Правосл. и католич. церкви признают 7 таинств - крещение, причащение, священство, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, утверждая, что они установлены самим Иисусом Христом. На самом же деле Т. вводились в христ. культ в течение длит, времени. Наиболее древн. являются, вероятно, крещение, причащение и священство. Остальные же относятся к 4 - 5 вв. Т. уходят своими корнями в первобыт. магич. действия и, по сути, остаются таковыми и в христ-ве, т. к. исходят из возможности непосредств. общения с богом и воздействия на него.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Таинства
(лат. sacramentum — таинство) — культовые действия в христианстве, определяемые церковью как «богоучрежденные» свящ. действия, в к-рых «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божья». Содержанию Т. придается догматический смысл. Православные и католики признают семь Т.: крещение, причащение, священство, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). Протестанты отрицают Т., кроме крещения и причащения, рассматриваемые как простые церк. обряды, не имеющие мистич. смысла. Исторической наукой убедительно доказано, что Т. не являются чисто христ. культовыми действиями, как утверждает духовенство. Их истоки лежат в верованиях наших далеких предков, в первобытной магии, с помощью к-рой древн. люди пытались вступать в общение со «сверхъестественными силами». В значительной степени были использованы при разработке ритуала Т. мистерии (тайные обряды) античных религий, в частности митраизма. Предписывая верующим обязательное участие в совершении Т., духовенство рассматривает их в качестве важного средства укрепления религ. людей, мистич. настроений, связи человека с церковью.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Таинство
Ритуал освящения чего‑либо, а также ритуал, в ходе которого проявляется действие чего‑либо священного – что‑то вроде организованного чуда. Если, например, считать брак таинством, то он становится священным и супруги не в силах его разорвать даже по обоюдному согласию – это будет расценено как святотатство. Развод служит доказательством обратного, вернее сказать, только признав, что брак не является таинством, можно допустить разводы. Ясное дело, Церковь никогда на это не пойдет. И это – лишний довод к тому, чтобы не позволять Церкви вмешиваться в наши любовные отношения.
Следует отметить, что рождение не считается таинством, а вот крещение – считается. Разумеется, это не означает, что принадлежность к Церкви делает индивидуума (даже в глазах верующих) существом более священным, чем все прочие. Это означает лишь, что в факте рождения нет ничего сверхъестественного. А ведь если задуматься, разве есть на свете что‑нибудь более волнующее, чем появление на свет нового человека? И что‑нибудь более безвкусное, «китчевое», чем обряд крещения? Жизнь драгоценнее всех таинств, вместе взятых, и совершенно в них не нуждается.

Источник: Философский словарь.

ТАИНСТВА
лат. sacramentum) - обрядовые действия в христианстве, в к-рых якобы «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божья». В православии и католицизме признается 7 Т. — крещение, причащение, священство, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). В большинстве протест, течений совершаются лишь крещение и причащение, к-рые рассматриваются просто как символич. обряды, не отличающиеся от всех др. По учению церкви, Т. установлены Иисусом Христом. В действительности же они вводились в христ. культ на протяжении длит. времени. Вначале крещение и причащение, затем священство и только в 4—5 вв. остальные. Истоки же Т. следует искать в древнейших верованиях, в магич. действиях наших далеких предков, к-рые были убеждены в возможности непссредств. общения со сверхъестеств. силами, воздействия на них. Т. по своей сути тоже исходят из такой возможности. При установлении Т. христианство заимствовало немало элементов я из мистерий вост. религий, Б части, митраизма. Большое значение церковь придает «правильному совершению Т., подразумевая при этом непременное участие в нем «законного» духовного лица и следование установленному порядку. Тем самым подчеркивается роль церкви в качестве «посредницы» между богом и людьми, без к-рой Т. считаются «недействительными». Это условие не признается протест, церквами, отвергающими идею посредничества церкви в общении человека с богом.

