СУХРАВАРДИ Яхья ас

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СУХРАВАРДИ Яхья ас

Шихабаддин (1155, Сухравард, ок. Зенджана - 1191, Халеб), мусульм. теолог, суфий. Прозвище - аль-Мактуль (букв. - убитый). Развил учение о мистич. озарении - ишрак, к-рое легло в ос­нову целого направления в суфизме. В концепции С. намеченные у аль-Халладжа, Ибн Сины и Газали идеи ишрак сочетаются с воззрениями герметизма и зороаст­ризма (ангелология и др.), что вызвало обвинения
С. в неправоверии. Оказал большое влияние на после­дующее развитие мусульм. мысли (Шахразури, Даввани, Мулла Садра, Хади Сабзивари, индомусульм. теологи 16-18 вв.).

Источник: Советский философский словарь

СУХРАВАРДИ Яхья ас

Шахабаддин Яхья (1155–91) – азерб. философ, суфий, основоположник учения Ишрак. Род. в г. Сухравард, учился в Мараге араб. языку, философии и логике. Жил в Дамаске, затем в Халебе, где был убит за проповедь пантеистич. идей (отсюда – прозвище С. аль-мактуль – убитый). Мировоззрение С. эклектично; оно включает суфийскую мистику (см. Суфизм), элементы зороастризма, манихейства, неоплатонизма и перипатетизма (см. Перипатетическая школа). Свое учение С. назвал "Хикмат аль-ишрак" – "Иллюминативная философия", или "философия озарения" (см. Ишрак). Мир, Вселенная – ст. зр. С.– эманация божества, к-рое является первопричиной всего сущего. В отличие от перипатетиков, С. называет не 4, а 3 элемента мироздания: землю, воздух и воду; огонь же, по С., есть "горящий воздух". Разделяя геоцентрич. концепцию строения Вселенной, С. полагал, что планеты движутся не только вокруг Земли, но и вместе с ней вокруг некоего центра. Соч.: Opera metaphysica et mistica, ed. H. Corbin, ?. ?, Istanbul, 1945; Маджмуэ-е доввом мосаннафат-е шейх-е, Ишрак дар хекмат моштамел бар, т. 1–3, Тегеран – Париж, 1952; Мантек ат-талвихат, Тегеран, 1955. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 220–21; Mоин М., Хекмат-е Ишрак ва фарханг-е Иран бастан, Тегеран, 1329 с. г. х. (1950–51); Сами аль Кийяли, ас-Сухраварди, Бейрут, 1955; Усуль аль-фальсафа аль-иштиракийя инда Шихаб ад-Дин ас-Сухраварди, Каир, 1959; Vaux Carra de, La philosophie illuminative (Hikmet-el-Ichrag), d´apr?s Suhrawerdi Meqtoul, "Journal Asiatique", 1902, t. 19; Hоrten M., Die Philosophie der Erleuchtung nach Suhrawardi, Halle/Saale, 1912. См. такжелитературу при ст. Азербайджанская философская и общественная мысль и Ишрак. А. Агахи. Баку.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СУХРАВАРДИ Яхья ас

1154, Сухравард, Северо-Западный Иран — 1191, Алеппо) — арабо-мусульманский философ, представитель ишракизма. К имени ас-Сухраварди добавляют «ал-мактул» (убиенный), а желая указать на его статус фактического основателя школы — «шайх ал-ишрак» (Шейх озарения). Учился у Маджд ад-Дина ал-Джили, затем после переезда в Исфаган — у Фахр ад-Дина ал-Маридини. Важным представляется сообщение источников о том, что ас-Сухраварди через Захира ал-Фариси познакомился с сочинением «ал-Басаир» («Прозрения») своего младшего современника Умара Ибн Сахлана ас-Саваджи, который стремился ресистематизировать и реконструировать аристотелевскую логику на новых основаниях. Среди возможных, хотя пока не доказанных источников влияния на логику ас-Сухраварди можно назвать «Логику восточных» Ибн Сины, считающуюся частью не дошедшего до нас сочинения «Восточная философия», в котором, возможно, Ибн Синой были изложены идеи ишракизма. Во всяком случае, Ибн Сина служит безусловным авторитетом для ас-Сухраварди, а в его работах обнаруживаются многочисленные параллели с текстами последнего.
Основным философским сочинением ас-Сухраварди, содержащим изложение собственно философии озарения, является «Хикмат ая-ишрак» («Мудрость озарения»). В первой части он излагает аристотелевскую логику, частично критикуя ее, частично предлагая альтернативные положения ишракизма, которые выработаны в соответствии с метафизикой философии озарения, изложению которой посвящена вторая часть. К числу философских сочинений относятся также «ат-Талвихат» («Намеки»), «ал-Мугавамат» («Оборения»), «ал-Машари ва-л-мутарахат» («Истоки и вызовы»), в которых ас-Сухраварди по собственному признанию скорее стоит на позициях перипатетиков. «Хайакил ан-нур» («Храмы света») и «ал-Алвах ал-имадиййа» («Имадовы скрижали») написаны ишракистско-зороастрийским языком с добавлением перипатетических мотивов. Многочисленные аллегорические и мистические трактаты написаны на арабском и персидском, в их числе «ал-Гурба ал-гарбиййа» («В западне Запада»), «Рисалат ат-тайр» («Трактат о птицах»), «Лугат-и муран» («Язык муравьев») и др. Исследователи указывают и на существование ишракистского политического учения, которое ас-Сухраварди преподавал нескольким правителям своего времени; считается, что его смерть прямо связана с попыткой претворить в жизнь эти идеи.
Ас-Сухраварди оказал решающее влияние на последующее развитие персидской философской мысли. Среди его последователей — аш-Шахразури, Кутб ад-Дин аш-Ширази, Садр ад-Дин аш-Ширази.
Соч.: Sohravardi Sh. Y. Oeuvres philosophiques et mystiques, ed. H. Corbin, v.1—3. Teheran, 1993; Sohravardi. Partaw namach (The book of Radiance), ed. H. Ziai. Costa Mesa, 1998; Idem. The Philosophy of Illumination (Hikmat al-ishraq), ed. and transi. J. Walbridge and H. Ziai. Brigham-Provo, 1999; в рус. пер.: Мунис аль-ушшак, вступление, пер. с фарси и комм. В. А. Дроздовой.— «Восток», 1993, № 2, с. 131— 50; Язык муравьев, пер. с перс. и комм. Я. Эшотса.— «Волшебная гора», VII, 1998, с. 160—80; Акаид ал-фаласифа (Учения философов), араб. текст, рус. и азерб. пер. Баку, 1986.
Лит.: Fakhry M. Al-Suhrawardis critique of the Muslim Peripatetics (al-Mashshaun).— Philosophies of Existence. Ancient and Medieval, ed. P. Morewidge. N. Y, 1982, pp. 279-284.
А. В. Смирнов

Источник: Новая философская энциклопедия