СУЖДЕНИЯ МОРАЛЬНЫЕ

Найдено 1 определение
СУЖДЕНИЯ МОРАЛЬНЫЕ
суждения (высказывания), выражающие моральную оценку или предписание. В естественном языке суждения морали выражаются в разнообразных языковых конструкциях (см. Язык морали), однако все они могут быть сведены к указанным двум формам: либо к оценке - «ЛГ есть добро (зло)», либо к предписанию, норме — «Должно (запрещено) (реализовать) А». Различие этих суждений по логической структуре и модальности послужило источником формирования (в рамках модальной логики) двух дисциплин — логики оценок и логики норм (или деонтической логики), исследующих порознь эти типы суждений. Разделению этих суждений способствовало и то, что для некоторых крупных философско-этических концепций подчеркивание логической или метафизической первичности добра по отношению к долгу (напр., в философии Дж.Э.Мура) либо, наоборот, долга по отношению к добру (напр., у И.Канта) является принципиально важным. Однако в живом, реальном моральном сознании суждения добра и долга легко редуцируются друг к другу, ибо то, что морально одобряется, одновременно воспринимается и как объект морального долга. Логическая структура долженствовательного суждения, строго говоря, не отличается от структуры оценочного: сказать «Должно X» — значит сказать «X является должным», «X есть должное». Поэтому и в этике, и в логике различие этих типов суждений большей частью не акцентируется, и результаты исследования одного из них без особых коррективов распространяются и на другой тип. Основным направлением исследований См. в метаэтичеекмх работах является выяснение их специфики относительно внеценностных («фактологических») и других ценностных (напр., утилитарных) суждений. Эта специфика разными авторами усматривается либо в особой логической форме См., либо в некоторых содержательных особенностях, раскрываемых путем их семантической или прагматической интерпретации, либо в том и другом вместе. Первая попытка разграничить моральные и «фактологические» суждения по их логическому строению была предпринята еще Д.Юмом: он обратил внимание на то, что, в отличие от обычных суждений, в к-рых имеется связка «есть» («is»), См. содержат связку «должно» («ought»), и поэтому переход от одного из этих видов суждений к другому логически незаконен (или, по крайней мере, нуждается в специальном объяснении). Однако последователи Юма в англо-амер. метаэтике, разделяя его мнение относительно логической невыводимости См. из фактологических, усматривают причину этой невыводимости чаще всего не в различии «связок» (ибо в оценочных моральных суждениях присутствует «обычная» связка «есть», да и суждения долга могут быть сведены к этой логической форме), а в содержательных отличиях.
С этой т.з., в суждениях о фактах отсутствуют те термины и та особая модальность, к-рые свойственны См., поэтому и невозможно моральное заключение дедуцировать из фактологических посылок.
В качестве важнейшего формального признака, отличающего моральные (как и другие ценностные) суждения от фактологических, большинство современных исследователей называют нормативность, под к-рой обычно понимается некоторое особое (предписательное/запретительное или одобрительное/осудительное) «отношение» к объекту высказывания, - отношение, не сводимое к простой констатации фактов и выражаемое с помощью специальных слов: «должно», «нельзя», «позволительно», «хорошо», «плохо» и т.д. (
В модальной логике нормативность высказываний формализована путем введения соответствующих деонтических и аксиологических «операторов».) При этом главным предметом споров является вопрос о природе указанного отношения, и прежде всего о его объективности или субъективности.
В аксиологии, или теории ценностей, и в этике представлены различные решения этой проблемы. Те аксиологические и этические теории, к-рые в своих философских предпосылках восходят к платонизму (М.Шелер, Мур и др.), т.е. так или иначе признают существование особого объективного мира ценностей, вообще не фиксируют какой-либо нормативной специфики ценностных суждений: ценностное отношение не отличается принципиально от познавательного; См., напр., есть не что иное, как «знание добра». Философы же кантианской ориентации (Р.М.Хэар, А.Гьюэрт и др.) усматривают объективность ценностных суждений (не всех, а только моральных и - с оговорками - эстетических) в их логической необходимости, аподиктичности. Тем самым специфически моральное долженствование, моральная нормативность, в отличие от других ее видов, предстает как внепсихическая побудительная сила, как категорический императив практического разума. «Морально должное» по существу отождествляется с «логически принудительным»; для разумного индивида непосредственной побудительной силой морального поступка оказывается стремление «избежать логического противоречия».
В этом, по мнению современных рационалистов-кантианцев, и заключается роль разума как источника объективности морального требования. Отсюда же проистекает и «категоричность» - безусловность, самодостаточность — морального императива: априорный (и тем самым необходимый) характер суждений разума делает для них излишними всякие внешние «эмпирические» основания. Понимание ценностного отношения как субъективного развивается в основном в рамках психологического подхода; ценностные суждения, с этой т.з., описывают или выражают интересы, установки, эмоции человека, высказывающего эти суждения (прагматизм; эмотивизм\ см. Метаэтика). Специфика именно моральной нормативности при этом либо игнорируется (или отрицается), либо получает объяснение через особые феномены психики — чувства морального долга, одобрения, муки совести и пр. Другой признак, относящийся к логической форме суждений и признаваемый многими исследователями (в основном рационалистического склада) в качестве неотъемлемой черты моральных императивов, - это универсальность, или всеобщность: «Все люди должны поступать так-то»; «Должно вообще поступать так-то». Поскольку очевидно, что См. нередко являются частными или единичными («Ты должен в данной ситуации совершить такой-то конкретный поступок»), тезис универсальности в современной лит-ре чаще выражают в другой, более точной формулировке: любой, даже единичный по форме, моральный императив в принципе «универсализуем» (Хэар), т.е., высказывая его, мы подразумеваем, что он имеет силу для всех людей при данных обстоятельствах. Если некоторый императив не поддается универсализации, то он и не является моральным.
С т.з. философов-аналитиков, придерживающихся «эмпирической» (психологической или социологической) ориентации в объяснении морали, моральные императивы либо вовсе не обладают универсальностью, либо их универсальность (точнее, общезначимость) является не логическим, а «эмпирическим» признаком, т.е. свидетельствует о фактическом принятии моральных императивов всеми людьми (Н.Решер).
В исследовании содержательной специфики См. сложились два противостоящих друг другу методологических подхода, к-рые в метаэтической лит-ре обозначаются терминами дескриптивизм и антидескриптивизм. Согласнодескриптивистской концепции, формальными признаками См. можно вообще пренебречь, эти суждения отличаются от любых иных исключительно своим особым содержанием, а не логической структурой или модальностью. Входящие в состав См. специальные слова — «добро» и «долг» — отображают (обозначают, описывают) некоторые специфические реалии, напр., объективно сущее субстанциальное добро, веления Бога, счастье, «наибольшее благо для наибольшего числа людей», общественный прогресс и пр. Называя некоторые вещи (человеческие качества, поступки) морально добрыми или должными, мы тем самым констатируем наличие в этих вещах свойств, соответствующих понятию добра или долга. Дескриптивистское понимание морали — общая черта большинства традиционных этических учений: натуралистских, супранатуралистских, интуитивистских — при всем различии тех дефиниций добра и долга, к-рые лежат в их основе. Именно в русле дескриптивизма и разворачиваются в основном споры относительно содержательной специфики морали. Антидескриптивистское течение в метаэтике представлено эмотивизмом (А.Айер, Ч.Стивенсон) и прескриптивизмом (Хэар). Эмотивизм, несмотря на некоторые различия теоретических позиций «радикальных» и «умеренных» его представителей, в целом отрицает какую-либо содержательную определенность См., ограничивая их специфику одной только психологической «формой» — эмотивностью. Согласно же концепции Хэара, моральные термины в составе суждений, помимо того что они выражают специфическую нормативность (или прескриптивность), обладают также характерным для них содержанием, значением. Впрочем, значение это, согласно Хэару, не предметное, не субстанциальное: моральные слова не описывают никаких реалий; тем не менее значение этих слов, сложившееся в межчеловеческом общении, является достаточно определенным для того, чтобы мы понимали друг друга в наших моральных спорах, т.е. чтобы слова «добрый», «должный», «правильный» и т.п. означали для нас одно и то же даже в тех случаях, когда мы прилагаем их к разным предметам. Лит.: Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994; Мур Дж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984; Хэар Р. Как же решать моральные вопросы рационально // Мораль и рациональность. М.: ИФРАН, 1995; Юм Д. Трактат о человеческой природе. М.: Канон, 1995; Gewirt A. Reason and Morality. Chicago: University of Chicago Press, 1978; Hare R.M. Moral Thinking: Its Levels, Method and Point. Oxford: Oxford U.P., 1981; Hare R.M Essays in Ethical Theory. Oxford: Oxford UP, 1989; RescherN. Moral Absolutes. New York et a.: Lang, 1989; Stevenson Ch.L. Ethics and Language. New Haven: Yale U.P., 1944. Л.В.Максимов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
115.42 кб

Моральные суждения студенческой молодежи Дагестана

Гаджимурадова Зоя Магомедовна
Читать PDF
182.69 кб

Специфика моральных суждений современной молодежи Дагестана

Гаджимурадова Зугра Магомедовна, Закарьяева Баху Абдулмуслимовна
Проведено исследование моральных суждений современной дагестанской молодежи. Показано, что дагестанская молодежь оперирует моральными ценностями и принципами, практически не распространенными в других культурах.
Читать PDF
143.77 кб

Моральные суждения студенческой молодежи современного Китая

Афонасенко Елена Викторовна
Читать PDF
674.74 кб

Специфика аргументации и интерпретации при вынесении моральных (о)суждений

Агафонова Елена Васильевна
Рассматривается проблема аргументации в моральной теории. Показано, что осуждение или вина, приписываемые субъекту ответственности, зависят от принципов, выбранных в обществе в качестве базовых основ морали.
Читать PDF
127.12 кб

РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНИ (АНАЛИЗ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Казнина Эка Юрьевна
Интуитивистский и эволюционный подходы к понятию «совесть». Теоретические взгляды и основания эмпирических исследований развития нравственных суждений на различных этапах жизненного цикла Ж. Пиаже, Л. Колберга, Дж. Гиббса и др.
Читать PDF
531.18 кб

Эмоциональный источник моральных суждений: спор рационалистов и сентименталистов

Абрамова Анастасия Владимировна
Классический этический рационализм теорий кантианского образца не выдерживает критики при соотнесении его основных положений с живым нравственным опытом, что, как считает автор данной статьи, является основной проблемой нормативно
Читать PDF
253.93 кб

Оценка уровня развития нравственной сферы дошкольников по характеру их моральных суждений

Шатров Д. В.
Читать PDF
239.95 кб

Социально-психологические свойства личности и уровни развития моральных суждений в ранней юности

Посаженникова Анна Олеговна
В статье рассматривается проблема развития уровней морального сознания в связи с социально-психологическими особенностями формирования личности в ранней юности.
Читать PDF
562.40 кб

Культурные модели моральных суждений и оценок, транслируемые учебниками для начальной школы, и их тр

Козлова М.А.
В статье предпринята попытка кросскультурного сравнения контента учебной литературы двух исторических эпох советского и постсоветского периодов.
Читать PDF
746.49 кб

«Не упускай из виду интуиций…» (теоретические проблематизации интуитивных моральных суждений в совре

Прокофьев Андрей Вячеславович
В статье исследовано, каким образом в этической теории используется знание о содержании и психологических основаниях сильных, устойчивых, непосредственных убеждений в отношении морального качества определенных действий.