СУТТА-ПИТАКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СУТТА-ПИТАКА
одна из трех осн. частей будд. канона наряду с Виная-питакой и Абхидхамма-питакой (см. Типитака) . Н. Л. Жуковская

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

СУТТА-ПИТАКА
(пали sutta-pitaka, санскр. sutra-pitaka, «Корзина текстов» [Слова Будды]) — название второго многотомного свода книг буддийского канона на пали, или «Трёх корзин» (Типитака, Трипитака). Её чаще всего называют «Корзина Законоучения» (Дхарма). Её тексты предназначались как для мирян, так и для монахов. Для первых они вообще заменяли две другие «корзины» канона, а для вторых служили основой проповеднической деятельности. Полностью эта «Корзина» сохранилась лишь в школе тхеравады, но учёные полагают, что аналогичные собрания имели и остальные школы Малой колесницы. Их отдельные тексты найдены на индийских языках, а также в переводах. Почти все махаянские сутры и ваджраянские тантры можно отнести к «С.-п.», хотя и по жанру, и по содержанию они значительно отличаются от образцов палийского канона. С-п. подразделяется на пять больших книг. Первая «Дигха-никая», или «Собрание длинных поучений» (их 34). Здесь критикуются философские положения брахманизма, его ритуальная практика, приводятся беседы по онтологической, космологической, этической, социологической, сотериологической темам и т.д. Особое место занимает такой известный текст, как «Маха-париниббана-сутта», содержащий последние проповеди Будды. Вторая книга — «Маджджхима-никая», или «Собрание поучений среднего размера» – состоит из 152 наставлений, речей, диалогов. В ней излагаются едва ли не все религиозные положения раннего буддизма под разными углами зрения, а также приводятся притчи, мифы, легенды и другие виды фольклора. Третья – «Самъютта-никая», или «Собрание поучений, распределенных по отделам», которых в ней 56, и состоят они в общей сложности из 2889 сутт. В каждой из них рассматриваются различные понятия, представления, идеи и практические учения буддизма. Четвёртая — «Ангуттара-никая», или «Собрание поучений, увеличивающееся на один член». 2308 сутт этой книги размещены в 11 разделах по следующему принципу: в текстах первого речь идёт о предметах в единственном числе, в следующем — о парах, например о двух крайностях, которых нужно избегать, о двух классах будд и т.д. Сутты десятого раздела посвящены 10 силам Будды, 10 категориям богатых людей и т.п. Пятая книга называется «Кхуддака-никая», или «Собрание коротких поучений». О составе текстов последнего собрания адепты различных стран тхеравады спорят между собой. Его ланкийский вариант содержит 15 поэтических и прозаических сочинений, среди которых знаменитые «Дхаммапада» и Джатаки (см. Джатака).

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.