СЮНЬ ЮЭ

Найдено 1 определение
СЮНЬ ЮЭ
Сюнь Чжунъюй. 148, Инъинь обл. Инчуань (совр. Сюйчак пров. Хэнань), - 209. Философ, каноновед (см. Цзин сюэ), историк. Потомок конф. мыслителя 4 - 3 вв. до н.э. Сюнь Куана. Состоял на гос. службе. Осн. соч. - "Шэнь цзянь" ("Обращение к зеркалу") и написанный в подражание "Цзо чжуани" с использованием переработанного текста "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) историч. труд "Хань цзи" ("В память о дин. Хань"). Был сторонником идеи "естественного" (цзы жань) "взаимного реагирования Неба и человека" (см. Тянь), подчиняющихся одним и тем же природным законам, с к-рыми человек призван согласовывать свое поведение. Трактовал понятие "дух" (шэнь [1]) как не субстанциальное, а функциональное начало, присущее "(телесной) форме" (сим [2]): последняя есть "пневменное" (ци [1]) образование, тогда как наличие "духа" обусловливает чувства любви и ненависти, радости и гнева. Полагал, что в человеч. "природе" (син [1]) соединены доброе и злое начала, разделял мнение Лю Сяна (1 в. до н.э.) о том, что "природа" и "чувственность" человека не противостоят друг другу как добро злу. Предложил идею "трех категорий" (сань пинь)- качественных уровней - человеч. "природы", из к-рых верхний и нижний неизменны соответственно в преобладании добра и зла. Тем не менее и каждый из этих уровней имеет три градации. Качественный рост человека обусловлен "научением" (цзяо) и осуществлением юридич. закона (фа [1]), к-рые соотносятся как универсальные полярные силы: соответственно ян [1] и инь [1] (см. Инь ян), причем "доброта" формируется за счет "научения", а "зло" подавляется посредством закона. Оба средства в социально-политич. сфере призваны содействовать в первую очередь благосостоянию народа и т.о. обеспечивать должную направленность его воли. Идея С.К), о "трех категориях" человеч. природы получила развитие в учении Хань Юя (8 -нач. 9 в.). *Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи. Лян Хань бу (Избр. материалы по истории кит. философии. Разд. двух эпох Хань). Т. 2. Пекин, 1960; Chen Chi-упп. Hsun YQeh and the Mind of Late Han China. A Translation of the Shen-chen with Introd. and Annotation. Princ., 1980; **Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983. С. 128 - 30, 146. А.Г. Юркевич

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
6.34 мб

Педагогическое наследие Сюнь-цзы

Германович Анастасия Андреевна
Влияние конфуцианства на духовную, философскую культуру и педагогическую практику Китая, Кореи, Японии и Вьетнама сложно переоценить.
Читать PDF
608.98 кб

Кант и Сюнь-цзы о злой природе человека

Крыштоп Людмила Эдуардовна
Читать PDF
105.66 кб

Гуманность- жэнь в философской системе Сюнь-цзы

Титов Алексей Леонидович
Данное исследование дает представление о роли и месте жэнь одной из важнейших категорий китайской философии в учении Сюнь-цзы.
Читать PDF
343.52 кб

Критика Сюнь-цзы в адрес Мо-цзы: опыт логического анализа аргументации

Руденко Николай Владимирович
Статья приводит анализ критики древнекитайским философом Сюнь-цзы (IV-III вв. до н.э.) философа Мо-цзы (V нач. IV в. до н.э.), представленной в трактате Сюнь-цзы.

Похожие термины:

  • СЮНЬ ЦЗЫ

    род. ок. 313 - ум. ок. 238 до Р. X.) - один из наиболее влиятельных кит. мыслителей, предпринявший удачную попытку систематизировать учение Конфуция. В противоположность Мэн-цзы учил, что человек зол от при
  • СЮНЬ ЦАНЬ

    Сюнь Фэн-цянь. 209, Инъинь обл. Инчуань (совр. Сюйчан пров. Хэнань), - 238. Представитель филос. направления сюань сюэ. Сведения о жизни и взглядах содержатся, в частности, в "Сань го чжи" ("Троецарствие", 3 - 1
  • ЦЗЯО СЮНЬ

    Цзяо Литан. 1763, Ганьцюань (совр. г. Янчжоу пров. Цзянсу), - 1820. Каноновед (см. Цзин сюэ), математик, философ-ицзинист, теоретик кит. оперы и драмы. После сдачи экзаменов провинц. уровня служил инспектором
  • СЮНЬ КУАН

    Сюнь-цзы, Сюнь Цин, Сунь Цин. Ок. 313 до н.э., царство Чжао (южн. часть совр. пров. Шаньси),- ок. 238 до н.э., Ланьлин (совр. пров. Шаньдун). Крупнейший философ и просветитель древнего Китая, принадлежал к конф.
  • Сюньхуацао

    В фольклоре китайцев чудесная трава-однодневка, которая утром зеленеет, а вечером гибнет.