СЮАНЬ

Найдено 1 определение
СЮАНЬ
Сокровенное" ("скрытое", "таинственное", "мистич.", "непостижимое", "мрак", "тьма", "иссиня-черное"). Понятие кит. (прежде всего даос.) философии и культуры. В "Дао дэ цзине" ( § 1 и др.) употребляется как метафора непостижимого дао, а бином "С. тун" ("сокровенное единение", § 56) означает сферу "сокровенности" - область онтологич. тайны мира; проникновение в нее связано с выходом из сферы ощущений и представлений и соединением с непостижимым, чувственно не воспринимаемым светом ("сиянием" - гуан) "сокровенного". Устойчивыми понятиями кит. культуры являются словосочетания из "Дао дэ цзина": С. мяо ("сокровенная утонченность") - сфера глубинных, "утонченнейших" (мяо) процессов и функций, впоследствии связанная с понятиями "пустотности" (сюй) и "отсутствия/небытия" (у [1], см. Ю - у); С. пинь ("сокровенная самка") - метафора дао как начала, порождающего все сущее, и др. Специальным объектом рефлексии понятие С. стало у Ян Сюна (1 в. до н.э. - 1 в.). Он объявил С. источником мира вещей, присутствующим в вещах, но не имеющим чувственно воспринимаемой "формы" (син [2]) и продуцирующим "пневму" - ци [1]. У Гэ Хуна (кон. 3 - 4 в.) "Сокровенное единое" (С. и), или "Сокровенное одно", - обозначение непостижимой целостности дао; в последующей даос, традиции понятие "С.и" трактовалось как метод совершенствования, тождественный "хранению Единого" (шоу и)- медитативному сосредоточению на "духовной" (шэнь [1]) сути собств. духовно-телесной целостности и единства с дао. Понятие С. сюэ ("учение о сокровенном") обозначило фил ос. направление 3 - 4 вв., выделившее онтологич. проблематику из космологич., а в 20-е гг. 20 в. то же сочетание иероглифов стало номинацией тра-диц. кит. системы мышления - "метафизики" (сюаньсюэ), противопоставленной "науке" (кэсюэ) как зап. строю интеллектуальной практики (см. Дискуссия о науке и метафизике). Термин "сань С." ("три сокровенных", или "три [книги] о сокровенном") означал три текста - "Дао дэ цзин", "Чжуан-цзы" и "Чжоу и",- толкования к-рых служили гл. основой построений С. сюэ. **Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М., 1992. С. 142 - 3 и др.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
163.26 кб

Философское наследие Сюань-цзана

Ленков Павел Дмитриевич
Философские взгляды Сюань-цзана можно реконструировать, изучая результаты его переводческой деятельности и систему обучения в основанной им школе Фасян.
Читать PDF
163.22 кб

«Тай сюань цзин» и двенадцать гексаграмм сяо си

Чибисов Тимофей Павлович
Статья предваряет исследование символов «И цзина» («Канона Перемен») и «Тай сюань цзина» («Канона Великой тайны» или «Канона Великого сокровенного»), а также связанных с ними календарных построений.

Похожие термины:

  • ЧЖЭН СЮАНЬ

    Чжэн Канчэн. 127, Гаоми окр. Бэйхай (совр. пров. Шань-дун), - 200. Каноновед. Прозван Чжэном-вторым (хоу Чжэн) в отличие от Чжэнов-первых (сянь Чжэн) - Чжэн Сина и Чжэн Чжуна (1 в.). Учился в имп. Высшей школе (Та
  • ФУ СЮАНЬ

    Фу Сю. 217, Ниян обл. Бэйди (юго-запад совр. уезда Яосянь пров. Шэньси), - 278. Философ конф. толка. Состоял на гос. службе при дин. Вэй и сменившей ее в 265 дин. Цзинь. Осн. соч. большей частью утеряны, дошедший
  • ЛЮ СЮАНЬ

    Лю Гуанбо. 2-я пол. 6 в., Цзинчэн (в совр. уезде Сяньсянь пров. Хэбэй), - 1-я пол. 7 в. Каноновед. Упоминается в соч. Ма Гоханя "Юйхань-шань фан цзи и шу" (18 в.). Потомок Лю Сяньчжи в третьем поколении. Учился в с
  • Сюань-у

    в древнекитайской мифологии бог – покровитель Севера. Изображался в виде черепахи, обвитой змеей. Так как Север в представлениях о пяти стихиях был связан с водой, то Сюань-у стал считаться и божес
  • СЮАНЬ ВЭНЬЦЗЮНЬ

    Сун Шичжуань. 283. Женщина-каноновед (см. Цзин сюэ) из гос-ва Ранняя Цинь. Происходила из семьи, где по наследству передавалось знание "учения чжоуских чиновников" (т.е. учение "Чжоу ли"). По преданию, пра
  • СЮАНЬ СЮЭ

    букв. – учение о сокровенном, таинственном) – идеалистич. направление в истории кит. философии 3–4 вв. н.э. Иногда термин "С." переводят как неодаосизм. Наиболее известные представители этого филос.