СВОБОДА НРАВСТВЕННАЯ

Найдено 1 определение
СВОБОДА НРАВСТВЕННАЯ
категория этики, охватывающая проблемы возможности и способности человека быть самостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в моральной деятельности свою собственную, подлинно человеческую сущность. В различных идеалистических теориях С. н. считается присущей человеку как таковому: данная ему природой или богом свобода воли. Это якобы изначальное свойство человека является предпосылкой его моральности: лишь благодаря свободе человек может быть моральным существом, ответственным за свои поступки. Такое формальное, ни на чем не основанное допущение свободы неминуемо приводило к предельно абстрактному ее толкованию. В буржуазной этике С. н. понимается как свобода от внешней (природной и социальной) зависимости, как возможность совершать поступки, сообразуясь только с собственными намерениями и решениями, независимо от к.-л. заранее определенных целей, в конечном итоге как простой произвол. Марксистская этика, напротив, рассматривает человеческую свободу конкретно-исторически, как состояние человека, достигаемое лишь в определенных условиях, как результат его социального и духовного развития, «Pie в воображаемой независимости от законов пряроды заключается свобода, - пишет ф. Энгельс, - а в познании - этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы - и действовать для определенных целей» (т. 20, с. 116). Из этого общефилософского определения свободы вытекает и понимание С. н. Объективной ее предпосылкой является преодоление противоречия между человеком и обществом, в результате чего моральные требования перестают противостоять личности как нечто чуждое, противоречащее ее собственным человеческим потребностям. Уже в социалистическом об-ве на основе принципиального единства общественных и личных интересов создаются объективные условия для того, чтобы личность выполняла свой моральный долг не вопреки своим человеческим интересам, а и имея в виду общие для всех людей потребности, в конечном итоге и свои собственные. Чем болеет полным и всесторонним становится единство личных и общественных интересов в процессе строительств ва коммунистического об-ва, тем большей мере личность оказывается способной свободно осуществлять свою нравственную деятели ность. Субъективной стороной С. является развитие личной сознательности человека. Благодаря ей человек становится способным самостоятельно, без внешнего принуждения, повинуясь собственном чувству долга и на основе личного усмотрения, совершать такие поступки, к-рые наиболее целесообразны для об-ва. В этом случае внешняя нравственная необходимость превращается во внутреннюю, субъективную необходимость, подчинение нравственному предписанию - в добровольное следование голосу личной совести, простое выполнение общественных правил - в творческое осуществление моральных принципов на основе личного решения. Однако и такая С. н. еще не является полной, поскольку она не исключает самопринуждения. Состояние полной нравственной свободы наступает тогда, когда осознанная необходимость перерастает в личную нравственную склонность, становится внутренней потребностью человека, для к-рого интересы об-ва неотделимы от его собственных. Применительно к отдельному лицу это состояние достигается в процессе всестороннего воспитания и самовоспитания личности. А как типичное социальное явление, характеризующее деятельность широких народных масс, оно складывается в процессе утверждения коммунистических общественных отношений.

Источник: Словарь по этике

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
161.76 кб

Кант и нравственная свобода

Разин A. B.
In the article there are intentions to represent possibilities of Kant's autonomous mode of the underpinning of the moral, the influence of his theory on subsequent search of moral thought (Rawls, Apel, Habermas ets.).
Читать PDF
688.66 кб

ЭКОНОМИКА: НРАВСТВЕННОСТЬ И СВОБОДА

Клисторин В.И.
Статья подготовлена в связи с 250-летием публикации книги А. Смита «Теория нравственных чувств». Выделены некоторые высказывания А. Смита о природе нравственности в обществе, актуальные применительно к современной России.
Читать PDF
176.68 кб

Г. В. Лейбниц о нравственной свободе человека

Торубарова Т. В., Меркулова Н. А.
Статья посвящена экспликации проблемы свободы в метафизике Лейбница.
Читать PDF
419.33 кб

Происхождение морали: свобода воли и нравственность

Разин Александр Владимирович
В статье рассматривается специфика образования общих моральных понятий. Отмечается, что в этом процессе участвует сознание, подсознание и интуиция.
Читать PDF
459.38 кб

Современный капитализм: свобода против нравственности

Дашичев Вячеслав Иванович
Одной из самых тревожных и разрушительных тенденций современного капиталистического мира выступает резкое падение духовно-нравственных основ в развития отдельных стран и международного сообщества в целом.
Читать PDF
198.00 кб

Проблема нравственной свободы в наследии Н. П. Огарёва

Забелина Наталья Николаевна
В статье рассматриваются взгляды Н.П. Огарева на проблемы нравственной свободы. Подчеркивается несомненная актуальность изучения данной проблематики в интерпретации Н.П.
Читать PDF
184.04 кб

Нравственные основания свободы в романе Е. И. Замятина «Мы».

Мальцева С. Г.
В статье на примере известного литературного произведения романа Е. И. Замятина "Мы" рассматривается одно из проблемных полей этики интерпретация категории "свобода".
Читать PDF
178.20 кб

Нравственность и свобода воли (Кант - Шопенгауэр - Фейербах)

Прокофьев Андрей Вячеславович
Читать PDF
143.89 кб

2005. 03. 015-021. Нравственность и свобода. (сводный реферат)

Летов О. В.
Читать PDF
55.59 кб

Свобода, духовность и нравственность в русской религиозной философии

Суханова Н. А.
Читать PDF
495.14 кб

Аксиология правовой и нравственной свободы в философии Б. Н. Чичерина

Днепровская Инесса Викторовна
В статье рассматривается ценностная проблематика философии права Б.Н. Чичерина.
Читать PDF
157.04 кб

Религиозно-нравственная проблема свободы личности в творчестве Достоевского

Сухарев Юрий Александрович
Читать PDF
538.21 кб

Модель нравственно-эстетического воспитания граждан в условиях лишения свободы

Зауторова Эльвира Викторовна
В статье представлена модель процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных, находящихся в местах лишения свободы.
Читать PDF
8.79 мб

Нравственное измерение свободы и права в контексте парадигмы человекоцентризма

Артемов Вячеслав Михайлович
Читать PDF
1.59 мб

Тема свободы в контексте нравственной философии Н. Ф. Фёдорова и В. С. Соловьёва

Запека Оксана Анатольевна
В религиозно-философских построениях Н. Ф. Фёдорова все понятия, все «составляющие» рассматриваются с точки зрения «проекта общего дела» (всеобщего воскрешения).