Источник: Атеистический словарь

ТАИНСТВА
(лат. sacramenta) - в христианстве - магич. культовые действия, к-рым церковь приписывает мистич. способность передавать верующим «божественную благодать». В них, по учению церковников, «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божия». Корни христ. Т. восходят к древним религ. магич. верованиям, по к-рым считалось возможным с помощью особых заклятий и манипуляций, совершаемых колдунами, шаманами или вождями, вступать в общение со «сверхъестеств. силами» и вынуждать их к содействию. В самой ранней христ. книге - «Откровении Иоанна» - еще нет упоминаний о Т. Как и др. обряды, Т. стали постепенно вводиться в культ христиан лишь с созданием и укреплением у них церк. орг-ции. При этом, вырабатывая ритуал Т. и учение о них, христ. церковники широко использовали как образец тайные обряды, мистерии вост. религий - митраизма, др. егип. религии и др. Первыми христ. Т. явились крещение и затем причащение. В III в. вошло в практику священство, а в дальнейшем, к IV - V вв., - покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). Система из этих семи Т. установлена окончательно католич. церковью только в XIII в. Православием она была принята еще несколько позже, и практика совершения Т. в нем отличается от католической. Протестантизм, выражая стремление буржуазии в годы Реформации к «дешевой церкви», упростил обрядность и отверг католич. и правосл. учения о Т. Реформаты, баптисты и нек-рые др. христ. сектанты сохранили только крещение и причащение, но и их стали рассматривать как простые символы. Лютеранство этим двум обрядам по-прежнему придает мистич. значение и видит в них Т. Англиканская церковь признает три Т.: крещение, причащение и брак. Учением о Т. церковники ставят себя в положение «посредника» между богом и людьми. Без них, как они утверждают, невозможно «и «спасение» человека, ни получение им «милости» («благодати») от бога. Оговорки, высказываемые в этом отношении частью протестантских богословов, меняют дело больше по видимости, чем по существу. Поэтому учение о Т. служит не только средством духовного одурманивания верующих, но и теоретич. обоснованием той полной зависимости верующих от духовенства, к-рой церковь добивается на протяжении всей своей истории. Понятие Т. имеется и в нек-рых др., нехрист. религиях.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ТАИНСТВО
по учению христианской Церкви, это священнодействие, в котором с помощью видимого знака — воды, хлеба или вина, мура — невидимым образом сообщается верующим благодать Божия. Корни таинства восходят к дохристианским мистериям. Таинства вводились постепенно, с созданием и укреплением христианской церковной организации. Первыми в христианской литературе упоминаются таинства крещения и причащения (I–II вв., Послания апостолов, Деяния апостолов). В XIII в. на Флорентийском соборе (1438–1445) Католическая, а также Православная церкви приняли семь таинств: 1) крещение (погружение новорожденного в воду у православных, обливание — у католиков, окропление — у протестантов), совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов; 2) миропомазание — освящение человека путем смазывания его ароматической смесью (миро); 3) причащение (евхаристия), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов (в Православной церкви и миряне, и духовенство причащаются хлебом и вином, в католической: духовенство — хлебом и вином, миряне, как правило, лишь хлебом); 4) исповедь (покаяние) — раскрытие верующим своих грехов священнику и получение прощения, «отпущения грехов», от имени Христа; 5) церковный брак (в Католической церкви не подлежит расторжению); 6) елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, исцеляет недуг, католицизм же рассматривает это таинство как благословение умирающему); 7) священство — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства). Таинство может совершать, как правило, лишь священнослужитель, выступающий, по учению Церкви, в роли посредника между Богом и людьми. Таким образом, церковное учение о таинстве как бы обосновывает необходимость существования служителей культа и Церкви. У протестантов в период Реформации учение о таинстве подверглось изменениям. Лютеране признают таинство крещения и причащения (Лютер первоначально признавал также таинство исповеди); англиканская церковь — крещение, причащение, церковный брак. Баптисты, реформаты сохранили обряды крещения, причащения, но рассматривают их не как таинство, а как символические акты. Энциклика папы Павла VI «Mysterium fidei» (1966) обязывает к более строгому исполнению таинств, особенно таинства причащения, но вместе с тем допускает некоторое послабление в отношении формы их совершения. В современном протестантизме также наблюдается тенденция к подчеркиванию значения таинств как средства укрепления веры. Источ.: Ранович А. Происхождение христианских таинств. М.; Л., 1931; Емелях Л. И. Происхождение христианских таинств. М., 1956; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991; Булгаков С. Н. Православие. М., 1994.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Таинство
(Sacrament)
Установленный или признаваемый Иисусом Христом религиозный обряд или ритуал. Крещение и Тайная вечеря занимали видное место в общении ранней Церкви (Деян 2:4142; 10:47; 20:7,11) наряду с проповедью (kirygma ) и учением (didache). Считалось, что Христос установил оба обряда, чтобы приобщить членов Церкви к Его смерти и воскресению, т.е. к Нему самому через Св. Духа (Мф 28:1920; Деян 2:38; Рим 6:35; 1 Кор 11:2327; Кол 2:1112). В учении Христа (Мк 10:38) и в сознании Церкви они неразделимы (1 Кор 10:15 и дал.). Они были зримым воплощением слов, провозглашенных в евангельской проповеди; именно так и следует понимать их значение.
Евангельское провозвестие  не просто рассказ о жизни, смерти, воскресении и вознесении Сына Божьего. Силой Св. Духа оно представило эти события таким образом, что через это провозвестие люди смогли приобщиться к самим событиям. Событие, совершившееся однажды и для всех, оставалось действенным для спасения (1Кор 1:21; 2 Кор 5:1819). Провозвестие делало людей причастными к тайнам Царства Божьего (Мф 13:123; Мк 4:11), а его проповедник был домостроителем этих тайн (1 Кор 4:1; Еф 3:89; Кол 1:25). Чудеса или знамения, сопутствовавшие провозвестию в ранней Церкви, явственно доказывали его живую силу.
