Связное множествоСвязь водородная

Связь

Найдено 9 определений термина Связь

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Связь

философская категория, отражающая взаимозависимость, взаимообусловленность материальных явлений действительного мира, разделенных в пространстве и (или) во времени.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Связь

/D/ Beziehung /Е/ Connecttion /F/ Connexion /Esp/Coexion

Термин для отражения свойства зависимости, взаимообусловленности присущего всем явлениям бытия. Они проявляются в таких отношениях, при которых наличие или отсутствие изменений в одних системах является условием наличия или отсутствия в других. Для первичной характеристики связей выделяют основания связи и условия связи. Основание связи - общее свойство, признак, отношение, делающее возможной связь.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия, практическое руководство

Связи

1) (в физике) ограничения, налагаемые на положения и скорости точек механической системы, которые должны выполняться при любых действующих на систему силах; 2) (в химии) связи, возникающие в результате того, что электроны, принадлежавшие двум разным атомам (группам), становятся общими для обоих атомов (групп). Результатом химической связи являются молекулы, кристаллы, жидкости. Атомы вступают в химическую связь, если при этом уменьшается полная энергия системы, из-за так называемого обменного взаимодействия. Природа сил, определяющих химическую связь, является кулоновской, но не электростатической, а квантово-механической.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Связь

1) передача и прием информации с помощью различных технических средств (радио, телевидение, телефон, телеграф и т. д.); 2) (в философии) взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и времени. Связь классифицируется: по объектам познания, по формам причинности (детерминизма), по их силе, по характеру результата (порождение, преобразование), по направлению действия, по типу процессов, которые они характеризуют, по содержанию предмета связи (перенос вещества, энергии, информации); 3) (в психологии) воспринимаемые целостно органами чувств раздражения, образование всеохватывающего целостного сознания, пограничных событий, членений, группировок и т. д., всего, что определяется объективными свойствами данных нам явлений. Мерилом этого является «расположенность друг подле друга», т. е. естественная и в то же время разумная принадлежность друг другу, из которой вытекает возникновение познаваемых образов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

СВЯЗЬ

в психологии тот факт, что раздражения, воспринимаемые органами чувств, образуют основу восприятий, в которых между частями воспринимаемого существует связь, благодаря чему получается некое целостное образование, а не отдельные восприятия, лежащие рядом друг с другом. Старая психология считала, что эта связь устанавливается сознанием, материалом которому служат ощущения; но при этом она говорит не о связи, а об объединении (см. Когерентность). Напротив, гештальтистская теория связи твердо установила, что не Я судит об образовании всеохватывающего целостного сознания, пограничных событиях, членении, группировках и т. д., что все это определяется объективными свойствами данных нам явлений. Мерилом при этом является "расположенность друг подле друга", т.е. естественная и одновременно разумная принадлежность друг другу, из которой вытекает возникновение познаваемых (в своем значении) образов. В остальном связь подчиняется правилу прегнантности (см. Прегнантности правило).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

СВЯЗЬ

взаимообусловленность существования явле­ний, разделенных в пространстве и (или) во времени. Понятие С.- одно из важнейших науч. понятий: с вы­явления устойчивых, необходимых С. начинается человеч. познание, а в основании науки лежит анализ С. причины и следствия - универсальной С. явлений действительности, наличие к-рой делает возможными законы науки.

В истории познания принцип всеобщей взаимной С. предметов и явлений выступал как один из осн. прин­ципов диалектики. Однако вплоть до 20 в. главным предметом обсуждения был именно принцип всеобщей взаимосвязи, а не понятие С. само но себе, не его логич. структура. Наука оперировала сравнительно уз­ким набором типов С.: внутренние и внешние, необхо­димые и случайные, существенные и несущественные. Важный шаг в развитии представлений о С. был сде­лан в 19 в., когда на основе критики механицизма была выявлена специфика С., присущих различным формам движения материи (напр., химич. и биологич. С.), их несводимость к С. механич. движения. В филос.-мето­дологич. плане эта проблема была сформулирована в нем. классич. философии, а ее обстоят. анализ с по­зиций материалистич. диалектики дали Ф. Энгельс и В. И. Ленин.

