СУХОВО-КОБЫЛИН Александр Васильевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СУХОВО-КОБЫЛИН Александр Васильевич
17(29) сентября 1817, Москва — 11(24) марта 1903, Болье, Франция] — русский писатель, философ. В 1838 окончил физико-математическое отделение философского факультета Московского университета, изучал философию и право в Гейдельбергском и Берлинском университетах. С 1843 служил в канцелярии московского генерал-губернатора, в 1850 вышел в отставку в чине титулярного советника и посвятил себя литературной деятельности. Почетный член Академии наук по отделению словесности (1902). Сатирическая комедия «Свадьба Кречинското» (1855), политическая сатира «Дело» (1861), сатира-гротеск «Смерть Тарелкина» (1869), созданию которых «обязан философии», несмотря на жанровое различие, объединены социальной темой и составляют трилогию, вошедшую в число шедевров мировой драматургии. В центре творчества Сухово-Кобылина — борьба за идеалы справедливости и добра, познание гармонии природы и жизни, в человеке он ценит «деятельность, движение, труд». В 1843—1902 переводил сочинения Гегеля. Найдя «капитальнейшие упущения» в созданной философом картине мира, разработал собственную философскую систему — «Учение Всемир», названную «Введением в спекулятивную философию». Ее основное положение о том, что «мировой процесс совершается по абсолютному, логическому, т. е. божественному закону», не противоречит учению Гегеля об абсолютной идее. Всемир как «высочайшая гармония триединства» включает Логический мир, Природу и Дух, которые «сояты законом золотого сечения». Человечество в комплексе Всемира выполняет роль связки между Природой и Духом. Жизнь Всемира — это бесконечное саморазвитие по законам разума, «движение человечества к Богу». Свои" умозаключения пытался подтвердить математическими формулами, ибо «математика и философия суть сестры».
Соч.: Трилогия. М., 1966; Учение Всемир. Инженерно-философское озарение. М.. 1955. Архивы: ИРЛИ, ф. 186; РГАЛИ, ф. 438.
H. M. Северикова

Источник: Новая философская энциклопедия

СУХОВО-КОБЫЛИН Александр Васильевич

[17(29) сентября 1817 – 11(24) марта 1903] – рус. писатель, философ-гегельянец. С 1902 – почетный академик по разряду изящной словесности. Окончил физико-математич. отделение филос. фак-та Моск. ун-та (в 1838); изучал философию и право в Гейдельбергском ун-те. Наибольшую известность получила драматич. трилогия С.-К. ("Свадьба Кречинского", 1855; "Дело", 1861; "Смерть Тарелкина", 1868), в к-рой он дал глубокую критику полицейско-бюрократич. системы самодержавия: по духу и художеств. приемам она близка творчеству М. Салтыкова-Щедрина. В отличие от революционных демократов, к которым С.-К. относился аристократически-неприязненно, он считал, что пороки государственно-бюрократической машины устранимы. Он мечтал о единстве общества, противостоящего буржуазному духу и засилью бюрократов благодаря сохранению дворянских представлений о чести и нар. разума, а также усвоению завоеваний совр. зап. науки. Филос. труды С.-К. сохранились лишь в рукописях. Н. Рудницкий. Москва. В осн. филос. соч. "Учении Всемира" С.-К. развил в духе Гегеля представления об абс. идее как основе мира, проходящей в своем развитии три последоват. ступени (бог, природа, человечество). Органич. единство этих трех ступеней составляет "Абсолютный Все-мир", тело к-рого – "бесконечная Вселенная, центр – бог, радиус – человечество". Универсальным законом развития Всемира является раздвоение на противоположности (экстремы). Поступат. движение Всемира осуществляется эналаксами (переходами) противоположностей. Логич. или идеальный эналакс связывает мир чистых сущностей с физич. миром. Другой эналакс ведет из физического ("животного", "чувственного") мира в человеческий ("духовный") мир. Сущность этого эналакса, по С.-К., раскрыта Дарвином, к-рый "практически доказал то, что теоретически предсказывал Гегель" (ЦГАЛИ, ф. 438, ед. хр. 158). Развитие происходит по правилу "золотого сечения", диалектич. триады. История человечества также имеет три этапа: 1) этап телурического (земного) человечества – эра юности человечества и его зависимости от природы; 2) этап солярного (солнечного) человечества, сопровождающийся его выходом в солнечную систему; 3) этап сидерического (звездного) человечества. Вырвавшись к звездам, человечество расселяется в Космосе и, освободившись т.о. от собств. телесности, становится всемирно воплощенным Разумом. Будущее человечества на Земле – всемирное гос-во, к-рое возглавит наиб. умная, гуманная и сильная раса, способная обеспечить всеобщий мир и братство. Соч.: Из дневника А. В. С.-К., "Рус. старина", 1910, No 5; Письма А. В. С.-К. родным, в кн.: Тр. Публичной биб-ки им. В. И. Ленина, вып. 3, М., 1934; Трилогия, М., 1966. Лит.: Смирнов К. ?., Драматург-гегельянец А. В. С.-К., "Тр. Ярославского пед. ин-та", 1929, т. 3, вып. 1; Рудницкий К., А. В. С.-К., Очерк жизни и творчества, М., 1957; Злобина М., Заметки о драматургии С.-К., "Новый мир", 1967, No 9. Г. Корхова. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.