СусанооСУТРА ЛОТОСА

СУТРА

Найдено 9 определений термина СУТРА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СУТРА

Санскр.) Вторая группа священных писаний, предназначенная

для буддистов-мирян.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

СУТРА

санскр.), сутта (пали) — букв., нить, на к-рую нанизаны жемчужины; лит. жанр, к к-рому относятся произведения, состоящие из отд. афоризмов. Н. А. Канаева

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

СУТРЫ

в древнеиндийской литературе лаконичные высказывания, позднее – своды таких высказываний, а также небольшие цельные произведения, посвященные в основном религиозно-философским вопросам.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религиоведческий словарь

Сутра

санск., букв. – нить) – в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, позднее – своды таких высказываний. В сутрах излагались различные отрасли знания, почти все религиозно-философские учения Древней Индии. Язык сутр характеризуется образностью и афористичностью.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

СУТРЫ

от санскр. - нить) - краткое изложение в форме лаконичных изречений религ.-филос. учений Др. Индии; вид религ.-филсс. лит-ры. В брахманизме С. - основанное на Ведах практич. руководство по культу и по

ведению в жизни, якобы внушенное богом. В буддизме С. — части св. канонич. сборников, напр. сутта-питака.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

СУТРА


        (букв, нить) — максимально лаконичная фраза и целый текст, составленный из подобных фраз. С. складывались в рамках школьной традиции, рассчитанной на устный характер обучения. Известное изречение гласило, что составитель С , найдя возможность сократить один лишь слог, радуется не меньше, чем при рождении сына. С. предназначались для заучивания наизусть. Гуру сопровождал чтение С. своим комментарием, к-рый ученик мог воспроизводить в свободном пересказе, держась С. как путеводной нити. Интерпретация С. без комментария нередко вызывает затруднения. Древнейшие С. (I тыс. до н. э.) содержали изложение ведийских вспомогательных дисциплин, прежде всего ритуала (веданга, см. также КАЛЬПА-СУТРА, ГРИХЬЯ-СУТРЫ, ДХАРМА-СУТРЫ). Стиль С. был принят в трактатах (шастра, см. ДХАРМА-ШАСТРЫ, "АРТХАШАСТРА", КАМА-ШАСТРА). Его имитировали и в прозаических памятниках начала н. э., когда обычной стала уже письменная фиксация текста.
А. Вигасин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

СУТРА

санскр., букв.- нить, отсюда - путеводная нить, линия поведения, правило, данное в виде изрече­ния, руководство, план), в др.-инд. филос. лит-ре афористич. высказывание, содержащее утверждение филос. характера (определение понятия или формули­ровку к.-л. простого правила), а также совокупность отд. С., образующих некое целостное единство, т. е. трактаты, излагающие законченную умозрит. концеп­цию (букв.- то, что сшито). С. как краткое изречение стала обычной формой умозаключений в послеведийский период, когда возникла потребность в система­тизации и передаче огромного мыслит. материала. Ос­новополагающие тексты каждой из систем инд. фило­софии представлены именно С. («БрахмаC.», или «ВедантаС.», «ЙогаC.», «НьяяС.», «МимансаС.», «ВайшешикаС.» и т. п.). Нередко С. рассматривалась лишь как исходный материал, подлежащий дальнейшей интерпретации в комментариях и подкомментариях разного типа (вакья, карика, вритти, бхашья и др.). Развитие систем индийской философии осуществля­лось в дальнейшем путем оригинальных комм. к С. (среди их авторов были Шанкара, Рамапуджа, Мадхва, Шабара, Кумарила, Прабхакара, Прашастапада, Удаяна, Ватсьяна, Вачаспати, Ишваракришна, Гаудапада и др.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

СУТРЫ

санскр. sutra, пали sutta, букв. — нить) — в брахманизме сборники афоризмов, формулирующих квинтэссенцию знаний в той или иной области, создание которых приписывается, как правило, авторитетным легендарным личностям; в буддизме — высказывания, приписываемые Будде и составляющие священную литературу двух его основных направлений — тхеравады (слово «хинаяна» — «узкий путь» — ввиду его уничижительного оттенка не используется сторонниками самого этого направления) и махаяны.

