СЮЙ НУНЦИН

Найдено 1 определение
СЮЙ НУНЦИН
20.1.1888, Гуанчжоу, - 14.3.1969, там же. Педагог и философ. В миссионерской школе сблизился с участниками антиманьчж. борьбы Сун Цзяожэнем и Хуан Сином. Получил образование в Японии (1905-11). В 1911 возвратился в Китай, участвовал в антимонархич. Синьхайской революции, вступил в возглавляемое Сунь Ятсеном об-во Тунмэнхуэй. В 1912-18 продолжил учебу в Японии, закончил 7-ю высшую школу и ф-т лит-ры Токийского импер. ун-та. В Японии познакомился с неокантианской философией, социологией О. Конта и педагогич. концепциями И.Ф. Гербарта, в 1918 - 20 занимался науч. работой. В 1920 вернулся в Китай, встречался с Сунь Ятсеном, в Гуанчжоу сблизился с гоминьдановцами Чжу Чжисинем и Ляо Чжункаем, был нач-ком городского управления просвещения. В 1922 принимал участие в переговорах представителя партии Гоминьдан Ляо Чжункая с руководителем сов. дипломатич. миссии А.А. Иоффе. В 1923 по рекомендации Ляо Чжункая вступил в Гоминьдан, стал главой временного ЦИК этой партии, принимал активное участие в ее реорганизации, в подготовке I съезда Гоминьдана и написании раздела о вопросах образования "Манифеста I съезда Гоминьдана". Вместе с Чэнь Дусю руководил работой Гуандунского комитета просвещения. В пер. Войны сопротивления Японии (1937 - 45) был гл. ред. жури. "Синь цзяньшэ". Ректор Ун-та Сунь Ятсена (1931 - 2, 1940 - 1, 1951 - 69). После образования КНР в 1949 был депутатом ВСНП, НПКСК, зам. губернатора пров. Гуандун. С.Ч. выступал за единство образовательных и исследовательских функций ун-тов, образовательного процесса и практики. С.Ч. первым познакомил китайцев с теорией относительности А. Эйнштейна, с позиций диалектич. материализма подверг критике прагматизм и социологии, взгляды Дж. Дьюи, концепции П.Ж. Прудона, И.Г. Песталоцци, Цай Юаньпэя относительно содержания и методов осуществления программ просвещения. *Чанъе гэмин юй синь цзяоюй (Промышленная революция и новое просвещение) // Сюээ. 1921. Т. 3. №3; "Сюэшу чжунгохуа" юй вэйу бяньчжэнфа ГКитаизация науки" и материалистич. диалектика) // Синь цзяньшэ. 1939. Т. 1. №2; Миньцзу цзыю юй вэньхуа цзяньшэ (Свобода нации и культурное строительство) // Там же. 1940. Т. 1. №5; Дувэй шэхуэй гайцзао сысян пипань (Критика идей преобразования об-ва Дж. Дьюи) // Там же. 1942. Т. 3. №4; Жэньлэй дэ шицзянь юй цзяоюй дэ юл а и (Человеч. практика и истоки просвещения) // Цзяоюй яньцзю. 1948. №10; Цзэнъян цзецзюэ жэньминь цзяоюй фачжань гочэн чжун дэ нэйбу маодунь (Как решить внутр. противоречия в процессе развития нар. образования) // Лилунь юй шицзянь. 1959. №8; С.Ч. цзяоюй лунь вэньцзи (С.Ч. о просвещении. Собр. соч.). Б.м., 1981. А.В. Виноградов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь