СЮЙ ФУГУАНЬ

Найдено 1 определение
СЮЙ ФУГУАНЬ
1903, Сишуй пров. Хубэй,- 1982, Сянган. Историк кит. филос. и общественно-политич. мысли, представитель постконфуцианства. В 1920 поступил в педагогич. ин-т в Учане. В 1926 присоединился к 7-й Народно-революц. армии, участвовавшей в Сев. походе (см. Чан Кайши). В 1928 - 31 жил в Японии, изучал экономику, затем прошел курс военного училища. Вернувшись на родину в 1931, служил в гоминьдановских войсках, был командиром полка, командовал округом. После ухода в 1947 в отставку возглавил в Нанкине ежемесячник "Сюэ юань" ("Истоки учения"). После эвакуации с материка в мае 1949 создал в Сянгане (Гонконге) журн. "Миньчжу пинлунь" ("Демократии. обозрение"), выходивший до августа 1966. В журн., пропагандировавшем возрождение кит. культуры и "нац. самоидентичности", печатались многие представители постконфуцианства. В 50-е гг. преподавал в Сельскохозяйств. академии в Тайчжуне (Тайвань), был проф. и деканом ф-та кит. яз. Ун-та Дунхай. После выхода на пенсию в 1969 преподавал в Кит. ун-те и Ин-те Новой Азии (Сянган). С.Ф. не пытался построить собств. культурно-филос. систему, поставив своей целью совр. прочтение кит. традиц. культуры. Значительное внимание С.Ф. к критич. осмыслению традиции авторитарной политич. власти императора дает основания охарактеризовать его как представителя либерального крыла в постконфуцианстве. Сам С.Ф. определял свою позицию как "гуманитарный либерализм" (жэньвэньчжуи дэ цзыючжи). Он полемизировал с Цянь My, представлявшим традиц. имперскую систему как своего рода просвещенный абсолютизм, неотъемлемый от историч. достижений Китая в сфере культуры. Вместе с тем С.Ф. подчеркнуто отмежевывался от либерального "движения 4 мая" (см. "Движение за новую культуру"), распространявшего критику монархии на конф. традицию в целом. Особый интерес С.Ф. проявлял к исследованию кит. мысли доциньского пер. (до 221 до н.э.) и эпохи Хань (3 в. до н.э.- 3 в. н.э.). Как и др. постконфуцианцы, усматривал выражение конф. "протодемократич." идеалов в доциньских и неоконф. учениях о природе человека (см. Син [1]). Считал, что идущая от Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 - 3 вв. до н.э.) демократич. ориентация конф. мысли была извращена давлением политич. власти, призывал к восстановлению "изнач. демократич. духа" кит. культуры. Подобно Тан Цзюньи, С.Ф. усматривал возможность идеальной мировоззренческой опоры в "горестно-страдающем сознании", понимаемом как специфич. особенность традиц. кит. менталитета, коренящаяся в чувстве ответственности и корреспондирующая с психологич. состоянием "преодоления трудностей". В 1958 совместно с Тан Цзюньи, Моу Цзунсанем и Чжан Цзюньмаем опубликовал "Манифест кит. культуры людям мира", выражающий постконф. позицию относительно взаимодействия кит. и мировой культур. Осн. соч. С.Ф.- "Лян Хань сысян ши" ("История мысли эпохи двух Хань", т. 1 - 3), дополнение к ней - "Чжунго цзин сюэ ши дэ цзичу" ("Основы истории изучения канонов в Китае"), "Чжунго сысян ши луньцзи" ("Сб. статей по истории кит. мысли"), изд. на Тайване. "Сяншань сюэхэн (Ученость [Лу1 Сяншаня). Сянган, 1955; Сюэшу юй чжэнчжи чжи цзянь (Между ученостью и политикой). Тайчжун, 1957; Чжунго сысянши луньцзи (Сб. статей по истории кит. мысли). Тайчжун, 1959; Чжунго ишу цзин-шэнь (Дух кит. искусства). Тайчжун, 1966; С.Ф. луньвэнь лу (Сб. статей С.Ф.). Т. 1 - 4. Тайбэй, 1971; Чжоу Цинь Хань чжэнчжи шэхуэй цзегоу чжи яньцзю (Исслед. политич. и социальных структур дин. Чжоу, Цинь и Хань). Сянган, 1972; Лян Хань сысян ши (История мысли двух эпох Хань). Сянган, 1975; Чжунго жэньсин лунь ши (История кит. учений о природе человека). Сянь Цинь пянь (Разд. "Доциньский пер."). Тайбэй, 1987; **Чжэнь Цзядун. Сяндай синь жу сюэ гайлунь (Очерк совр. конфуцианства). Наньнин, 1990; Вэй Чжэнтун. И чуаньтунчжуи вэй дао, и цзыючжуи лунь чжэн (Традиционалистски защищая учение, либералистски рассуждая о политике) // Чжунго луньтан. Тайбэй, 10.10.1986. А. В. Ломанов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь