СУЩЕСТВЕННЫЙ ПРИЗНАКСУЩЕСТВОВАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

СУЩЕСТВОВАНИЕ

Найдено 11 определений термина СУЩЕСТВОВАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СУЩЕСТВОВАНИЕ

см. Экзистенция.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Существование

В коррелятивной онтологии – синоним бытия. Понимая философскую онтологию как учение о всеобщем, некорректно сводить С. к налично данной действительности. Существует и становление, и возможность, и виртуальное бытие; весь вопрос в том – каким способом существуют?

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философские категории авторский словарь

СУЩЕСТВОВАНИЕ

(позднелат. exsistentia) — наличное, данное, актуальное бытие в его простой фактичности. В филос. традиции, идущей от Парменида до Гегеля, понятие «С.» противопоставлялось категории «сущность» как выражение чего-то сиюминутного, преходящего, поверхностного. Позитивный смысл это понятие получило в философии экзистенциализма как выражение открытости, проблематичности и подвижности чел. бытия в отличие от «брутальных сущностей» или «бытия в себе». См. также Экзистенциалии. Е.В.Гутов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СУЩЕСТВОВАНИЕ

все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии. С. вещей нельзя сводить ни к их внутренней сущности, ни только к их бытию. Ошибочны философские теории, к-рые ставили сущность, основание вещей выше их С., признавая это последнее чем-то низменным, случайным и кратковременным. Но ошибочна также и та теория, к-рая признает С. вещей выше их сущности, рассматривая последнюю либо как совсем не существующую, либо как нечто непостижимое, недоступное для человеческого познания и практики. Правильное воззрение сводится к тому, что ни сущность невозможна без С. (в этом случае получается представление о царстве полной неподвижности, не имеющее ничего общего с реальной жизнью природы и об-ва), ни С. невозможно без сущности (в этом случае фиксируется лишь внешнее, беспокойное, случайное). Только единство С. и сущности, бытия и становления дает возможность понять все существующее.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

СУЩЕСТВОВАНИЕ

- 1) (лат. esse) - в томизме отличается от бытия вещи действенным характером, актуальностью. Это - самое глубокое во всех вещах, глубже их сущности, то, что, согласно Фоме, соприкасается с существованием самого Бога, потому что именно Бог дает существование всякой твари. Существование самого Бога - Акт всех актов, мощная творческая сила, в высшей степени благая, дарующая тварям способность становиться причинами существования других вещей. Существование - это тайна, которая не объясняется, но в нее можно войти. 2) (Лат. existentia) - на уровне здравого смысла, а также научного и прагматического мышления существовать - значит просто быть в наличии, иметь место как факт, но в экзистенциализме существовать означает для разумного существа иметь соотнесенность своей жизни с Бытием, ясно осознавать, понимать и реализовывать конкретный смысл своего бытия в каждый ее момент, настойчиво осуществлять смысл жизни в своих поступках и делах: "Существование - это способ быть" (Г.Марсель), а быть - значит жить подлинными ценностями и святынями, а не игрой видимостей, изменчивых и несостоятельных.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

СУЩЕСТВОВАНИЕ

Особый, кульминационный вид самозамкнутой иллюзорности, которая тем или иным образом начинает полностью предстоять сама для себя, рефлексировать сама себя, получает ту или иную степень связности, а также частично, искаженно или трансформировано может предстоять для иного С.

Любое существование возникает на стыке логическое - дологическое и получает оформление на стыке рациональное - иррациональное.

С. субъективное не обладает полнотой внутренней связности.

С. объективное полностью связно, способно к распаду на древа субъективных существований.

Псевдотвердое, псевдоматериальное С. в действительности является сложным древом почти несчетного множества субъективных существований, вытекающих, по крайней мере, из одного объективного С. Другая причина "отвердения", "консервации" - наличие прошлого в настоящем, завернутость субъективности, его неодновременность, разновременность и разнопротяженность.

"Материалом" для объективного существования является объективное виртуальное недосуществование, не поддающееся никаким метафорическим и антропоморфным описаниям вследствие своей дологичности, доосновности, возможности беззаконного, не оформляемого в существование предстояния.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

Существование

чего-либо) понятие, определяющее отношение вещи к миру, - вещь существует, если она себя проявляет. Если речь идет о существовании вещи, то существенными вопросами являются "что?", "где?", "когда?", а также, как добавляют юмористы, "кому?" и "почем?". НО, вещь себя проявляет и может проявлять только по отношению к чему-то, в теории познания это познающий субъект. И очень многие вещи существуют в мире только для нас (познающих субъектов) либо созданы лишь в нашем воображении, а на самом деле не существуют вообще. Наиболее простые примеры: кино (где человек видит движущееся изображение, в то время как имеет место смена дискретных), цвета (если разложить белый свет через призму на составляющие, то мы можем

увидеть примерно семь цветов, хороший художник увидит гораздо больше, но пчела видит даже ультрафиолет). При этом речь не идет о том, что в этом явлении нет, например, как принято говорить (называть), физического процесса, речь идет о том, что мы чувствами либо разумом из физического МИРА вычленяем для себя то, что в состоянии воспринять и использовать для ориентирования во внешней среде и называем это вещью. Эта вещь начинает для нас существовать как нечто самостоятельное и служит опорной точкой, помогающей ориентироваться в мире, хотя в природе, не содержащей человека, ее нет (правда, такой природы нет, так как человек уже есть). В то же время достаточно очевидно (!), что различные предметы (отдельные тела), элементы (атомы) существуют в Мире независимо от того, есть субъект или нет субъекта, например: камень, водород, вода, пар (вещи, свойства или степени свободы которых изменяются скачком). Известный всем пример перехода нескольких зерен в кучу - вопрос: "Где начинается куча зерна?", превращение ручья в речку, облака в тучу и т.п. иллюстрируют относительность существования вещей, связанную с особенностями человеческого интеллекта - субъекта и объекта процесса познания.

Ассоциативный блок.

Без субъекта нет объекта.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

СУЩЕСТВОВАНИЕ

позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto - существую], в диалектико-материалистич. философии синоним бытия. В истории философии поня­тие «С.» употреблялось обычно для обозначения внеш. бытия вещи, к-рое, в отличие от сущности вещи, пости­гается не мышлением, а опытом. Схоластика усматри­вала в дуализме сущности и С. коренную раздвоен­ность природного (сотворенного) универсума, снимае­мую лишь в боге: С. вещи не выводимо из ее сущности, но детерминировано в конечном счете творч. волением бога.

Англ. эмпиризм 17-18 вв. (Локк, Юм) признает реальность единичных фактов, С. к-рых ниоткуда не­выводимо и к-рые фиксируются в чувств. опыте- источнике всякого знания. Рационализм нового времени (Декарт, Спиноза, Фихте, Гегель) в своем истолкова­нии С. исходит из учения о тождестве мышления и бы­тия: С. по существу трактуется здесь как нечто разумное, рациональное. Попыткой примирить обе точки зрения были учения Лейбница и Канта. Лейбниц признает два рода истин: вечные истины разума и истины факта; однако различие между первыми и вторыми, согласно Лейбницу, существует только для конечного человеч. разума, в божеств. разуме оно снимается. Кант признает онтологич. значение С. непознаваемой «вещи в себе», к-рое принципиально невыводимо логически, т. к. невозможно логически вывести С. ни одного чувств. явления (ибо рассудок дает лишь формальную связь, а материал для него поставляет чувственность).

Принципиально новый категориальный смысл С. получает у Кьеркегора. Он противопоставляет рациона­лизму (в частности, Гегеля) понимание С. как человеч. бытия, к-рое постигается непосредственно. С., до Кьеркегору - единично, личностно, конечно. Конечное С. имеет свою судьбу и обладает историчностью, ибо по­нятие истории, согласно Кьеркегору, неотделимо от конечности, неповторимости С., т. е. от судьбы.

В 20 в. кьеркегоровское понятие С. возрождается в экзистенциализме (Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Марсель и др.), где оно занимает центр. место. С. (т. е. экзистен­ция; отсюда сам термин «экзистенциализм») трактуется в экзистенциализме как нечто соотнесенное с трансценденцией, т. е. выходом человека за собств. пределы. Непостижимая для мышления связь С. с трансценденцией, его конечность обнаруживаются, согласно экзис­тенциализму, в факте самого С. Однако конечность, смертность С.- не просто эмпирич. факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру С., прони­зывающее собой всю человеч. жизнь. Отсюда характер­ный для экзистенциализма интерес к т. н. погранич­ным ситуациям (страдание, страх, тревога, вина), в к-рых выявляется природа С.

Выступая против всех форм идеализма, марксист­ская философия рассматривает С. как объективную ре­альность многообразных форм материи и как социаль-ноисторич. бытие, определяющее положение человека в обществе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

СУЩЕСТВОВАНИЕ

лат.экзистенция): факт появления и проявления себя вовне. Сказать о вещи, что она существует, – значит просто сказать, что она есть, утвердить ее реальность. Сказать же, чем она является, – это значит назвать ее сущность. Вопрос существования был сформулирован Лейбницем («Принципы природы и благодати»», 1714) так: «Почему скорее су.ществует нечто, чем нцчто?». Высказывание о вещи, что она есть, не даст нам ничего для понимания этой вещи; и наоборот, когда я. определяю сущность треугольника как трехсторонний многоугольник, то тот факт, что он будет нарисован куском мела или вычерчен на песке, или даже вообще стерт, ничего не изменит в его определении. Тот факт, что он существует или не существует, –, это акциденция, которая не затрагивает его сущность. Но дать определение треугольника – значит определить все возможные треугольники и ни один из них не реализовать. Различие между сущностью и существованием – это различие, отделяющее возможное от реального. Существование не доказывается, оно испытывается. Мысль заходит в тупик, пытаясь обосновать его необходимость. «Экзистенциальная» философия (термин создан Хайдеггером в 1927 г.) делает существование, т.е. случайный факт бытия, центральной темой своей рефлексии. Случайным будет исе, что может либо быть либо не быть. Сказать, что все, что существует – случайно, значит сказать, что все, что существует, могло бы и не быть, по крайней мере, могло не быть до сих пор и может перестать быть в дальнейшем: это ставит темпоральность и конечность (смерть) в центр размышлений о человеке и мире (это тема «Бытия и времени», 1927). Этимологически существовать – значит выходить из себя: когда дух проецирует себя на прошлое, он наталкивается на случайность рождения (на «фактичность», или факт бытия здесь, совершенно произвольный и необъяснимый); когда же он проецирует себя на будущее, он наталкивается на неизбежность смерти. От этого двойного столкновения рождается, по Хайдеггеру, сознание истинного существования, нашей абсолютной конечности. Сартр дает более гуманистическое толкование понятия экзистенции: экзистенция не является ни реализацией божественного проекта, ни устремленностью к спасению, ожидающему нас после жизни, но исключительно самореализацией свободы. Существовать – значит «проецировать» себя вовне, делать проекты, беспрестанно вырываться из своего состояния в новое действие. Представляя собой темпоральность, человек может соотносить себя с тем, чем он не является, так же как и с тем, чем он уже не является (прошлое) или еще не является (будущее). Он существо, через которое небытие проникает в мир: человек трансцендирует, т.е. беспрестанно превышает простую данность, чтобы за пределами самого себя устремиться к тому, чем он еще не является. Существовать – означает в конечном счете вступать во чтото, и для человека это вступление определяет «его точку зрения на мир» (Мерло Понти, «Смысл и бессмыслица», 1965). Следует заметить, что Гегель в «Феноменологии духа» (1806) уже разграничил два понятия: существование и жизнь Существование – это «сознание жизни», а жизнь сознание смерти. Жизнь – это органическая жизнь; и только существование – характерное свойство человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

СУЩЕСТВОВАНИЕ [экзистенция]