Развитие науки в 20 в. сопровождается постоянным расширением типологии С., становящихся предметом изучения. Многообразие совр. представлений о С. находит отражение в множестве их классификаций. С филос.-методологич. т. зр. определяющее значение имеет классификация С. по формам движения материи. Важным является различение С. но формам детерми­низма: если классич. наука оперировала преим. одно­значно-детерминистскими, жесткими С., то в ряде областей совр. познания изучение статистич. совокуп­ностей опирается на вероятностные и корреляционные С. Различают также С. но их силе (жесткие, когда дан­ное явление строго связано с нек-рым другим, как, напр., органы тела, и корпускулярные, когда С. между явлениями из нек-рой совокупности устанавливается статистически, как, напр., С. особей в нек-рой популя­ции); но характеру результата, к-рый дает С. (С. порож­дения, когда одпо явление выступает как непосредств. причина другого, С. преобразования и т. д.); по направ­лению действия (прямые и обратные С.); по типу про­цессов, к-рые определяет данная С. (С. функциониро­вания, С. развития, С. управления); но субстрату, или содержанию, к-рое является предметом С. (С., обеспе­чивающие перенос вещества, энергии или информации),и т. д.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

СВЯЗЬ

отношения между объектами, проявляющиеся в том, что состояния или свойства любого из них меняются при изменении состояния и свойств других. Наличие любой связи налагает ограничения на возможные изменения объекта и противопоставляется понятиям независимости и свободы. Отсутствие связи между объектами означает их взаимную независимость.

Характер и разнообразие связей, существующих между компонентами системы, определяет степень сложности данной системы. При этом свойства системы не обладают свойством дистрибутивности по отношению к свойствам входящих в нее составляющих, что требует специфического, системного подхода при анализе свойств соединения объектов со связями. Понятие связи между двумя объектами не обладает также свойством коммутативности, между двумя объектами может существовать односторонняя связь: из того, что А связано с В, не следует, что В связано с А.

Задача науки может быть сформулирована как выявление сущностных общих и устойчивых связей между различными объектами. В науке Нового времени связи между природными объектами стремились выразить в виде математической зависимости. При помощи понятия связи можно определять противоречия в науке. Напр., отнесение к реальному объекту не связанных между собой модельных знаний может порождать подобные парадоксы. Имеет место корреляция между характером связи, допускаемым в научном дискурсе и применяемым в математическом аппарате. Напр., жесткий детерминизм, определявший связи между явлениями, описывался при помощи дифференциальных уравнений начиная с 17 в. Он был дополнен вероятностными распределениями при статистических зависимостях систем из многих частиц во 2-й пол. 19 в. Идеи целостности, холизма, присутствующие в современной научной картине мира, могут интерпретироваться как констатация наличия общих нерасчленяемых связей между всеми природными объектами, это выдвигает новые требования как к формализации задачи и математическому аппарату, так и к типу научного дискурса. Особый акцент делается на динамическом и реляционном характере природных связей. Понятие связи является базовым для всяких рассуждений, основанных на выводе, следующем из посылки. В логике проблема определения логического следования, т. е. связи между высказываниями, является одной из основных. Примеры связей между формулами дают любые логические отношения, кроме отношения независимости. По типу связи, используемой при выводе, т. е. по типу импликации, рассматриваются и классифицируются и различные типы логик.

