Священнодействие

Найдено 1 определение
Священнодействие
(Celebration).
Священнодействие составляет для народа Божьего само средоточие богопочитания и служения Богу. Хотя слово "священнодействие" не слишком часто встречается в Св. Писании, идее этой отводится важная роль; лучше всего она раскрывается в терминах составляющих ее элементов, признаков, субъекта священнодействия, а также в собственно священнодействиях  таких, как израильские праздники, Вечеря Господня, священная библейская поэзия (напр., 1 Цар 2:110; Пс 94; 99; Лк 1:4655,6879).
Элементы. Существенные элементы библейских священных обрядов и священнодействий  хвала, благодарение, песнопение, воспоминание, воспроизведение священных событий, предвещение и смиренное служение. Хвала обращена к Богу, это  ликование, превозношение и прославление Бога, Его величия и дел в истории. Благодарение  прославление благости и справедливости Божьей, провозглашение зависимости человека от Бога. Песнопение  одно из орудий священнодействия; о нем часто упоминается в ВЗ и НЗ. Воспоминание составляет особо важную часть священнодействия, напоминая о делах Божьих  творении и искуплении. Воепроизведение священных событий тесно увязано с воспоминанием; это  символическое воспоминание об искупительных делах Бога (напр., Пасха, евхаристия). К-ром е того, священнодействие включает элемент предвещения  самим воспоминанием о прошлых искупительных деяниях Божьих мы предвещаем окончательное искупление, когда все сущее обретет полноту и завершенность. Наконец, подлинное священнодействие реализуется в повседневном смиренном служении и богослужении. Св. Писание не допускает дихотомии между слушанием и деланием, между богослужением и богопочитанием. Те, кто истинно слышит, делают, а те, кто истинно совершает священнодействие,  служат Богу. Все это элементы священнодействия.
Признаки священнодействия. Их можно охарактеризовать гораздо короче, хотя они не менее важны для понимания священнодействия, чем элементы. Признаки священнодействия наглядно проявляются в библейских примерах  это радость, счастливое сердечное излияние; искренность, отсутствие лукавства и притворства; непосредственность, края противостоит вымученности и условности; ощущение тварного существа в присутствии Творца; честность, внутренняя глубина; красота  эстетическое измерение той формы, крую принимает священнодействие; сопричастность  ведь священнодействие фактически означает соучастие. Все это можно найти в библейских примерах.
Объект священнодействия определяется просто и емко: это Бог  в силу того, Кто Он есть и что Он делает как Творец и Искупитель.
Священнодействия. В Св. Писании описаны формальные и неформальные священнодействия. Формальные предполагают специально установленное время для их совершения, напр. израильские праздники и евхаристия в Церкви. Но многие священнодействия, личные и общие, носят и неформальный характер такие, как песнь Анны (1 Цар 2:110), псалмы Давида (напр., Пс 102), песнь Марии (Лк 1:4655), священнодействие в древней Церкви (Деян 2:4647).
Поскольку в современной Церкви не всегда понимают природу священнодействия и богослужения, необходимо сказать, чем оно не является. Оно не только формальный ритуал. Это не только необходимое дополнение к богослужению. Это не только представление, предназначенное для зрителей,совершается ли оно музыкантами, проповедниками или официальными клириками. Это не зрелище. Это не повторение бессмысленных клише и благочестивых банальностей. Наконец, священнодействие никогда не может совершаться неохотно или по обязанности.
S.N.GUNDRY(nep.K).T.) Библиография: R. Allen and G. Borror, Worship: Rediscovering of Missing Jewel; R.P. Martin, Worship in the Early Church; R.E. Webber, Worship: OldandNew; J.E. White, New Forms of Worship.
См. также: Поклонение; Церковное богослужение.

Источник: Теологический энциклопедический словарь