от лат. ех — снаружи, и sistere — ставить): факт появления и проявления себя вовне. Сказать о вещи, что она существует, — значит просто сказать, что она есть, утвердить ее реальность. Сказать же, чем она является, —- это значит назвать ее сущность. Вопрос существования был сформулирован Лейбницем («Принципы природы и благодати», 1714) так: «Почему скорее существует нечто, чем ничто?». Высказывание о вещи, что она есть, не даст нам ничего для понимания этой вещи; и наоборот, когда я определяю сущность треугольника как трехсторонний многоугольник, то тот факт, что он будет нарисован куском мела или вычерчен на песке, или даже вообще стерт, ничего не изменит в его определении. Тот факт, что он существует или не. существует, — это акциденция, которая не затрагивает его сущность. Но дать определение треугольника — значит определить все возможные треугольники и ни один из них не реализовать. Различие между сущностью и существованием — это различие, отделяющее возможное от реального. Существование не доказывается, оно испытыва-ется. Мысль заходит в тупик, пытаясь обосновать его необходимость. «Экзистенциальная» философия (термин создан Хайдеггером в 1927 г.) делает существование, т.е. случайный факт бытия, центральной темой своей рефлексии. Случайным будет все, что может либо быть либо не быть. Сказать, что все, что существует, — случайно, значит сказать, что все, что существует, могло бы и не быть, по крайней мере, могло не быть до сих пор и может перестать быть в дальнейшем: это ставит темпоралъность и конечность (смерть) в центр размышлений о человеке и мире (это тема «Бытия и времени», 1927). Этимологически существовать (ex-sistere) -—значит выходить из себя: когда дух проецирует себя на прошлое, он наталкивается на случайность рождения (на «фактичность», или факт бытия-здесь, совершенно произвольный и необъяснимый); когда же он проецирует себя на будущее, он наталкивается на неизбежность смерти. От этого двойного столкновения рождается, по Хайдеггеру, сознание истинного существования, нашей абсолютной конечности. Сартр дает более гуманистическое толкование понятия экзистенции: экзистенция не является ни реализацией божественного проекта, ни устремленностью к спасению, ожидающему нас после жизни, но исключительно самореализацией свободы. Существовать — значит «проецировать» себя вовне, делать проекты, беспрестанно вырываться из своего состояния в новое действие. Представляя собой темпоральность, человек может соотносить себя с тем, чем он не является, так же как и с тем, чем он уже не является (прошлое) или еще не является (будущее). Он существо, через которое небытие проникает в мир: человек трансцен-дирует, т.е. беспрестанно превышает простую данность, чтобы за пределами самого себя устремиться к тому, чем он еще не является. Существовать — означает в конечном счете вступать во что-то, и для человека это вступление определяет «его точку зрения на мир» (Мерло-Понти, «Смысл и бессмыслица», 1965). Следует заметить, что Гегель в «Феноменологии духа» (1806) уже разграничил два понятия: существование и жизнь: существование — это «сознание жизни», т.е. жизнь + сознание смерти. Жизнь — это органическая жизнь; и только существование — характерное свойство человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

