СВАСТИКА

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Свастика
древнеиндусский символ сломанного креста. Этот символ означает Вишну и эволюцию космоса; считается, что он приносит успех. Немецкие национал-социалисты позаимствовали этот знак-символ удачи в 1919г., придав ему оккультное значение.

Источник: Новые религиозные движения.

Свастика
др. – инд.) – «связанное с благом» – крест с концами, загнутыми, как правило, по направлению часовой стрелки, символ солнца, знак света и щедрости. Использовался в фашистской Германии как эмблема нацистской партии, что придало этому солярному символу одиозный характер в массовом понимании.

Источник: Мифологический словарь

СВАСТИКА
На землях Европы, заселенных кельтами, свастика, как и колесо, служила излюбленным солярным символом. Изображения свастики встречаются на каменных алтарях, в орнаментальном декоре артефактов. Иногда свастика изображается отдельно, иной раз ее дополняет колесо. Предполагается, что она, как и прочие солярные знаки, служила символом успеха и удачи.

Источник: Энциклопедия. Кельтская мифология.

Свастика
санскр.) – крест с загнутыми под прямым углом (реже дугой) концами. Возможно, древний символ плодородия, солнца, скрещенных молний, молота Тора и т.п. Как орнаментальный мотив встречается в искусстве древних культур, а также в античном, европейском средневековом и народном искусстве. В фашистской Германии использовался как государственная эмблема, отличительный знак нацистской партии.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

СВАСТИКА
санскр. — от «су» — прекрасный и «асти» — быть) — др.-инд. знак благоденствия, процветания. С. представляет собой крест с загнутыми ветвями, направленными по или против часовой стрелки. Встречается повсеместно в орнаментике народов Европы и Азии как знак солнца, жизни, света. В др.-инд. философии С.— символ вечного круговращения Вселенной. В буддизме — символ закона Будды, к-рому подвластно все сущее. С. часто изображается на груди будд и бодхисаттв, вписывается в отпечаток стопы Будды, выступает в сочетании со мн. др. будд. символами, изображается на воротах храмов, на тканях, в к-рые заворачивают свят. тексты, на погребальных покровах, на предметах бытового назначения. Н. Л. Жуковская

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

СВАСТИКА
(санскр. svastika, тиб. g.yung drung, знак благоденствия, благополучия, процветания) — древний символ солнца и солнцеворота в виде креста с загнутыми по часовой стрелке концами. Часто изображается на груди будд, небесных бодхисаттв, как знак их Просветления, а также того, что они вращают Колесо Закона. Четыре загнутых конца символизируют четыре совершенных состояния просветлённых существ: любовь (майтри), сострадание (каруна), радость (мудита) и невозмутимость (упекша). С. изображается также на различных культовых предметах, элементах храмового декора, она присутствует и на изображениях других божеств Индии. С. в виде креста с загнутыми концами против часовой стрелки является символом «чёрных» магических культов, а также бона.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

СВАСТИКА
сс. Знак благоденствия. Символ благополучия, благоприятного, правильного хода событий. Графически знак представляет собой один из 366 видов креста. Четыре конца его могут быть загнуты вправо или влево. В этих случаях говорят о «вращении» свастики против часовой стрелки или по часовой стрелке. Её изображения присутствуют на печатях, найденных в Мохенджо-Даро (III тыс. до н.э.), на более поздних клеймах для скота и на подарках, как знак пожелания благополучия. Свастика — символ солнца и солярных божеств. В индуизме существует обряд почитания свастики. Она олицетворяет смену космических циклов. Это один из знаков Будды, явленный на стопе. При изображении Будды свастику размещают на его груди как символ учения (Дхарма), на троне, на цветке лотоса перед ним.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

СВАСТИКА
(процветание, благополучие — от санскритского «су», благо, и «асти», быть) — древний индоевропейский символ солнца, солнцеворота и огня, известный с ранневедических времен (рубеж IH тыс. до н. э.), хотя некоторые его изображения относятся даже к эпохе неолита. Представляет собой крест с концами, загнутыми по часовой стрелке, или посолонь (свастика с концами против часовой стрелки — злонамеренный символ из арсенала «черной магии» и в буддийской символике не употребляется). В буддизме — символ состояния Будды. Свастика часто изображается на груди изображений Будд, а также в интерьерах буддийских храмов. В китайских буддийских текстах свастика часто употребляется для написания числа «десять тысяч». Изображается на вывесках буддийских организаций — книжных магазинов религиозной литературы, вегетарианских столовых и т. д.