Т. Б. Романовская

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

СВЯЗЬ

специфированное отношение, при к-ром наличие (отсутствие) или изменение одних объектов есть условие наличия (отсутствия) или изменения др. объектов. Имеет смысл различать понятия: "С.", "основание С.", "условия С.". Основание С. – это к.-л. общее свойство, признак, отношение, делающие возможной С. Напр., в силовой (см. Сила) С. космич. объектов основанием С. являются их гравитац. свойства; в С. химич. элементов – заряд ядра атома и т.п. Наличие основания С. необходимо, но недостаточно для наличия самой С. Нужны определ. условия, при к-рых С. реализуется. Эти условия для каждой предметной области специфичны. На основании указ. выше разделения целесообразно ввести понятие о л и н и я х С. Объекты, имеющие общее основание С., образуют общую линию С. Напр., А, связанное с В по основанию а, образует линию С. по основанию а, но по др. основаниям оно может быть и не связано с В. Вообще говоря, из того, что А связано с В, а В связано с С. не обязательно следует, что А связано с С. Транзитивность С. зависит от выбора основания С. для В и С и Л и В. В сложных динамич. системах с группами нетождественных элементов действуют различные линии С., в том числе и нетранзитивные, вследствие чего изменение параметров отдельных элементов носит локальный характер и не влияет на режим функционирования системы в целом. Т.о., всеобщая С. явлений имеет более сложную структуру, чем та, к-рая обычно характеризуется утверждением: "каждый элемент материи во всех отношениях связан со всеми остальными элементами". Поэтому в целях познания С. объектов нередко используется прием отвлечения от С. Исследование искусственно изолиров. объектов приводит к выявлению набора новых свойств, среди к-рых могут быть свойства, обусловливающие их С. по к.-л. др. основанию. Так устанавливается новая линия С. Рассмотрение С. в отношении к разнообразию обнаруживает неоднозначную функцию С. В одних предметных областях установление новых линий С. увеличивает разнообразие (напр., количество информации), в других – ограничивает. Напр., наложение связей на механич. систему уменьшает число степеней свободы элементов системы и т.д. В учении о С. важное значение имеет исследование различных форм С. и установление нек-рых общих их характеристик сначала на содержат. уровне, что представляет собой начальный этап теоретич. исследования С., затем на уровне формальнологическом. Эти исследования необходимы для обобщения и унификации знаний. См. также статьи Кибернетика, Логические машины, Теория информации. И. Ляхов. Москва. С т. зр. логики и семиотики установление С., как и разделений, является одной из осн. операций нашего ума (причем для разделений, как и для С., следует различать много видов и способов, и всякий разговор о разделениях относится к к.-л. из этих видов или способов). Если между предметом А и предметом В установлена нек-рая С., то говорят, что А связано с В (это отношение не обязательно симметрично); если А не может быть связано с В, говорят, что А является п о с т о р о н н и м по отношению к В относительно нек-рого вида С. или способа их установления или прослеживания. Последняя оговорка всегда должна подразумеваться. Если А является посторонним по отношению к В относительно нек-рого вида или способа установления или прослеживания С., то само это обстоятельство можно считать основанием к установлению С. между А и В – конечно, С. нового вида, состоящей как раз в том, что С. прежних видов между А и В не было. Можно по произволу устанавливать С. между любыми двумя объектами, существующими или нет. Можно также по произволу, принимая новый способ установления (но не прослеживания) С., назначать разделения, т.е. запрещения установления нек-рых С. между объектами. Т.о., возникают случаи, когда объекты оказываются посторонними по отношению к др. объектам. Но произвол, о к-ром идет речь, означает лишь, что установление С. не имеет смысла, т.е. семантически ничего не обозначает. Однако этот произвол не исключает того, что С. устанавливаются для нек-рой цели или в связи с нек-рым желанием и т.п. Если установление С. подчиняется нек-рой цели (как это постоянно бывает в науке), то упомянутый произвол этим существенно ограничивается. Там, где требуется надежность, в частности в основаниях каждой науч. теории, претендующей на строгость и практич. применимость, там можно пренебречь только посторонним. (Случаи, когда к.-л. величиной пренебрегают по причине ее малости, удовлетворяют этому правилу, т.