СУЩЕСТВОВАНИЕ

экзистенция [позднелат. ex(s)istentia, от лат. exsisto – существую], – одно из важнейших понятий европ. философии, получающее центр. место в экзистенциализме (отсюда сам термин "экзистенциализм"). В традиц. философии понятие С. употреблялось обычно для обозначения наличного бытия вещи, к-рое, в отличие от его сущности, постигается не мышлением, но опытом. Схоластика усматривала в дуализме сущности и С. коренную раздвоенность и ущербность природного (сотворенного) универсума, снимаемую лишь в боге: вещь не самосуща, ибо ее С. не выводимо из ее сущности, но детерминировано внешними "производящими причинами" (causae efficientes), a в конечном счете – трансцендентным творч. волением бога. Перебирая все стороны сущности вещи (ее понятия), мы не можем ни в одной из них укоренить факт ее С. Поэтому вещь одновременно принадлежит двум рядам (ordines – "порядкам"): ряду сущности и ряду С. В силу такой раздвоенности вещь не тождественна себе и не может гармонически успокоиться в своей "чтойности", в своей сущности. Понятие С. для ср.-век. мыслителей включает идею обусловленности и потому обычно не прилагается к богу: бог имеет не С., но бытие (esse), к-рое совпадает с его сущностью (отсюда попытки у Ансельма и др. схоластов вывести бытие бога из самого понятия бога, получившее обозначение онтологич. доказательства бытия божия). "Субстанция бога есть чистое бытие" (Thomas Aquinas, De substantiis separatiis, 12). Дуализм сущности и С. имплицирует ряд дальнейших противоречий (напр., между покоем и движением, между внешней и внутр. детерминацией), для бога не имеющих силы. Теологич. рационализм (например, в лице Фомы Аквинского) стремился прикрепить к сфере умозрения не только интеллигибельную сущность, но и С: так, для Фомы сущность есть коррелят логич. понятия С. – суждения. Эмпирико-номиналистич. реакция на томизм (Иоанн Дунс Скот, Оккам) стремилась в противовес этому заострить алогизм С. и его несоизмеримость с сущностью [ср. введенную Дунсом Скотом категорию индивидуально-экзистенциальной "этости" (haecceitas), к-рая подчеркнуто не сводима к сущностной "чтойности"]. Выявившийся в ср.-век. спорах о С. контраст двух мировоззренч. стилей – присущей реализму установки на спекулятивно-общее и присущей номинализму установки на эмпирически-частное – получил свое дальнейшее развитие в философии нового времени. С. Аверинцев. Москва. Англ. эмпиризм 17–18 вв. признает реальность единичных фактов, С. к-рых ниоткуда не выводимо и к-рые фиксируются в чувств. опыте – источнике всякого знания; не данное же в непосредств. опыте с т. зр. последоват. эмпиризма (Юм) не может быть объектом к.-л. высказывания. Стремясь преодолеть алогизм С., рационализм нового времени (Декарт, Спиноза, Фихте, Гегель) воспроизводит принцип ср.-век. реализма и принимает онтологич. доказательство бытия бога, создавая учение о тождестве мышления и бытия. Своеобр. попыткой примирить обе т. зр. было учение Лейбница (тяготевшего, впрочем, к рационализму и потому принявшего "правду" эмпиризма лишь условно) и Канта. Лейбниц признает два рода истин: вечные истины разума (устанавливаемые математикой и логикой, имеющими дело с "сущностями") и истины факта, с к-рыми имеют дело все науки, так или иначе соприкасающиеся с эмпирич. миром и констатирующие С. фактов. Однако различие между первыми и вторыми, согласно Лейбницу, существует только для конечного человеч. разума; божеств. разум в состоянии осуществить бесконечный логич. анализ, благодаря к-рому можно усмотреть абс. логич. необходимость также и истин факта. Т. о., С. у Лейбница (как и у эмпириков факт) не возводится до онтологич. реальности. В новой философии только Кант вновь возвращается к пониманию онтологич. значения факта и С. По Канту, С. принципиально невыводимо логически: как невозможно логически вывести существование ни одного чувств. явления (ибо рассудок дает лишь формальную связь, а материал для него поставляет чувственность), так же невозможно вывести из понятия бога его С. Кантовское положение о том, что бытие не может быть предикатом, впервые придает понятию "факта" онтологич. значение. Принципиально новый категориальный смысл С. получает у Кьеркегора. Выступая против рационализма и реализма понятий, характерного для гегелевской философии, Кьеркегор обращается не к