СУНЬ ЯНЬСунь-бинь

СУНЬ ЯТСЕН

Найдено 3 определения термина СУНЬ ЯТСЕН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

СУНЬ ЯТСЕН (1866—1925)

кит. революционер-демократ. Получил медицинское образование в Гонконге. В 1894 создал первую в Китае революционную организацию “Союз возрождения Китая”. Под влиянием рус. революции 1905—07 С. сплачивает революционные силы для свержения правящей династии, выдвинув в качестве политической программы три принципа: “принцип нации” (национальная независимость Китая), “принцип народовластия” (создание республики), “принцип народного благоденствия” (уничтожение социального неравенства). Революционно-демократическая программа С. получила высокую оценку Ленина, к-рый, однако, критиковал утопическое представление С. о возможности “предупредить” капитализм в Китае. Победа Великой Октябрьской социалистической революции оказала большое влияние на С. Он сблизился с Компартией Китая, реорганизовал гоминьдан и поддержал требования новодемократической революции. В новых условиях три принципа С. дополнились тремя политическими установками: союз с СССР, союз с Компартией Китая и поддержка крестьян и рабочих. Экономическая программа С. включала требование “ограничения капитала”, т. е. национализации крупного иностранного и местного капитала. С. был большим другом СССР, высоко ценил поддержку Советским Союзом революционного движения в Китае. Он верил, что “настанет время, когда Советский Союз как лучший друг и союзник будет приветствовать могучий и свободный Китай, когда в великой битве за свободу угнетенных народов мира обе страны рука об руку пойдут вперед и добьются победы”. Философские взгляды С. были теоретической основой его революционного демократизма. Он материалистически решал вопрос об отношении сознания к материи. Процесс познания С. рассматривал в связи с практической деятельностью человека, а результаты познания — идеи и принципы — он считал активной силой, помогающей преобразовать мир. В объяснении общественных явлений С. в целом оставался идеалистом. Осн. философское соч.— “Учение Сунь Вэня”.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

СУНЬ ЯТСЕН

диалектная версия от Сунь Исянь; Сунь Чжуншань, псевдоним Сунь Вэнь) [12 ноября 1866, уезд Сяншань (ныне Чжуншань) провинции Гуандун —12 марта 1925, Пекин] — китайский революционер, первый президент Китайской Республики (1912), мыслитель. Родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил медицинский институт в Гонконге (1892). В 1895 создал революционную организацию «Союз возрождения Китая», ставившую целью свержение маньчжурской династии Цин (1644—1912). После неудачного вооруженного выступления в январе 1895 эмигрировал, жил в Японии, США, Западной Европе. В 1905 в Токио создал организацию Тунмэнхуэй («Объединенный союз»), возглавившую Учанское восстание (1911), которое положило начало антимонархической Синьхайской революции. Был избран первым Временным президентом Китайской Республики (январь—апрель 1912). В 1923—24 реорганизовал Гоминьдан (Национальную партию) и положил начало созданию южнокитайской революционной базы, откуда власть Гоминьдана впоследствии распространилась на всю страну.

Социально-политические программы Сунь Ятсена основывались на «трех великих принципах», известных в китайской марксистской литературе как «три народных принципа» (сань минь чжуи): «национализм», «народовластие», «народное благосостояние». До Синьхайской революции принцип «национализма» у Сунь Ятсена означал «национальную революцию» — свержение маньчжурской династии; «народовластие» — «политическую революцию», т. е. свержение монархии; «народное благосостояние» — «социальную революцию» и обеспечение социальной справедливости. Последняя может быть достигнута путем сосредоточенияобщественного богатства в руках государства при ограниченном использовании частного предпринимательства. В период сотрудничества с Коминтерном «три народных принципа» претерпели изменения. Принцип «национализма» стал толковаться как борьба с империализмом и китайскими милитаристами за объединение страны. Принцип «народовластия» означал устроение государства на основе всеобщего избирательного права и разделения властей, причем к исполнительной, законодательной и судебной властям добавлялись экзаменационная (организация должностной аттестации) и контрольная власти, продолжающие традиционные для Китая политические институты. Политическая реформа рассчитана на три этапа: «период военного правления», «период политической опеки» со стороны правящей партии, «период конституционного правления». Принцип «народного благосостояния» — это «социализм», или принцип «Великого единения» (Да тун). Он осуществляется путем реализации принципа «каждому пахарю — свое поле» посредством тщательно подготовленного выкупа земли у помещиков.

