СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

Найдено 1 определение
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ
наследие учителей вост. христианской церкви, выработавших догматические основы православной философии и обусловивших оригинальные черты рус. религиозной мысли. Святоотеческие труды получили известность на Руси уже с момента зарождения в ней философской мысли. Так, в Изборниках 1073 г. и 7076 г. содержатся отрывки из произв. Василия Великого, Афанасия Великого, Максима Исповедника, Нила Синайского и др. Интерес к этим авторам обусловливался преимущественно потребностями духовного просвещения, особенно его внутренней стороной, предполагающей синергическую (см. Синергизм) свободу религиозного опыта. Отсюда проистекал строго конфессиональный и аскетический характер освоения святоотеческого наследия, призванного способствовать личностному совершенствованию в среде просвещенных монахов. Исихастская традиция (см. Исихазм), обязанная своим появлением последнему восточно-христианскому отцу церкви Симеону Новому Богослову, выделила в С. у. саму возможность оригинального отношения к православным догматам, и Нил Сорский наиболее ярко осуществил эту возможность в своем учении. Дальнейшее развитие православной мысли с привнесением в нее светских элементов философствования привело к рождению православной философии в России в XVIII в., что оттенило принципиальное значение святоотеческих соч. в этом процессе, особенно в творчестве митрополита Московского Платона (Левшина). Издание "Добротолюбия" как бы знаменовало собой "возвратное движение русского духа к византийским отцам" (Флоровский). Определенные аспекты С. у. использовали в своем творчестве славянофилы. Киреевский связывал саму оригинальность отечественной мысли с приверженностью к духу писаний святых отцов. Однако, хотя святоотеческие произв. приобрели в XIX в. заметную роль в становлении взглядов светских мыслителей, ориентирующихся на создание собственно рус. (православной) философии, должного знания указанных произв. среди них не наблюдалось. Вот почему столь широкий резонанс получила кн. Флоренского "Столп и утверждение истины", по существу открывшая рус. интеллигенции наследие святых отцов, причем в свете философского их осмысления. В 1-й пол. XX в. выявился целый спектр оригинального отношения к святоотеческому наследию. Так, С. Н. Трубецкой заостряет внимание на гносеологических его аспектах. На основе святоотеческих соч., связанных с работами Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также - исихастской традицией, Лосев и Булгаков разрабатывают философию имени. Н. О. Лосский стремится подкрепить свое учение о перевоплощении решениями вселенских соборов. Эрн выдвигает концепцию восточно-христианского "логизма" как эпицентра последующего развития рус. философии, с тем чтобы, осознав святоотеческие корни своей оригинальности, глубже проникнуть в "живую стихию Логоса".

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
1.19 мб

Доктрина Евномия и святоотеческое учение о богопознании

Оксузьян Денис Владимирович
Автор знакомит с доктриной IV века и текстами святоотеческого учения о богопознании, выявляет особенности во взаимозависимостях сознания и текста, смотрит на историю как на текст современности.
Читать PDF
293.24 кб

Святоотеческое учение о душе: энергийная концепция личности

Чухно Т. А.
In the article the authour analyses the sacrilege studies of the soul. The main research interest is focused on the energy concept of the personality.
Читать PDF
277.46 кб

Библейская и святоотеческая оценка учения о «Наследовании» греха

Кикин Вадим
В статье рассматриваются аспекты учения о «наследовании» греха, важные в связи с современной дискуссией о вине потомков за преступления предков.
Читать PDF
256.21 кб

Учение о Боге-Троице и теология спасения в святоотеческой традиции

Козарезова О.О.
В статье раскрывается роль Православной Церкви на материале мистического богословия отцов-каппадокийцев. Автор рассматривает базовые теоретические основы богословия Отцов церкви.
Читать PDF
319.89 кб

Учение о личностном компромиссе в святоотеческой и светской психологии

Голубева Марина Герасимовна
В статье отражены воззрения о личностном компромиссе различных авторов в святоотеческой и светской психологии, показывая осознание человеком идеалов христианской духовности, «великодушия», личной ответственности каждого и понимани
Читать PDF
257.06 кб

Учение А. С. Хомякова о соборности в свете святоотеческого богословия I–III веков

А. А. Пешков
Читать PDF
95.65 кб

Архимандрит Лука (Мурьянка) "Мадам Бовари" Флобера и святоотеческое учение о грехе

Гудимова С. А.
Архимандрит Лука (Мурьянка). "Мадам Бовари" Флобера и святоотеческое учение о грехе // Новый журн. = New rew.Нью-Йорк, 2003. Кн.231. С. 191-209.
Читать PDF
376.06 кб

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» в контексте святоотеческого учения о грехе и свободе

Сахарова Оксана Викторовна
Анализируется поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в соотношении со святоотеческим учением о грехе и свободе. С православной позиции рассматривается образ главного героя, идущего по пути Богопознания.