эмпиризму с его пониманием факта в качестве внешнего или внутрен. явления, как это делает англ. эмпиризм и его наследник – позитивизм, и не к материализму, как его современник Фейербах, – он возвращается к той утраченной эмпиризмом онтологич. основе, к-рая одна в состоянии придать этому направлению собственно-филос. характер. Он противопоставляет философии, возведшей понятие, а тем самым и мышление в абсолют, не факт, а С., к-рое не может быть помыслено, но постигается непосредственно. Тем самым философия существования противопоставляется рационализму Гегеля как философии опосредования. Мышление, понятие – всеобще, С. – единично; мышление – безлично, С. – личностно, оно есть то, что "всегда мое", что "составляет на радость или на горе мою вечную и неотъемлемую собственность". Мышление бесконечно, С. конечно, и его конечность есть, по Кьеркегору, одна из наиболее важных его характеристик. Мышление, будучи бесконечным, несет в себе свой закон; конечное С. имеет свою судьбу. Именно поэтому мышление не имеет истории, его история – это его логика; только С. исторично, ибо понятие истории, согласно Кьеркегору, неотделимо от конечности, неповторимости и необратимости С., т.е. от судьбы. У Кьеркегора оказались слитыми воедино два разных аспекта рассмотрения С.: с одной стороны, Кьеркегор как релит, мыслитель видит С. укорененным в боге, с др. стороны, отождествляет С. с человеч. личностью, и поэтому у него описание внутр. духовного опыта последней выступает как описание самого С. Тем самым Кьеркегор кладет начало как религ.-философ, трактовке С. (К. Барт, Тиллих, Ясперс, Марсель), так и психологически-антропологич. его толкованию (Сартр, Камю и др.). После 1-й мировой войны кьеркегоровское понятие С. возрождается в экзистенциализме. В зависимости от истолкования понятия С. можно выделить три варианта экзистенциализма: онтологический (Хайдеггер, Ясперс), антропологический (Сартр, Камю, Мерло-Понти) и религиозный (Марсель, Шестов, Бердяев, Бубер, Бультман). Первый остается в сфере собст-венно-филос. и пытается создать новую онтологию с помощью феноменология, метода Гуссерля; второй пользуется для анализа С. психологич., психоаналитич. и даже социологич. (напр., поздний Сартр) методами; третий представляет собой попытку описать в новых понятиях духовный опыт совр. религ. человека, тем самым сомкнув филос. мышление и религ. мирочувствование вопреки тенденции их расщепления, имевшей место в философии нового времени. Можно выделить ряд моментов в понимании С., к-рые являются общими для всех форм экзистенциализма. Прежде всего С. не есть субстанция, а потому оно не постижимо с помощью тех рациональных средств, к-рые разработала традиц. философия и – тем более – совр. наука. Ни науч. способ мышления, предполагающий движение от явления к сущности, вводящий опред. модели для описания предмета исследования, ни психологич. анализ, к-рый вместо самого С. схватывает только наполняющее его содержание, не приемлется экзистенциалистами в качестве метода постижения С. Наиболее приемлемым большинство экзистенциалистов признают феноменология, метод Гуссерля, к-рый, по мнению Хайдеггера, позволяет при описании С. избежать обеих указанных опасностей, ибо, в отличие от науки и традиц. рационалис-тич. философии, прибегает не к конструированию предмета, а к его описанию, а в отличие от описат. психологии, "очищает" свой предмет от всех его эмпирич. характеристик (трансцендентальная и феноменологич. редукция). Однако сам феноменологич. метод истолковывается разными авторами по-разному, так что вопрос о способе обнаружения С. оказывается спорным; в зависимости от его решения возникают психологич., онтологически-филос. и религиозно-теистич. трактовки С. Поскольку С. не есть ни материальная, ни духовная субстанция, экзистенциалисты отвергают как традиц. материализм, так и традиц. идеализм. С. не есть ни объект, ни субъект в традиционном значении слова, – оно – по ту сторону противоположности субъекта и объекта. Экзистенциалисты полагают, что только преодоление совр. науч. способа мышления и рационально-технич. подхода к миру позволяет открыть С; они выступают тем самым не только как критики сциентизма и позитивизма, но и как антагонисты соврем, индустриальной цивилизации, где противоположность субъекта и объекта пронизывает собою все сферы жизни и сознания. Человеч. С. как экзистенциальная категория выступает не в традиц.