Считалось поэтому, что такие неотъемлемые части евангельского благовестия, как крещение и Тайная вечеря, делают верующего причастным той же тайне (mysterion) Слова, ставшего плотью (1 Тим 3:16). Более того, верующиесами участвуют в таинственном общении Христа и Его Церкви (Еф 5:32).
Более позднее лат. слово sacramentum вытеснило греч. mysterion. Таинства стали называтьsacramenta. Слово sacramentum имелодвазначения:"нечто сакральное и отделенное от мира" и "военная присяга". Употребление этого слова по отношению к крещению и Тайной вечере вызывало в памяти эти обряды; считалось, что они не столько связывают людей посредством веры с Христом, сколько сами по себе сообщают благодать.
Позднее (вслед за Августином) таинство стали определять как "зримое слово" или "внешний и явственный знак внутренней и духовной благодати". При этом подчеркивалось сходство между формой таинства и скрытым даром. К двум главным Церковь добавила еще пять таинств: конфирмацию, покаяние, елеосвящение, рукоположение и брак. Но крещение и евхаристия оставались важнейшими, а в эпоху Реформации их считали единственными таинствами, крые установил сам Господь, а следовательно единственными истинными таинствами.
Поскольку в ВЗ Бог наряду со Словом являл зримые знаки своего присутствия, их тоже причисляли к таинствам. Н.з. крещению (Кол 2:1112)иевхаристии (1 Кор 5:7) в ВЗ соответствуют обрезание и Пасха.
R.S. Wallace (пер. А. К.) Библиография: Calvin, Institutes 4.14; R. Bruce. Sermons upon the Sacraments; T. F. Torrance, "Eschatologyand the Eucharist", in Intercommunion; G. Bornkamm, TDNT, IV, 826 ff.; O.C. Quick, The Christian Sacraments; J.I. Packer, ed., Eucliaristic Sacrifice.
См. также: Крещение; Крещение в сознательном возрасте; Крещение детей; Крещения, формы; Возрождение крещением; Exopereoperato; Вечеря Господня.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ТАИНСТВА
(лат. sacramentum) – в христианстве имеют значение сокровенного, непостижимого, неисследуемого. Вместе с тем Т. – это определенные обрядовые священнодействия, совершаемые в пределах церкви, в которых под видимыми знаками вещественного мира преподается невидимо определенный дар Святого Духа, благодать Божья. Существенным признаком христианского Т. является его божественное происхождение: Т. всегда совершается самим Богом. Другой признак Т. – соединение в нем видимого и невидимого, внешней формы и внутреннего содержания: знаково оформленные христианские обряды и священнодействия, разворачиваясь во времени, совершаются во имя Христово и силой Святого Духа. В Т. отражается символическая природа самой церкви. Она есть видимое в невидимом и невидимое в видимом. Божественным установлением Т. человек очищается от греха и становится способным к самоизменению и саморазвитию. Тем самым полагается предел беспредельному, хаотичному, экстатичному в социуме и в самом человеке. Поскольку в Т. подается и приемлется дар Святого Духа, сообщающий строй, меру, закон, иерархию ценностей благодатной жизни, постольку общение в Т. и взаимное признание Т. является одним из оснований церковного единства.
В православии и католицизме признаются семь Т.: крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), елеосвящение (соборование), священство, брак. Каждое Т. имеет особую силу и направленность. В совокупности они освящают человеческую жизнь и сообщают ей благодатную полноту.
Крещение – Т., в процессе которого «умирает» природный человек и рождается новый, евангельский человек, поэтому оно совершается как можно раньше. Крещение совершается через три погружения в воду «во имя Святой Троицы». С XIV–XV вв. католическая церковь изменяет традицию: вводит кропление и обливание водой. Изменяется и произносимая формула Т.
Новая жизнь, полученная в крещении, требует от человека постоянной духовной работы над собой. Силу для этого он получает в Т. миропомазания, которое обыкновенно совершается вместе с крещением. Существуют различия в совершении этого Т. в православии и католичестве. После крещения и миропомазания младенца три раза обносят вслед за священником вокруг купели, что символически означает: новый член церкви навсегда соединился с ней.
Покаяние иногда называют вторым крещением. Хотя в крещении уничтожается природный человек, однако склонность в нем к греху сохраняется и после крещения. В покаянии происходит своеобразная переоценка ценностей. Задача покаяния состоит в том, чтобы не только увидеть отвергаемое в прошлом, в содеянном, но и усмотреть его ростки в настоящем, в повседневных привычках, помыслах, эмоциональных реакциях. По мысли Григория Паламы , заповедь покаяния соответствует человеческой природе. Если человеческая природа – природа падшая, существующая страдательно, то покаяние есть путь исправления, механизм, с помощью которого осуществляется «выпрямление» человека. Самозамыкание, пребывание в себе, утрата способности к общению с другими означает удаление от Бога и собственное падение. Только в покаянии человек перестает считать себя центром мира, ибо в покаянии он любит других. Любовь к ближнему и к Богу создает вертикаль и горизонталь христианского креста. В Т. покаяния через исповедь перед духовником подается благодатное разрешение, благодатью Святого Духа грехи изглаживаются и человек примиряется с Богом.
Духовные силы для самосовершенствования человек получает в Т. причащения. Оно состоит в том, что хлеб и вино, подаваемые для причащения, невидимо перелагаются в Тело и Кровь Христову, приносимые в жертву. Евхаристия имеет значение бескровной жертвы, по силе равной жертве голгофской. Она приносится за всех живых и умерших. В совершении данного Т. между православными и католиками также существуют различия.
К Т. покаяния близко стоит Т. елеосвящения (или соборования), оно совершается над больными. В нем невидимой благодатью прощаются грехи, облегчаются и исцеляются болезни души и тела. В католичестве Т. совершается над умирающим, поэтому оно называется «последним помазанием».
Установлены еще два Т., которыми благословляется вступление на особый жизненный путь: Т. священства (совершается над человеком, который делается священнослужителем) и Т. брака, в котором благословляется союз мужчины и женщины для совместной христианской жизни, поскольку семья является «малой домашней церковью». Наряду с этими Т., церковь знает многие обряды, которые называются тайнодействиями: например, освящение воды, пострижение в монахи, в которых также призывается благодать Духа Святого.
Протестантская церковь считает, что Т. являются только символом союза человека с Христом, укрепляющими веру и напоминающими ему об этом союзе.

