СУЩЕЕ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Сущее
все, о чем мы говорим, что имеем ввиду, к чему имеем отношение. Более или менее эквивалентно может быть заменено терминами “вещь”, “элемент мира”, “сущность”.

Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)

СУЩЕЕ
истинное, настоящее. В философском смысле — сущее — это то, что есть; совокупность многообразных проявлений 6ытия\ любая вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

СУЩЕЕ
абсолютное первоначало, субъект всякого бытия; не зависит ни от реальности внешнего мира, ни от мышления; придает миру его реальность, а мышлению – его предметность, его идеальное содержание.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

Сущее
(древ.‑рус. сущий – существующий, пребывающий) – совокупность многообразных проявлений материальных и духовных объектов, причинно‑следственных связей и условий, открывающихся человеку в представлении; любая вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

СУЩЕЕ
(Seiendes) — многообразие, в котором бытие является идентичным самому себе. «Сущее и бытие различаются так же, как различаются истинное и истина, действительное и действительность, реальное и реальность. Того, что истинно, очень много, но само истинное бытие в этом многом одно и то же... Действительное многообразно, но в нем одна действительность, идентичный модус бытия» (N. Hartmann. Zur Grundlegung der Ontologie, 1948). Сущее есть то, что есть; оно не идентично данному, так как охватывает также и неданное.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СУЩЕЕ
категория онтологии, обозначающая:1) совокупность многообразных проявлений бытия; 2) любую вещь или субъект в аспекте их причастности бытию; 3) онтологический абсолют. Последнее значение характерно, в частности, для философии И. А. Бердяева, который противопоставляет «бытие», как логическую абстракцию, «сущему», как адекватному обозначению абсолюта в единстве объективности и субъективности. Хайдеггер же, напротив, противопоставляет в своей философии сущее (вещи и люди) бытию как основе сущего. Отождествление сущего и бытия является, с точки зрения Хайдеггера, проявлением неподлинного способа философствования.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Сущее
Бытие в процессе бытия; бытие в настоящем времени и только в нем. Сущее (на латыни ens) от бытия (esse) отличали уже схоласты. Первое обозначает то, что есть; второе – тот факт, что это что‑то есть. Хайдеггер и последователи его школы также отличают сущее (этот стол, это дерево, вы или я) от бытия, формулируя свой знаменитый тезис об их «онтологическом различии». Впрочем, глубокого развития эта тема у Хайдеггера не получает. То, что дерево это дерево, и даже вот это конкретное дерево, есть его банальное сущее. Но то, что вообще есть такая вещь, как дерево, – уже бытие. Таким образом, сущее это и есть бытие, когда мы задаемся вопросом, что оно такое, вместо того чтобы поражаться, что оно вообще есть. И наоборот: бытие есть сущее, когда мы удивляемся, что оно есть, вместо того чтобы просто установить, что оно такое и для чего нужно.

Источник: Философский словарь.

Сущее
все, что так или иначе существует, обладает бытием независимо от категориального статуса или формы существования. Это может быть предмет, явление, возможность, ставшее, становящееся, материальное, идеальное, вещь, свойство, отношение и т.д. В истории философии известно противопоставление С. бытию, причем порой в прямо противоположных смыслах. Так, для Хайдеггера подлинная глубинная реальность присуща не сущему, но бытию, а для В.С. Соловьева наоборот. Коррелятивная онтология принципиально отрицает раздвоение бытия на «профанный» и «метафизический» уровни. Все, что так или иначе существует, дано в каком-то соотношении, наделено всеми всеобщими атрибутами.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия антрпокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 42; его же. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную нтологию). СПб. 2006. С. 65-66.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

СУЩЕЕ

- 1) все существующее в его единстве, множественности и полноте. Нередко сущее просто отождествляют с бытием и говорят о сущем как "истинном бытии", хотя встречаются трактовки сущего как того, что лишь приоткрыто нашему познанию в бытии. Иногда термин "сущее" относят к отдельной вещи, взятой не автономно, а в ее соотнесенности с бытием в целом, в ее "причастности бытию". 2) М.Хайдеггер противопоставил сущее бытию и настаивал, что смысл бытия невозможно найти в сущем. Это не было принято многими другими философами. Хайдеггера корректировали, напр., так: бытие следует считать "озаряющим", а "сущее" - "озаряемым" (П.Рикер). 3) В русской философии, напр., у Вл.Соловьева: сущее - Всеединство, совпадающее с бытием. С.Булгаков, однако, соотносил сущее и бытие как подлежащее со сказуемым: сущее более полнокровно, чем бытие, а бытие - это актуализация сущего: "Сущее полагает существование, бытие есть актуальность сущего, которое в своей актуальности остается выше бытия".