Собственно философские построения Сунь Ятсена комбинируют элементы китайских и современных ему западных теорий. Особое внимание он уделял проблеме соотношения «знания и действия» (чжи — син). Выработал собственную концепцию — «действие легко, знание трудно», — подняв статус знания. В свете своей гаосео-праксеологической концепции интерпретировал развитие человечества: на 1-м этапе люди «не знали и действовали»; на 2-м — «действовали и затем уже знали»; на 3-м — «знают и затем действуют». Отождествлял таи цзи («Великий предел») с западным понятием «эфир», в котором видел творящий хаос, порождающий материю. Принял эволюционную теорию Ч. Дарвина только в отношении природы. Человеческое сознание рассматривал как некий итог развития «жизненного начала», подразумевая под ним биологическую клетку, в духе неовитализма наделенную «чувством и сознанием». Отрицал правомерность перенесения концепции борьбы за существование на человеческое общество, полагал, что социальный прогресс основывается на «всеобщем принципе» (гун ли, см. ^Тв-принцип; здесь — синоним справедливости) и «благосмыслии» (лян чжи, см. также Ван Янмин) — врожденном «знании блага». Надежды на лучшее будущее для Китая связывал с его культурно-гуманитарным превосходством над Западом. Социально-политические теории Сунь Ятсена легли в основу политической практики и фразеологии партии Гоминьдан.

Соч.: Сунь Чжуншань цюаньцзи (Полн. собр. соч. Сунь Ятсена), т. 1— 5. Пекин, 1981-85; Избр. произв. М., 1985. Лит.: Тихвинский С. Л. Завещание китайского революционера. Сунь Ятсен: жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. М., 1986; Сунь Ятсен. 1866-1986. К 120-летию со дня рождения. М., 1987.