Источник: Краткий философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
1.09 мб

Святоотеческая герменевтика Таинства Евхаристии

Михайлов Петр Борисович
Читать PDF
2.72 мб

Материя и таинства

Копейкин К.В.
Читать PDF
109.14 кб

«Таинственное» и «Дифференциация» как категории интерпретации религии и науки в работах Н. Лумана

Аринин Евгений Игоревич
Статья посвящена ряду аспектов понимания феномена религии в контексте теории «аутопойетических» систем Никласа Лумана ( Niklas Luhmann ).
Читать PDF
422.93 кб

Принцесса Атех и ее таинственные зеркала

Гущин О. В.
Читать PDF
9.33 мб

Мифопоэтический и философский путь М. Волошина в таинственный мир художественного искусства

Заяц Сергей Михайлович
Творчество Максимилиана Волошина представляет для нас интерес в плане созидания уникального мифопоэтического лика, сформировавшегося в эпоху Серебряного века, когда русская культура переживала своеобразный философский, богословски
Читать PDF
981.33 кб

Таинство «Синаксиса» у Псевдо-Дионисия Ареопагита и у прп. Максима Исповедника

Петров Валерий Валентинович
В Ареопагистском корпусе (АК) истинной и первой причастностью Иисусу считается умное узревание и знание. Причастие через евхаристические хлеб и вино именуется причащением «как в образе» или «символическим».
Читать PDF
652.70 кб

Онтологическое таинство в просвете экзистенции

Левин Иван Николаевич
В статье рассматривается понимание Тайного в бытие человека посредством «погружения» в экзистенциальные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни. За основу взята идея «присутствия» Г.
Читать PDF
352.62 кб

Экзистенциальный опыт: таинство и проблема

Знаков Виктор Владимирович, Касавина Надежда Александровна, Синеокая Юлия Вадимовна
Исследовательский интерес к специфике экзистенции обусловлен общим процессом гуманизации знания.

Похожие термины:

  • ТАИНСТВА ЦЕРКОВНЫЕ

    в христианском сознании священнодействия, во время которых Бог невидимо («таинственным образом») присутствует в сообществе верующих (в церкви), воздействуя на них посредством ниспослания благода
  • РЕЛИГИИ ТАИНСТВ

    - См.: МИСТЕРИАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ
  • БРАКА ТАИНСТВО

    одно из семи таинств в католич. и правосл. церквах, к-рое совершается при заключении брака церк. Б. т. утвердилось в христианстве позднее др. таинств. Его ритуал сложился лишь в 16 в. По учению церкви, б