-филос. роли субъекта, противопоставленного объекту, но как нечто соотнесенное с трансценденцией, точнее как сама эта соотнесенность, явленность трансцендентного в имманентном. "...Существование нуждается в другом, а именно – в трансценденции, благодаря которой оно, не создавшее само себя, впервые выступает как независимое первоначало (Ursprung) в мире; без трансценденции существование становится бесплодным и лишенным любви демоническим упрямством" (Jaspers К., Vernunft und Existenz, Groningen, 1935, S. 42). Однако саму трансценденцию экзистенциалисты понимают по-разному (см. Экзистенциализм). Непостижимая для мышления связь С. с трансценденцией, его конечность обнаруживается, coгласно экзистенциализму, в факте самого С. Однако конечность, смертность С. – не просто эмпирич. факт прекращения жизни, – а начало, определяющее структуру С., пронизывающее собою самое человеч. жизнь, определяя тем самым ее культурно-историч. формы. Отсюда характерный для экзистенциализма интерес к т.н. пограничным ситуациям, в к-рых выявляется природа С. В филос.-онтологич. варианте экзистенциализма проблема С. связана с вопросом о бытии и ничто (поздний Хайдеггер). Ясперс и Марсель, а также Бердяев рассматривают конечность С. в аспекте христианского эсхатологизма. С. предстает как реальность, к-рую невозможно адекватно описать никаким из известных методов; большинство экзистенциалистов (Марсель, Хайдеггер, Ясперс и др.) постоянно подчеркивают, что за этим понятием скрыта тайна. Согласно Ясперсу, самое большее, чего может достигнуть философия, в частности и в отношении к С., это дать понять человеку, что за всем, что ему удается познать, лежит некая темная, глубокая пропасть, заглянуть в к-рую невозможно, но ощутить ее присутствие – значит приобщиться к философии. С. не познаваемо, ибо оно не объективируемо. Отсюда характерная для экзистенциализма близость к апофатич. теологии. К. Маркс и Ф. Энгельс в ранних своих работах, продолжая фейербаховскую критику нем. классич. философии, совершают поворот, к-рый совпадает с общим движением филос. знаний этой эпохи, к анализу проблем человеч. бытия. Выступая против спекулятивного и метафизич. идеализма, к-рый действит. свойства и способности человека превращает в отчужденные родовые силы, основоположники марксизма обращаются к анализу конкретного эмпирич. индивида. Однако, в отличие от экзистенциализма, С. понимается здесь как социальное и историческое бытие, зависящее от положения человека в обществе, обществ. отношений и производит, сил на разных ступенях истории и т.п. В дальнейшем внимание марксизма почти целиком сосредоточивается на анализе тенденций социального бытия. Понимая развитие общества как естественно-историч. процесс, марксизм выдвинул идею объективно-науч. (экономического, социологического и пр.) исследования социальной жизни, что требовало отвлечения от экзистенциальной проблематики. Именно этим и объясняется, что при разработке принципов исторического материализма не проводится различие между С. и бытием; человек здесь истолковывается как персонификация социальных сил, а все характеристики, связанные с личностным С., оказываются перенесенными в план социальных. Лит.: ?оnquеdес J. de, L´existence d´apr?s К. Jaspers, P., 1945; Kean С. D., The meaning of existence. N. Y.–L., [1947]; Maritain J., Court trait? de l´existence et de l´existant, P., 1947; Jaspers K., Vernunft und Existenz, 2 Aufl., Bremen, [1948]; Viettа Е., Versuch ?ber die menschliche Existenz in der modernen franz?sischen Philosophie, Hamb., 1948; Ecole J., Essence et existence chez Sartre, "Etudes philosophiques", 1951, ann?e 6; Wahl J. La pens?e de l´existence, P., [1951]; его же, Les philosophies de l´existence, P., [1954]; Meinertz J., Existenz. Psychologie. Ontologie, Mcisenheim/Glan, 1952; Wyschogrod M., Kierkegaard and Heidegger. The ontology of existence, L., [1954]. П. Гайденко. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме СУЩЕСТВОВАНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме СУЩЕСТВОВАНИЕ — 0

Найдено книг по теме СУЩЕСТВОВАНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме СУЩЕСТВОВАНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме СУЩЕСТВОВАНИЕ — 0