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

СУЩЕЕ
категория онтологии, означающая многообразие, в к-ром сохраняется идентичность бытия, а также аспект причастности вещи или субъекта к бытию. Бытие и С. различаются так же, как материя и материальное, ложь и ложное. В ряде идеалист. концепций понятие С. употребляется как синоним бытия. В нек-рых учениях отеч. философов (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев) С. употребляется как более адекватное обозначение абсолюта (живого единства объективности и субъективности), чем понятие «бытие». В философии Хайдеггера С. вещи, люди противопоставляются бытию, лежащему в основе и за пределами С. Соотвенно выделяются разные сферы исследования: онтическая (занимающаяся С.) и онтологич. (направленная на бытие). По Хайдеггеру, попытки истолковать бытие посредством отождествления его с С. явл. неподлинным способом философствования и — в широком смысле — способом существования целой эпохи — «метафизической». Представление о С. как о наличном, актуальном бытии в его отличие от должного (идеального, абсолютного бытия) явл. универсальным стимулом филос. познания. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СУЩЕЕ
категория онтологии, обозначающая 1) сово­купность многообразных проявлений бытия; 2) любую вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию; 3) онтологич. абсолют. В ряде идеалистич. концепций понятие С. употребляется как синоним бытия.
В нек-рых учениях рус. идеалистич. философии кон. 19 - нач. 20 вв. (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев) С. употребляется как более адекватное обозначение абсолюта, чем понятие «бытие» (толкуемое как логич. абстракция, превращающая абсолют в идеальный объект). Считая, что категория С. позволяет избежать объективации и отождествления высшего бытия с мыслью, представители этих учений пытаются предста­вить абсолют как живое единство объективности и субъективности.
В философии Хайдеггера С. (вещи и люди) противо­поставляется бытию, лежащему в основе и за предела­ми С. Соответственно выделяются разные сферы иссле­дования: оптическая (занимающаяся С.) и онтологиче­ская (направленная на бытие). По Хайдеггеру, попыт­ки истолковать бытие через отождествление его с С. являются неподлинным способом философствования и - в широком смысле - способом существования це­лой эпохи - «метафизической». В марксистско-ленин­ской философии понятие С. не употребляется. См. ст. Бытие и лит. к ней.