Поскольку в древней Индии все авторитетные тексты передавались изустно, сутры представляли собой собрание текстовых единиц, организованное прежде всего для удобства запоминания. Первые сутры — «Кальпа-сугры» — содержали краткую формулировку ритуальных правил и входили в состав вспомогательных ведийских текстов — веданта. Моделью для создания философских сутр послужили сутры Почини — «Аштадхьяи» («Восемь уроков»), формулирующие правила употребления санскрита. Все религиозно-философские школы Индии имели свои сутры, игравшие роль базовых текстов и служившие основой для многочисленных комментариев. Исключение составляет санкхья, в которой сутры были созданы значительно позже других текстов.

В буддизме сутры представляли собой обширные и многословные тексты, поскольку, помимо самих слов Будды, переданных его учениками с помощью формулы «так я слышал однажды», содержали изложение обстоятельств, при которых они были произнесены (место действия, кто обращается к Будде с вопросом, ответная проповедь и т. п.). В тхераваде самым полным собранием сутр является вторая часть канона Трипитаки — Супа-питака, хотя некоторые супы содержатся и в Виная-питаке. Самым известным собранием сутр в махаяне являются приджняпарамиты сутры.

В. Г. Лысенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

СУТРА

санскр. сутра – правило, букв. – нить, веревка) – термин др.-инд. философии; предельно сжатое высказывание, заключающее в себе прежде всего описание того, что есть в данном учении, т.е. тех понятий и соответствующих им терминов, в к-рых излагается данная система. С. описывает также отношения этих понятий друг к другу, дает определ. классификацию понятий или указание на то, что есть что. С. может указывать на какие-то объекты, внешние данному учению или незначимые для него, т.е. устанавливать, ч т о н е е с т ь ч т о. "...Сутра должна быть точной и недвусмысленной, должна содержать сущность вопроса, но в то же время должна охватывать все аспекты проблемы" ("Brahma-sutras", transl., comment., etc. by Swami Viroswarananda, Albora, 1948 (1936), pt. IV – V). Филос. С. начали создаваться в период кризиса устной традиции (возможно, во 2–1 вв. до н.э.), однако как форма философского и конкретно-науч. текста С. еще долго сохраняет черты устного творения. В основе всякого религ.-филос. учения Древней и ср.-век. Индии обязательно лежали свои С., автор к-рых, реальный или легендарный, считался основателем данной традиции. Таковы, напр., Веданта-Сутра Бадараяны, Йога-Сутра Патанджали и т.д. В отличие от антич., евангельских и патристич. текстов, создаваемых в расчете на понимание их современниками и лишь с течением времени становившихся малопонятными и требовавшими комментариев, С. писали особым, лаконичным языком, к-рый мог быть понят только при наличии комментаторского (устного или письменного) текста. Последний как бы развертывал текст С. на различных уровнях – от разъяснения значения отд. слов до разъяснения смысла целых высказываний и приведения примеров, их иллюстрирующих. Развитие комментаторской традиции шло по линии создания комментариев на комментарии и т.д. Существуют различные типы комментариев к С: вакья, карика, вритти, бхашья и др. Наиболее поздняя форма комментаторского текста – бхашья, иногда содержит и общее обоснование, не предполагавшееся самой С. При этом обоснование может быть дано с позиций иной концепции; такова бхашья Шанкары на "Брахма-Сутру". А. Пятигорский. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме СУТРА — 0

Найдено научныех статей по теме СУТРА — 0

Найдено книг по теме СУТРА — 0

Найдено презентаций по теме СУТРА — 0

Найдено рефератов по теме СУТРА — 0