Источник: Буддизм. Карманный словарь

Свастика
др.- инд. svastika - связанное с благом) — один из древнейших геометрических символов, который очень широко распространен в культуре древнего человека. Исторически он встречается уже в верхнем палеолите, входит в орнаментальную гамму очень многих этносов. Свастика традиционно обозначает счастливый объект. Символ этот обычно имеет форму креста с загнутыми концами. Его можно истолковать как солнце, движение (вращение) , замкнутое пространство, воплощен-ность и т. д. Свастика была распространена среди ариев в индийской культуре. В Индии этот символ выражал солнце, солярных персонажей, свет, жизнь и щедрость. В качестве светлого, положительного символа свастика использовалась в культурах Древнего Китая, Древнего Египта, у индейцев Северной и Южной Америки. Обнаружен он и в символической культуре иудеев и ранних христиан. Высказывались предположения, что свастика имеет отношение к кресту распятия как средства казни в дохристианской культуре. Использование свастики фашистами в качестве символа единства с арийской культурой делает его актуальным в современной культуре.

Источник: Человек и общество. Культурология

СВАСТИКА
Санскр.) В народном представлении - крест Джайна, или
"четвероногий" крест (croix cramponnee). В масонских учениях
говорится, что "самый древний Орден Братства Мистического Креста"
был основан Фохи, в 1027 г. до Р.Х., и введен в Китае 52 года
спустя; он состоит из трех степеней. В Эзотерической Философии -
это самое мистическая и древняя диаграмма. Это "создатель огня
через трение и создатель "Сорока девяти Огней"." Этот символ был
запечатлен на сердце Будды, и поэтому называется "Печатью
Сердца". Его кладут на грудь Посвященных после их смерти; и он с
величайшим почтением упомянут в "Рамаяне". Он высечен на каждой
скале, храме или доисторическом памятнике в Индии, а также всюду,
где буддисты оставили свои вехи; он встречается также в Китае,
Тибете и Сиаме, и, как Молот Тора - среди древнегерманских
народов. Как его описал Эйтель в своем "Hand-Book of Chinese
Buddhism": (1) "он встречается среди бонпо и буддистов"; (2) это
"одна из шестидесяти пяти фигур Шрипады"; (3) это "символ
эзотерического Буддизма"; (4) "отличительный знак всех божеств,
которым поклонялись в Школе Лотоса в Китае". И, наконец, в
Оккультизме для нас он столь же священен, как Пифагорейский
Тетрактис, символом-двойником которого он поистине является.

Источник: Теософский словарь

СВАСТИКА
символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года и идеи превращения элементов. Свастика еще и символ плодородия земли, символ жизни, света, изобилия. Знак проник в Западную Европу вместе с восточным купечеством, был известен кельтам, в дохристианском Риме, в небольших государствах Средиземноморья, у этрусков, считавшихся не кем иным, как посланниками богов. Мальтийский крест — свастика из четырех сходящихся в центре треугольников. До 20-х гг. XX в. свастика использовалась в чисто познавательном (научно-исследовательском) плане как знак, посредством которого рассчитывали приобщиться к тайнам, в том числе понять особенности эволюции буддийской культуры, так называемой «школы Лотоса» (Китай), мировоззрение джайнистов и последователей Вишну, ход античной цивилизации, истории кельтов, — все это увязано в единую цивилизационную систему благодаря свастике. Существовавшие немногочисленные ордена свастики представляли собой общности единомышленников (немногочисленных), стремившихся проникнуть в сам смысл понятия «свастика», сопоставить огромное количество ее изображений, проследить их развитие и доказать, что свастика остается настоящим символом божеств. Наибольшую известность свастика (левосторонняя) получила во времена Третьего рейха (1933–1945). Именно тогда свастика воспринималась как один из символов несокрушимости германского государства, объединения немецкого народа вокруг фюрера. С тех пор свастика отождествляется со всем тем злом, которое принес в мировую историю национал-социализм. После гибели нацистской Германии свастика на время утратила приписываемые ей свойства и ассоциации, сохранив почитание лишь в Индии и Восточной и Центральной Азии. Здесь ее продолжают рассматривать как символ четырех уровней существования, символ связи человечества с солнцем. Считается, что свастика есть сигнал, данный человечеству учителями (махатмами) Шамбалы. В настоящее время в связи с очередным ростом националистических настроений во многих странах мира свастика, в несколько видоизмененных конфигурациях, вновь стала занимать место эмблемы той или иной радикально настроенной группы общества. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Похожие термины:

  • СВАСТИКА 1

            ("су" — благой и "асти" — быть) — знак благопожелания и благоденствия. Представляет собой крест с концами, загнутыми против или по часовой стрелке (левои правосторонняя С) . Правосторонняя С
  • СВАСТИКА 2

            наиб, часто встречаемый знак в джайнизме. Как символ святого знания полностью она представлена: собственно С , каждая ветвь к-рой означает одну из четырех ступеней бытия души, возрождающей
  • СВАСТИКАСАНА

    Санскр.) Вторая из четырех основных поз из восьмидесяти четырех, предписанных в упражнениях Хатха Йоги.