к. пока малость величины только подлежит установлению, эта величина рассматривается и тем самым принимается во внимание, а когда достаточная малость установлена, величиной пренебрегают на основании ранее достигнутого соглашения о том, что величинами этой степени малости можно пренебречь, т.e. можно считать их посторонними). Поэтому во всех указанных случаях возникает важная задача – доказательство того, что все, чем мы намерены пренебречь, является посторонним. Для решения этой задачи требуется анализ всех способов установления и прослеживания С. (именуемых тактикой внимания), нужных для достижения принятых целей. Вопросы о том, являются ли рассматриваемые объекты связанными или посторонними относительно той или иной тактики внимания, т.е. "относятся ли они друг к другу", наз. вопросами р е л е в а н т н о с т и. Они играют важную роль во всех науках, в частности в лингвистике и семиотике, а также в теории диспутов и в юриспруденции (перед судьями часто встает задача: относится ли к делу заявление участника процесса). Тем не менее, матем. логика до сих пор оставляла эти вопросы без рассмотрения, быть может из-за того, что не было средств для их изучения. Однако по крайней мере нек-рые такие средства, а именно, понятие метода или способа, недавно были обнаружены в связи с проведением ультраинтуиционистской программы обоснования математики. При рассмотрении исходных допущений математики требуется их надежность, т.к. математика претендует на строгость и практич. применимость. Поэтому должно быть доказано, что мы пренебрегаем только посторонним. Это – одна причина возникновения вопросов релевантности в основаниях математики. Другая состоит в том, что от неясности понятий пытались до последнего времени избавиться в математике только одним способом – установлением (различных) систем определений. Но ясность понятий, вводимых определениями, не может превышать ясности первоначальных понятий, к числу к-рых относилось понятие натурального числа. Это понятие играло ведущую роль, т.к. на нем были основаны все матем. понятия, в т.ч. понятия формулы и доказательства. Но само это понятие не может быть сделано ясным посредством определений традиц. математики. Всякое натуральное число должно быть связано с нулем способом своего получения из нуля путем последоват. переходов к следующим числам, но сами эти переходы должны совершаться нек-рое "число" раз, так что свести понятие натурального числа к более простым понятиям средствами традиц. математики не удается. Это понятие остается не вполне ясным, что находит свое выражение в наличии противоречивых систем, нестандартных моделей арифметики и нек-рой расплывчатости понятия общерекурсивной функции. При внимательном отношении к этим явлениям следует отказаться от традиционной т. зр. и допустить возможность различных (интуитивно понимаемых) натуральных рядов. В ультраинтуиционистской математике язык богаче – он содержит модальности и дает возможность трактовать правила и способы гораздо более общих видов, чем в традиц. математике, в частности дает возможность рассматривать различные тактики внимания. Понятие натурального числа перестает быть первоначальным и оказывается зависящим от нек-рой тактики внимания. Возникают существенно различные натуральные ряды, причем само понятие натурального ряда выражается, помимо прочего, через тактику внимания и понятия С. Все кванторы также связаны с той или иной тактикой внимания, т.к. они относятся лишь к непосторонним предметам (как и слова "каждый" или "нек-рый" в обычном языке: утверждение "каждый человек может умереть" не относится к уже умершим людям; к-рые считаются в этом контексте посторонними). С появлением различных натуральных рядов возникают проблемы избавления от парадоксов, в частности от парадоксов зеноновского типа, связанных с зацеплениями (см. Парадокс). При этом, однако, достаточно в каждом случае рассматривать только непосторонние зацепления и только благодаря этому удается решить осн. задачи ультраинтуиционистских теорий. В этом – третья и практически наиболее важная причина проникновения проблем релевантности, а значит и понятия С., в основания математики. А. С. Москва. Лит.: Уемов А. И., О диалектико-материалистическом понимании С. между явлениями, "ФН" (НДВШ), 1958, No 1; Эшби У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959; Зиновьев ?. ?., Логич. строение знаний о С., в сб.: Логич. исследования, М., 1959; его же, К определению понятия С., "ВФ", 1960, No 8; Новинский И. И., Понятие С., в марксистской философии, М., 1961.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СВЯЗЬ

