СУМЭСУН СЯНФЭН

СУН -ИНЬ ШКОЛА

Найдено 1 определение:

СУН [ЦЗЯНЯ]-ИНЬ [ВЭНЯ] ШКОЛА

Филос. школа сер. 4 в. до н.э., одно из влиятельных идейных течений в академии Цзися, созданное философами даос, толка Сун Цзянем и Инь Вэнем. В библиографич. разд. "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) упоминаются два соч. школы - "Сун-цзы" из 18 пяней (глав) и "Инь Вэнь-цзы" из одного пяня, к-рые до нас не дошли. Сведения об их взглядах содержатся в "Чжуан-цзы" (гл. "Тянь ел"), "Сюнь-цзы", "Хань Фэй-цзы", "Люй-ши чунь цю". Текстологич. исследование, проведенное Го Можо, позволило ему сделать вывод о том, что в памятнике 3 в. до н.э. "Гуань-цзы" Сун Цзяню, предположительно, принадлежат главы "Синь шу" ("Искусство мышления") и "Нэй е" ("Внутр. деятельность"), а гл. "Бай синь" ("Чистое мышление")- Инь Вэню. С мнением Го Можо согласно большинство совр. синологов. С.- И.ш. сосредоточила основное внимание на проблемах сущности мира, его "пути" - дао и процессе познания мира. Самое раннее упоминание об учениях Сун Цзяня и Инь Вэня в "Чжуан-цзы" позволяет заключить, что они воспринимались как общая концепция. Их филос. построения, развивающие материалистич. мотивы раннего даосизма, основаны на представлении о дао как естеств. основе вещей, движущей силе и начале Вселенной. Соблюдение дао на земле - залог процветания правителя: "Тому, кто осуществляет дао, подчиняется вся Поднебесная, от того, кто пренебрегает дао, отворачивается народ, и он не может избежать гибели". Дао управляет Небом и Землей, определяет судьбу людей и существование всех вещей. Дао - это естественность самих вещей, от соблюдения к-рой зависит и благополучие людей. Дао само по себе не имеет формы - ее ему придает дэ [1]. "Дэ [1]-это вместилище дао, благодаря ему рождаются и развиваются вещи. Познав дэ [1], тем самым познают и сущность дао" ("Гуань-цзы"). Следуя даос, традиции, восходящей к Лао-цзы, философы считали, что "недеяние (у вэй, см. Вэй [1]) и есть дао". Важное место в учении С.- И.ш. занимает категория ци [1]-субстанция всего сущего. Это то, чем наполнены все тела. В человеке различаются два вида ци [1] - "тончайшая", к-рой наделяет вещи Небо, и "грубая", получаемая от Земли. "Тончайшая" ци [1] (цзин ци) образует духовное начало человека, "грубая" - его тело. "Гармония этих двух начал образует жизнь", - писали философы. Спокойствие ци [1] в человеке - залог его способности к разумному познанию вещей. В этом процессе гл. роль играет "тончайшая" ци [1]- источник разума, "ум". В природе "тончайшая" ци образует звезды, способствует росту вещей, рождает хлеба и называется "духом" (шэнь [1]) "Тончайшая" ци [1] - это "самая совершенная ци [1]". Когда циркулирует ци [1], "зарождается жизнь, благодаря жизни возникает мышление, от мышления появляется знание, позволяющее человеку установить предел своих действий" ("Гуань-цзы"). Осн. положения учения о познании, разработанного С.- И.ш., сводятся к концепции "сердца" ("разума", синь [1]) и его связи с внутр. состоянием человека. "Сердце" - вместилище "тончайшей" ци [1]. Важнейшее условие правильного мышления - пребывание сердца в состоянии чистоты, сосредоточенности и "покоя" (цзин [2], см. Дун - цзин). "Сердце должно освободиться от страстей, и тогда дух (тончайшая ци [1]) вселится в свое вместилище. Очистив сердце от всего того, что его засоряет, дух задержится в нем" ("Гуань-цзы"). "Засоряющие сердце" страсти и излишние желания мешают человеку познавать мир. Кроме того, только "чистое сердце" способно управлять органами чувств в процессе познания. "Искусство сердца (мышления) состоит в том, чтобы посредством, недеяния управлять внеш. органами" ("Гуань-цзы"). "Сердце" (разум) человека должно быть не только "чистым", но и "пустотным" (сюй); когда "в нем не содержится ничего", тогда оно способно воспринимать внеш. мир, то, что составляет объект познания, "не я". Цель познания Сун Цзянь и Инь Вэнь определяли как способность человека "управлять вещами", устанавливать правильное соотношение между "именами" (мин [2], понятиями) и реальным содержанием вещей. Этот процесс философы называли путем "уяснения начал вещей и явлений и определения их имен". Именно так человек познает естеств. путь дао. А это, в свою очередь, означает установление "правильных имен" - ключ к управлению страной: "Когда имена правильны, а законы совершенны, тогда совершен немудрые могут пребывать в недеянии". Философы, таким образом, первыми среди даос, мыслителей сделали шаг навстречу как отд. положениям конф. поли-тич. доктрины, так и взглядам сторонников моизма и легизма. Впоследствии этот процесс сближения ведущих учений древнего Китая продолжил Сюнь Куан. «ЧЦЦЧ. Т. II, III, V, VI. Шанхай, 1935; **Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961; Феоктистов В.Ф. Филос. и общественно-политич. взгляды Сюнь-цзы. Исслед. и пер. М., 1976. С. 99 - 103; Ян Хиншун. Материалистич. мысль в древнем Китае. М., 1984. С. 102 - 11; Чжунго чжэсюэ ши (История кит. философии) [под ред. Жэнь Цзиюя] . Т. 1. Пекин, 1988. С. 117 - 27. В.Ф. Феоктистов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме СУН -ИНЬ ШКОЛА — 0

Найдено научныех статей по теме СУН -ИНЬ ШКОЛА — 0

Найдено книг по теме СУН -ИНЬ ШКОЛА — 0

Найдено презентаций по теме СУН -ИНЬ ШКОЛА — 0

Найдено рефератов по теме СУН -ИНЬ ШКОЛА — 0