Источник: Советский философский словарь

СУЩЕЕ
одна из фундаментальных категорий философского дискурса, смысл которой изменялся в истории философии, характеризуя либо все существующее, либо способ существования, либо бытие связки, поскольку любому сущему независимо от способа его бытия можно приписать связку «есть». Уже в античной философии, ориентирующейся на космоонтологическую проблематику, началось онтологическое различение сущего и бытия, обусловленное поисками оснований истины и лжи (сущее как истина, не-сущее как ложное). Для Платона сущее причастно бытию и не-бытию, связано с тождеством самому себе, являясь наряду с движением и покоем родом. Аристотель в противовес Платону подчеркивает, что иного по отношению к сущему нет, что сущее не может быть родом для вещей (Met. Ill 3, 998b20-25; IX 10, 1051 b5) и, рассматривая различные значения имени «сущее», переводит это различение из онтологического в полисемичность языка, коль скоро нет единого рода «сущее», обусловливающего однозначность имени. Сущее сказывается различными способами: 1) в соответствии со способами предикации, или «видами категорий», когда смысл сущего выражен в различных формах высказывания и сущее оказывается сутью вещи, качеством, количеством, отношением, местом, временем, действием и претерпеванием; 2) сущее в возможности и сущее в действительности (связь сущего с энтелехией); 3) «в самом основном смысле сущее — это истинное и ложное, что имеет место у вещей через связывание и разъединение» (Met. IX 10,1051 b 5). Сущее и единое тождественны (Met. IV 2, 1003 b 22). Для неоплатоников эманацией сверхсущего Единого предстает сущее (Плотин, Епп.1118,10).
В средневековой схоластике развивается онтотеологическая интерпретация сущего, для которой характерно различение между бытием, сущим и существованием. Полнота бытия присуща Богу (essentia), который создает сущее (ens) — тварный мир, наделяет сущее бытием (esse). Познать его можно либо апофатически, либо в соответствии с аналогией между Богом и вещами (аналогия сущего). Тем самым сущее — это то, что осуществляет акт бытия (actus essendi). Творение — не чистый акт мысли, а чистый акт существования. Сущее трактуется как имеющее бытие (esse habens) и дар существования, полученный от Бога в акте творения по Слову В философии Нового времени различение сущего, бытия и существования приобрело принципиально иной характер: речь идет о фундаментальных способах бытия — бытия природы (res extensa) и бытия духа (res cogitans), об отождествлении сущего с натуралистически трактуемой совокупностью вещей (res), существование которых достоверно представлено в перцептивном или мыслительно конструктивном опыте. Для E Декарта исходным является то сущее, существование которого достоверно и самоочевидно в акте мысли, — Я. Лейбниц, ставя вопрос о том, почему существуют вещи так, а не иначе, усматривает достаточное основание их существования в Боге как последней причине (Соч., т. 1. М., 1982, с. 408). Он связывает сущее с тем, что «может Сыть нами понято» (Соч., т. 3. M., 1984, с. 110), выражено в отчетливом понятии в отличие от существования, которое может быть выражено в отчетливом восприятии. В трансцендентализме, начиная с философии Канта и кончая феноменологией Э. Гуссерля, бытие не трактуется как реальный предикат, мышление понимается как инстанция, конституирующая сущее. Истинно сущий предмет предполагает возможное сознание, трансцендентальный субъект полагает интенциональные объекты как сущие вещи. Тем самым возникает вопрос о бытии трансцендентального субъекта, который по-разному осмысляется в трансцендентализме — от чистого Я до монадологии. Бытие, отождествляемое с сущим, трактуется как волевое действие (А. Шопенгауэр), как продукт самодеятельности духа (Р. Эйкен), как результат синтетической деятельности категорий (Г Коген, П. Наторп). Ф. Брентано связывает существование с утвердительными суждениями, а не-существование — с отрицательными, проводя различие между модусами бытия сущего — объектов ума и природных вещей. Для Г. Риккерта бытие включает в себя сущее и долженствование, тем самым область бытия была расширена и стала включать в себя также ценности. Для Г. Зиммеля бытие — это комплекс сущего как бесконечного многообразия того, что «есть». Н. Гартман связывает сущее с многообразной действительностью, идентичным модусом которой является бытие, подчеркивая, что сущее не совпадает с данным, а включает в себя неданное. М. Хайдеггер видит в истории европейской метафизики различные способы сокрытия бытия, забвение бытия, проистекающее как из отождествления бытия с сущим, так и из непонимания историчности самого вопроса о бытии, коренящегося в самоинтерпретации человеческого существования.
А. П. Огурцов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
329.83 кб

Должное и сущее в процессуальном бытии культуры

Амельченко С. Н.
Due, penetrating the whole structure of human vital functions is in fact an intentional-procedural-effective regulation of the actual reality and its speculative value-guided modification which is set and transferred from a potent
Читать PDF
117.75 кб

Универсалии «Бытие», «Сущее» и «Должное» в концептуальном моделировании культуры

Амельченко С. Н.
Categories «existence», «real» and «due» are not widely and stably adopted in culture-philosophical theories, but they are namely the key ones in formation of ontology, gnosiology, deontology and axiomatic area of culture.
Читать PDF
1.89 мб

Универсалии "бытие", "сущее" и "должное" в познании культуры: опыт систематизации

Амельченко Светлана Николаевна
Категории «бытие», «сущее» и «должное» не имеют широкого применения в культурфилософских теориях, но именно они являются ключевыми в построении онтологии, гносеологии и аксиологии культуры.
Читать PDF
228.30 кб

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «СОВРЕМЕННАЯ ОНТОЛОГИЯ V: СУЩЕЕ И СУЩНОСТЬ» (18 20 ИЮНЯ 2012 г., САН