средство приобщения предметов (А, В, С и т. д.) друг к другу, способ пребывания одного - в другом, разных - в их единстве; форма бытия многого в едином.

Вступающими в С. предметами А, В, С и т. д. могут быть любые определенности материального и (или) духовного бытия - вещи, явления, свойства. Выделяют два основные типа С.: а) силовой контакт А и В, т. е. прямое или опосредованное соединение и взаимное удерживание вещей в пространстве и во времени, динамическое сцепление А и В (например, когезия как притяжение молекул в физическом теле или вязкость как причина сцепления различных частиц в общую массу); б) внутреннюю С. сущностей, присущность А к В либо В к А (например, пребывание общего в индивидуальном, целого в частях, причины в следствии). В первом случае объединяемые А и В могут быть разъединены, и их единство временно; во втором случае С. А и В постоянна, сохраняется на всем протяжении их сосуществования.

В узком смысле под С. понимают только внешнюю силовую С., описывая ее как такое взаимное действие А и В друг на друга, когда каждое из них, количественно изменяясь в союзе с другим, тем не менее продолжает сохранять в той или иной мере свою качественную определенность, не снимается и не растворяется в едином как в чем-то третьем и сплошном. "Внешняя сила" - высвобождение какой-либо потенциальной энергии, проявление "сущностной силы", реализация мощи любых форм притяжения и отталкивания взаимодействующих А и В, будь то аттракция и непроницаемость в ядерных, электромагнитных или гравитационных взаимодействиях в физическом мире, либо действия и противодействия в живой природе и обществе ("живые" и социальные силы), либо единство и борьба в духовном мире (духовные силы). В частности, в механике силу понимают как меру механического действия на данное материальное тело со стороны других тел. Это величина векторная, в каждый момент времени она характеризуется числовым значением, направленным в пространстве, и точкой приложения.

Если категорию С. трактовать в этом узком смысле - только как внешнюю силовую С., тогда возникает возможность противопоставить ее категории отношения. Отношение (R) - способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. В противоположность динамически связанным вещам, все члены R по традиции мыслятся положенными в субстрат этого R как в единство целого и растворенными в нем. Снимая себя в самостоятельной устойчивости "aRb", соотнесенные А и В превращаются в стороны поглощающей их целостности, т. е. утрачивают бытие отдельных субстратов, лишаются прежней обособленности, теряют определенность разных качеств.

Примером "динамической связи" может служить взаимодействие планеты А и ее спутника В: по мере удаления В от А сила притяжения между ними стремительно убывает, однако сами эти небесные тела сохраняют прежние материальные параметры и остаются отдельно существующими предметами. Пример "отношения" - сходство (равенство) образа В с прообразом А: только сходство между А и В делает одно из них оригиналом, а второе копией; понятия образа и оригинала бессмысленны вне отношения сходства. Итак, если узко понимать "С.", то логично заключить, что А и В могут либо некоторым силовым способом вступать в С. друг с другом и при этом обычно не терять прежнюю определенность, оставаясь разными вещами внутри объединения "AB", либо, наоборот, образовывать между собой какое-либо отношение "aRb", вследствие чего и А и В утрачивают внутри него самостояние; при таких логических условиях А и В, как правило, не могут одновременно "быть связанными" и "находиться в отношении".

Однако чаще всего объем понятия С. не ограничивают признаком соединительного взаимодействия А и В. В него также включают "присущность", "генетическую связь" либо расширяют образ "связи" допредельно абстрактных представлений о "взаимной зависимости вообще", "обусловленности и общности между любыми А и В" и т. д. В этом широком смысле уловить различия между "связью" и "отношением" как разными философскими категориями практически не удается, и тогда ими оперируют как синонимами. Не случайно Юм заключил, что идея С. - одна из наиболее темных и неопределенных идей в метафизике (см.: Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 1. M., 1966, с. 63).

Вместе с тем интуитивно ясно, что глаголы "вязать" и "относить" обозначают разные способы действия, поэтому некоторые исследователи не хотят мириться со сложившейся в философской литературе тенденцией употреблять термины "связь" и "отношение" как обычные синонимы и стремятся категориально разграничить эти понятия. В ходе своих исследований одни авторы приходят к выводу, что "непосредственная связь" - это вид отношения: чтобы связать А и В, их нужно вначале соотнести, соположить и совместить друг с другом так, чтобы между А и В возникла общая граница, в которой они оба окажутся снятыми, лишенными непосредственности, наличного бытия. Другие философы, напротив, склоняются к оценке "связи" как категории более широкой, нежели "отношение", а в последнем усматривают частный случай С.: отношение aRb, по их мнению, есть не С. "вообще", а С. между целым и такими его сторонами, которые вне целого сами по себе бытия не имеют.

Выделяют С. внутренние и внешние, существенные и несущественные, необходимые и случайные, прямые, косвенные, универсальные, общие и частные и т. д. Во все эпохи философия сосредоточивалась на обсуждении принципа всеобщей взаимосвязи предметов и явлений. С XIX в. в науке начинают распространяться также описания специфических С. и их классификация по основанию дифференциации материи на структурные уровни; многообразие материальных С. подразделяют на три крупные группы - на С. механические, химические и органические; в немецкой классической философии обосновывается положение о несводимости высшего к низшему, о принципиальном различии между теми С.. которые изучает механика, и С. химическими, а тем более биологическими. Религию, психологию, логику преимущественно интересуют С. духовные, психические, мысленные (логические), философия же прежде всего исследует соотношение материальных и духовных С.