А. Г. Юркевич

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

СУНЬ ЯТСЕН

Диалектная версия от Сунь Исянь; Сунь Чжуншань, псевд. Сунь Вэнь. 12.11.1866, уезд Сяншань (ныне Чжуншань) пров. Гуандун, - 12.3.1925, Пекин; похоронен в Нанкине. Революционер, первый президент Кит. Республики, мыслитель. Род. в зажиточной крестьянской семье. Окончил мед. ин-т в Сянгане (Гонконге, 1892). В 1894 создал революц. орг-цию Синчжунхуэй ("Союз возрождения Китая"), ставившую целью свержение маньчж. дин. Цин. После неудачного вооруж. выступления 10.1.1895 эмигрировал, жил в Японии, США, Зап. Европе; разрабатывал планы вооруж. выступлений, добивался консолидации антиманьчж. сил, в т.ч. стремился получить поддержку кит. тайных об-в за рубежами Китая. В 1905 в Токио создал революц. орг-цию Тунмэн-хуэй ("Объединенный союз"), руководившую в 1905 - 11 антиманьчж. выступлениями в различных р-нах Китая, в т.ч. Учанским восстанием 10.10.1911, положившим начало Синьхайской революции (1911 - год Синьхай по традиц. кит. календарю). В кон. декабря возвратился из эмиграции и был избран первым Временным президентом Кит. Республики (приступил к выполнению обязанностей 1.1.1912). 1.4.1912 был вынужден уступить этот пост Юань Шикаю - лидеру бэйянских (северокит.) милитаристов. Преобразовал Тунмэнхуэй в Нац. партию (Гоминьдан), а в пер. диктатуры Юань Шикая создал в эмиграции (Япония, 1914) Кит. революц. партию (Чжунхуа гэминдан). В 1917 - 18 возглавлял южнокит. прав-во в Гуанчжоу. 7.4.1921 на чрезвычайной сессии парламента в Гуанчжоу был избран президентом Кит. Республики. Обратился к прав-ву СССР с просьбой о направлении в Гуанчжоу военных и гражданских советников. При участии сов. советников и кит. коммунистов в 1923 реорганизовал Гоминьдан, ставший коалицией политич. сил, рассматривавшихся как антифеод. и антиимпериалистич. В 1924 провозгласил политич. курс, в марксистской историч. лит-ре известный как "три осн. политич. установки": союз с Сов. Союзом, с компартией Китая, опора на рабочих и крестьян. В обл. философии С.Я. особое внимание уделял проблеме соотношения "знания и действия" (чжи- син): вначале разделяя мнение Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.) о "совпадающем единстве знания и действия", впоследствии выработал собственную концепцию - "дейстзие легко; знание трудно" (син и чжи нань), подняв статус знания выше предела, возможного для конф. традиции. Это стало следствием знакомства С.Я. с зап. мыслью, в данном случае - с традицией платонизма. Дал гносеологич. истолкование этапам развития человечества: 1-й - люди "не знали и действовали"; 2-й - "действовали и затем уже знали"; 3-й - "знают и затем действуют". Отождествлял фундаментальную категорию кит. философии тай цзи ("Великий предел") с зап. понятием "эфир" (итай), в к-ром видел творящий хаос, порождающий материю и космич. тела. Принял эволюционную теорию Ч. Дарвина только в отношении окружающей человека природы, выделил в эволюции Вселенной три этапа: "[неживой] материи" (у чжи), "[живых] организмов" (у чжун) и "человечества" (жэнь лэй). Человеч. сознание рассматривал как некий итог развития "жизненного начала", "жизненного элемента" (шэн юань), подразумевая под ним биологич. клетку и в духе неовитализма наделяя ее "чувством и сознанием". В то же время в русле доктрины англ, дарвиниста Т. Гексли отрицал правомерность перенесения концепции борьбы за существование на человеч. об-во, противопоставлял социальный прогресс, основанный на "всеобщем законе" (гун ли, см. Ли [1]) и "благосмыслии" (лян чжи, см. Ван Янмин), естеств. процессу. Отсюда резкое отрицание им марксистского тезиса о классовой борьбе. Взгляды С.Я. на обществ, прогресс как результат сотрудничества и взаимопомощи сформировались под ощутимым воздействием идей Г. Джорджа о всеобщей ассоциации и всеобщем равенстве. Вместе с тем социально-политич. построения С.Я., подкреплявшие его политич. программы, создавались на самобытной основе. А.Г. Юркевич Впервые программа возрождения Китая была сформулирована С.Я. в "Представлении Ли Хунчжану" (1894)- меморандуме на имя всесильного сановника. С.Я. предлагал путь умеренных реформ сверху, нацеленных на ограничение произвола чиновников и коррупции, содействие гос-ва торговле и промышленности, просвещение народа, снятие ограничений на издание лит-ры по вопросам политики, географии, юриспруденции, военного дела, отмену запретов на нововведения, критику властей и т.п. Последующие построения С.Я. относительно будущего Китая опирались на "три великих принципа" (сань да чжуи), известные также как "три нар. принципа" (сань минь чжуи), сформулированные в 1905: "национализм" (миньцзучжуи), "народовластие" (миньцю-аньчжуи), "нар. благосостояние" (миньшэн-чжуи). До Синьхайской революции принцип "национализма" у С.Я. подразумевал "нац. революцию" - ликвидацию господства маньчжуров и установление собственно кит. (ханьской) государственности; "народовластие" - "политич. революцию", т.е. свержение абсолютизма; "нар. благосостояние" - "социальную революцию" и обеспечение социальной справедливости. По С.Я., история указ, принципов составляет историю поступательного развития стран Запада. Однако их обществ, строй несовершенен: капитал и машинное производство лишают трудящихся справедливой доли жизненных ресурсов. Имуществ. неравенство - гл. социальная болезнь Запада. Ее симптом - классовая борьба, отсутствовавшая в Китае домашинного периода. Хотя технич. и естественнонауч. достижения Запада необходимо использовать, следует предупредить возникновение капитализма в Китае; благо там нет капитала, ибо имуществ. градации не выходят за рамки "бедности". Поэтому осуществить принцип "нар. благосостояния" будет легче, чем на Западе. Рост частного капитала там проистекает из бесконтрольного возрастания цен на землю, обогащающего отд. лица. Для предотвращения этого следует "уравнять права на землю", установив на нее цены. По мере их возрастания в ходе развития промышленности разница между установленной и фактич. ценой через систему поземельного налогообложения будет сосредоточиваться в руках гос-ва - "всех". После образования в 1912 Кит. Республики С.