Паткуль Андрей
The fifth conference in the series «Contemporary ontology» was devoted to the problems of relations of existence and essence in such aspects as the relation of existence and essence from the point of view of several fundamental co
Читать PDF
111.37 кб

Сущее либертаризма в философской системе позитивного экзистенциализма

С. А. Медведев
Читать PDF
592.79 кб

Ментальное сущее и идеальное бытие: к вопросу о различии схоластической и новоевропейской рациональн

Савинов Родион Валентинович
В статье устанавливается различие рациональности схоластического и новоевропейского типа.
Читать PDF
232.78 кб

Язык (мышление) и жизнь: должное и сущее (раздумья над книгой Ш. Балли «Язык и жизнь»)

Лобанова Нина Исааковна
В статье обсуждаются контексты понимания проблемы соотношения языка и жизни с точки зрения Женевской лингвистической школы (на примере Шарля Балли) и с точки зрения философии.
Читать PDF
671.24 кб

Историко-философский смысл понятия ens rationis (ментальное сущее)

Савинов Родион Валентинович
В статье рассмотрена проблема ментального сущего (ens rationis) в схоластической постсредневековой философии.
Читать PDF
652.77 кб

Сущее как интенциональный объект мышления и «Единство сущего» у Парменида

Берестов Игорь Владимирович
Предлагается интерпретация фрагмента поэмы Парменида, в котором обосновывается неделимость сущего.
Читать PDF
260.22 кб

Сущее техники

Павлович А.А.
Понятие «сущее техники» нужно для онтологического постижения техники. В статье задействуются эпистемология, антропология, социальная философия, аксиология, праксеология.
Читать PDF
289.57 кб

2015.02.033. ЖУНИЧ С. СКАЗУЕМОЕ И СУЩЕЕ: ИСТОРИЯ ПОНЯТИЙНОЙ ЛОГИКИ У СЕРБОВ. ЖУЊИЋ С. ПРИРОК И СУШТА

Цибизова И.М.
Читать PDF
160.73 кб

Видимое и сущее в мифотворческом содержании символизма Вяч. Иванова

Астахов Олег Юрьевич
В статье рассматриваются вопросы определения символизма в контексте рассуждений Вяч. Иванова о реалистической и идеалистической моделях творчества, соответствующих выражению ценностей сущего и видимого мира.
Читать PDF
189.50 кб

Видимое и сущее - предмет художественного и научного познания (в ракурсе творческой личности)

Киященко Лариса Павловн
В статье предпринята попытка рассмотреть ключевые для философского дискурса понятия «видимое» и «сущее» через призму предметности в художественном и научном познании.
Читать PDF
159.55 кб

Личность и творчество Симоны де Бовуар (видимое и сущее)

Куимова Владислава Михайловна
Статья посвящена осмыслению личности С. де Бовуар в аспекте ее личного преодоления стереотипов о «втором поле».
Читать PDF
391.83 кб

Категории «Сущее» и «Бытие» в основе онтологии и модусов долженствования культуры

Амельченко Светлана Николаевна
В статье рассматривается вопрос, связанный со смыслом и соотношением категорий «сущее» и «бытие», осуществляется их введение в онтологию культуры.

Похожие термины:

  • Число как сущее в античности

    Античная философия стоит на той точке зрения, что все познаваемое познается в его единораздельности, т.е. единстве и цельности, но таком единстве, в котором различимы все возможные его последующие
  • СУЩЕЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    как и понятие существования, выражалось двумя основными терминами. Более общим служил «мавджуд» (букв. — находимое), менее употребимым «каин» (букв. — бытийствующее). Оба субстантивировались не ср
  • ДОЛЖНОЕ И СУЩЕЕ

    категории, в которых отражается существенная для морали противоположность между фактическим положением дел (поступком, психологическим, общественным состоянием) и нравственно ценным, положител
  • НЕ-СУЩЕЕ

    (греч. me on) - в древнегреческой философии: "не имеющее сущности", формы, идеи или любой другой положительной определенности, что для древних означало также "не иметь бытия". В античной философии "не-су
  • Все (Сущее)

    Все, особенно с заглавной буквы или с дополнением «сущее», – это совокупность всех совокупностей. Так, например, можно сказать, что мир – это все; что может существовать бесконечное множество миро