Лейбниц учил, что взаимосвязь вещей происходит по причине того, что каждое тело еще до протяжения имеет в себе некоторую сущностную силу; эта действующая сила, вырываясь наружу, вызывает движение и сцепление тел. "От связности тел (conscistentia) происходит их непроницаемость, сцепление и отражение", - пишет он (Лейбниц Г. Соч. в 4 т. Т. 1. M., 1982, с. 81). Юм сомневался в том, что С. между явлениями может иметь характер объективной реальности. "Все явления, - говорит он, - по-видимому, совершенно отделены и изолированы друг от друга; одно явление следует за другим, но мы никогда не можем заметить между ними связь; они, по-видимому, соединены, но никогда не бывают связаны друг с другом... у нас совсем нет идеи связи, или силы" (Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 2. M., 1966, с. 76).

И. Кант, следуя Лейбницу, усматривал причину связи А и В в их взаимном действии друг на друга. "Субстанция, не связанная ни с какой вещью во всем мире, - читаем у Канта, - вовсе не принадлежит к миру.. Если бы субстанции не обладали никакой силой действовать вовне, то не было бы никакого протяжения и никакого пространства" (Кант И. Соч. в 6 т. Т. 1. М" 1964, с. 68, 69). По его мнению, "чем больше связь, тем больше гармонии и согласованности в мире, тогда как пустоты и перерывы нарушают законы порядка и совершенства" (там же, с. 72). Порядок в природе Кант, как и Ньютон, выводит из действиям хаосе первичных и простых сил притяжения и отталкивания; эти силы суть естественные причины всех изменений, "притяжение и есть эта всеобщая связь, соединяющая в одном пространстве все части природы" (там же, с. 203). Вместе с тем первоисточник всякой С. - Бог, "постоянная взаимная связь (вещей) и гармония обусловлена тем, что их свойства имеют своим источником высший разум" (там же, с. 228).

Категория С. была развита далее в философии Гегеля. Каждый объект, стремясь снять свою односторонность, вступает в С. с другим объектом, у которого проявляется такое же стремление; реальность их единства положена через их уравнивание и соединение. "То, что налично, - пишет Гегель, - из своего внутри-себя-бытия вступает во всеобщую стихию связи и отношения, в отрицательные отношения и перемены действительности, а это есть продолжение единичного в других (единичных) и потому всеобщность" (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 3. M., 1972, с. 66). С. - это "стихия передавания, в которой они (А и В) вступают во внешнюю связь друг с другом" (там же, с. 179). Немецкий мыслитель выделяет в С. два момента: а) спокойное слияние А и В и б) их отрицательное отношение, когда их "прежняя самостоятельная определенность снимается в соединении, напряженность А и В в отношении друг друга угасает" (там же, с. 179 - 180). С. есть связка, средний член между А и В, тождество различных, взаимное отражение (рефлексия) А и В. Связываемое имеет разное содержание, которым С. - как опосредующее - наполняется. Отсюда, С. - "наполненная, но простая всеобщность - всеобщая природа вещей, род" (там же, с. 142). Гегель постоянно берет понятия связи и отношения вместе, в их взаимном отражении, и, по-видимому, его не очень волновала проблема их категориальных разграничений.

В современной науке, в особенности во второй половине XX в., постоянно расширяется типология С-, что обусловлено совершенствованием радиоэлектронных устройств и вычислительной техники, бурным развитием средств массовой информации, дальнейшими успехами кибернетики, математической логики, теории информации, общей теории систем и синергетики. Например, чрезвычайно плодотворными во всех науках и технике оказались идея динамической и статистической С., а также идея прямой и обратной (положительной и отрицательной) С.

Д. В. Пивоваров

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный философский словарь

Найдено схем по теме Связь — 0

Найдено научныех статей по теме Связь — 0

Найдено книг по теме Связь — 0

Найдено презентаций по теме Связь — 0

Найдено рефератов по теме Связь — 0