Я. стал трактовать "уравнение прав на землю" не только как уплату налога в соответствии с ценой на землю, но и как ее национализацию. Она осуществляется через посредство единого налога в духе теории амер. экономиста Г. Джорджа. Необходимо также обобществление капитала в духе К. Маркса - но путем не национализации малочисленных и маломощных частных предприятий, а создания крупного производства под контролем гос-ва как основы "гос. социализма". В 1918 С.Я. выступил с одним из гл. своих трудов - "Программой стр-ва гос-ва" (др. назв. - "Промышленный план"). Высвободившиеся после мировой войны производственные мощности в зап. странах С.Я. предложил конвертировать на выпуск продукции, поставляемой Китаю. Это также дает возможность сотрудничества великих держав и создания своего рода материальной основы Лиги Наций. План С.Я. предусматривал гос. руководство экономикой и централизованный контроль над железнодорожным транспортом, осн. частью горнодобывающей промышленности, гл. морскими портами, энергетикой и инфраструктурой. Предполагалась также частичная реализация гос. монополии внеш. торговли (зерно, шелк и чай), единая система складского и элеваторного хоз-ва и т.п. Частное предпринимательство допустимо, если производство не имеет общенац. значения или лучше развивается при этой форме хозяйствования. Гос-во, в отличие от ситуации при капитализме, должно решать и вопросы распределения, в части, ограничивать вывоз из Китая продуктов питания, создать их трехлетние запасы, оборудовать склады и элеваторы, наладить транспорт и т.п. В последние годы жизни С.Я. "три нар. принципа" были переориентированы как программа политич., социально-экономич. и идеологич. деятельности Гоминьдана. Принцип "национализма" перерос в учение о сплочении кит. нации для борьбы с империализмом, кит. милитаристами, за объединение страны. Принцип "народовластия" получил развитие в плане политич. устройства, основанного на всеобщем избирательном праве и разделении властей. Помимо исполнительной, законодательной и судебной властей предусматривались т.н. экзаменац. (ответственная за систему гос. аттестации) и контрольная власти как положительные элементы нац. политич. традиции. Переустройство страны должно пройти три этапа: "пер. военного правления" с задачей уничтожения сил реакции и распространения революц. идеологии; "пер. политич. опеки" - фактич. партийная диктатура для орг-ции новых политич. и экономич. форм; "пер. конституц. правления". Принцип "нар. благосостояния" трактовался как "социализм, или, иначе говоря, коммунизм, т.е. принцип Великого единения (Да тун [1])". Вместе с тем он отличен от коммунизма в "методе" реализации, ибо в Китае нет условий для классовой борьбы, зато есть возможность сотрудничества в разной степени бедных социальных групп. Условия "нар. благосостояния" - устранение иностр. экономич. гнета и осуществление принципа "каждому пахарю - свое поле". Но конфискация земли в пользу крестьян приведет к сопротивлению интеллигенции, рабочих и купечества, к-рые, по С.Я., в разной мере являются землевладельцами. Аграрная революция посредством выкупа земли у помещиков должна быть постепенно подготовлена организационной и разъяснительной работой. Социально-экономич. проекты С.Я. исходили, во-первых, из положения о том, что феод, формы угнетения в Китае прекратили существование в кон. 3 в. до н.э. при переходе к централизованным империям Цинь и Хань; во-вторых, из необходимости сохранения основ существовавшего обществ, строя и традиций гос. регулирования. Их жизненность, по С.Я., доказал европ. социализм, к к-рому он причислял также гос.-капиталистич. тенденции в политике зап. держав. Залог успеха реализации своих проектов С.Я. видел в превосходстве кит. цивилизации как культурно-гуманитарной традиции над зап. даже в условиях временного естествен нонауч. и технич. отставания. Г.Д. Сухарчук *Сунь Чжуншань цюаньцзи (Поли. собр. соч. С.Я.). Т. 1 -5. Пекин, 1981 -5; Избр. произв. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1985; Гофу цюаньшу (Поли. собр. соч. Отца гос-ва). Тайбэй, 1970; **Сенин Н.Г. Общественно-политич. и филос. взгляды С.Я. М., 1956; Крымов А.Г. Обществ, мысль и идеологич. борьба в Китае (1900- 1917гг.). М., 1972; Кузьмин И.Д. Конфуцианство и эволюция идеологии Гоминьдана: С.Я., Дай Цзитао, Чан Кайши. Л., 1975;Меликсетов А.В. Социально-экономич. взгляды С.Я.: происхождение, развитие, сущность // Китай: гос-во и об-во. М., 1977; Его же. Социально-экономич. политика Гоминьдана в Китае (1927 - 1949). М., 1977; Делюсин Л.П. Спор о социализме. Из истории общественно-политич. мысли Китая в нач. 20-х годов. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1980; Ефимов Г.В. С.Я.: поиск пути, 1914 - 1922. М., 1981; Сухарнук Г.Д. Социально-экономич. взгляды политич. лидеров Гоминьдана первой пол. XX в. М., 1983; Борох Л.Н. Обществ, мысль Китай и социализм (нач. XX в.). М., 1984; Тихвинский С.Л. Завещание кит. революционера. С.Я.: жизнь, борьба и эволюция политич. взглядов. М., 1986; Титаренко М.Л. С.Я. о социальном прогрессе // ПДВ. 1987. №2; С.Я. 1866 - 1986. К 120-летию со дня рождения. М., 1987; Ван Цзюэань. Миньшэн чжэсюэ шэньлунь (Филос. содержание принципа нар. благосостояния). Тайбэй, 1972; Сяо Ваньюань. Сунь Чжуншань чжэсюэ сысян (Филос. взгляды С.Я.). Пекин, 1981; Bruce R. Sun Yat-sen. L., 1969; Wu /.С.Я. Sun Yat-sen: The Man and his Ideas. Taipei, 1971; Hensman Ch-R.Y. Sun Yat-sen. L., 1976; Schiffrin H.L. Sun Yat-sen, Reluctant Revolutionary. Boston - Toronto, 1980.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме СУНЬ ЯТСЕН — 0

Найдено научныех статей по теме СУНЬ ЯТСЕН — 0

Найдено книг по теме СУНЬ ЯТСЕН — 0

Найдено презентаций по теме СУНЬ ЯТСЕН — 0

Найдено рефератов по теме СУНЬ ЯТСЕН — 0